Автор: Гришина О. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Сокращение штата является непростой и протяженной по времени процедурой, требующей к тому же от работодателя существенных финансовых затрат. Поэтому при оптимизации численности работников работодатели зачастую прибегают к процедуре увольнения по соглашению сторон. Она имеет ряд преимуществ по сравнению с сокращением штата (в частности, проще и менее долгая). При таком варианте работнику, как правило, выплачивается денежная компенсация («отступные»), размер которой определяется соглашением между работодателем и увольняемым.

Можно ли признать подобные выплаты в расходах при УСНО? И следует ли включить их в облагаемую базу по страховым взносам? Для ответа на поставленные вопросы обратимся и к законодательным нормам, и к судебным решениям, и к разъяснениям чиновников.

Расходы на оплату труда при УСНО

Согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ перечень затрат, относимых «упрощенцами» к расходам на оплату труда на основании пп. 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ, определен ст. 255 НК РФ. В нем, в частности, поименованы следующие виды «зарплатных» расходов:

  • стимулирующие и (или) компенсирующие начисления за особые условия труда, «северные» надбавки (п. 3, 11, 12);

  • начисления при увольнении (в том числе при сокращении штата) (п. 9).

Отметим: данный перечень расходов является открытым, поскольку согласно п. 25 ст. 255 НК РФ в качестве расходов на оплату труда для целей налогообложения могут быть квалифицированы и другие виды затрат.

Таким образом, при УСНО можно включить в расходы на оплату труда те выплаты работникам, которые (см. письма Минфина России от 30.08.2019 № 03-11-11/66828, от 15.01.2018 № 03-03-06/1/971):

  • осуществлены на основании локальных актов;

  • соответствуют критериям п. 1 ст. 252 НК РФ;

  • не поименованыв ст. 270 НК РФ.

Вместе с тем расторжение трудового договора означает прекращение существующих между работником и работодателем трудовых отношений и увольнение работника. Можно ли отнести выплаченные работнику при увольнении «отступные», предусмотренные соглашением о расторжении договора, к категории «зарплатных» выплат?

Компенсационные выплаты, предусмотренные Трудовым кодексом

Трудовой кодекс выделяет два вида компенсационных выплат.

Компенсационные выплаты, связанные с особыми условиями труда

Денежные выплаты, направленные на возмещение затрат, понесенных работником при исполнении трудовых обязанностей

В данную группу входят:

  • доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146 – 148 ТК РФ);

  • выплаты за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и праздничные дни, за совмещение должностей (ст. 149 – 154 ТК РФ). Данные выплаты являются составной частью заработной платы (ст. 129 ТК РФ)

Выплата подобных компенсаций обусловлена ст. 164, 165 ТК РФ. Примеры таких компенсаций:

  • выплаты за разъездной характер работы;

  • выплаты при переезде на работу в другую местность.

Как правило, такие выплаты компенсируют материальные затраты работников

Кроме того, ст. 127 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя выплатить увольняющемуся сотруднику денежную компенсацию за неиспользованный отпуск.

Выплата «отступных» в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон Трудовым кодексом (в частности, п. 1 ч. 1 ст. 77 и ст. 78) прямо не предусмотрена. Однако большинство работодателей практикует выплату подобных компенсаций.

Можно ли учесть отступные в расходах?

Расходами в целях налогообложения в силу п. 2 ст. 252 НК РФ признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. А затраты, не соответствующие указанным требованиям, не учитываются в целях налогообложения (п. 49 ст. 270 НК РФ).

Согласно п. 9 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся, в частности, начисления увольняемым работникам, в том числе в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика.

К сведению: в целях применения п. 9 ст. 255 НК РФ начислениями увольняемому работнику признается, в частности, выходное пособие, выплачиваемое работодателем при расторжении трудового договора, предусмотренное таким договором и (или) отдельными соглашениями сторон трудового договора, в том числе соглашениями о расторжении трудового договора, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными актами, содержащими нормы трудового права.

Статьей 78 ТК РФ предусмотрена возможность расторжения трудового договора по соглашению его сторон в любое время. А в силу ст. 57 ТК РФ, если при заключении трудового договора в него не были внесены какие-либо условия, эти условия могут быть определены отдельным приложением к нему либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В итоге можно сделать следующий вывод. Выплата, производимая при увольнении работника на основании соглашения о расторжении трудового договора, установленная в соответствии с Трудовым кодексом, может быть учтена в составе расходов на оплату труда, учитываемых в налоговой базе по УСНО, если предусмотрена трудовым или коллективным договором, дополнительным соглашением к трудовому договору либо соглашением о расторжении трудового договора, при соблюдении критериев ст. 252 НК РФ. Сказанное следует из писем Минфина России от 18.03.2020 № 03-03-06/1/20894, от 18.07.2019 № 03-04-06/53226, от 23.04.2019 № 03-04-05/29191, от 24.07.2017 № 03-03-06/1/46887, от 09.03.2017 № 03-04-06/13116. Причем каждый раз, давая разъяснения на эту тему, финансисты ссылаются на Обзор судебной практики ВС РФ № 4 (2016).

К сведению: в Обзоре судебной практики ВС РФ № 4 (2016) сказано: для признания денежной суммы, выплаченной работнику в связи с расторжением трудового договора по соглашению сторон, расходами в целях налогообложения необходимо, чтобы такая выплата являлась экономически обоснованной. При значительном размере этой суммы и ее явном несоответствии обстоятельствам, характеризующим трудовую деятельность работника, на налогоплательщике лежит бремя раскрытия доказательств, обосновывающих природу произведенной выплаты и ее экономическую оправданность.

Однако следует учесть, что в ходе проверки налоговый орган может отказать в принятии расходов на выплату чрезмерно завышенного выходного пособия, указав на то, что они экономически необоснованны (см., например, Постановление АС ВВО от 11.02.2019 № Ф01-6836/2018 по делу № А11-7331/2017). При этом на налогоплательщике лежит бремя раскрытия доказательств, обосновывающих природу произведенных выплат и их экономическую оправданность (см. п. 26 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 (2017)).

К сведению! Настаивая на исключении из налоговой базы «отступных», выплачиваемых при расторжении трудового договора по соглашению сторон, налоговики указывают, что такие выплаты:

  • не отвечают требованиям ст. 252 НК РФ, так как не относятся к деятельности, связанной с извлечением дохода (ведь они не являются обязательными, поэтому их нельзя отнести к разряду обоснованных (экономически оправданных) расходов);

  • не связаны непосредственно с выполнением работником трудовых обязанностей, поэтому не могут быть расценены как расходы, связанные с производством и реализацией;

  • не являются стимулирующими (то есть не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы), следовательно, их нельзя признать оплатой труда;

  • имеют социальную направленность (в силу п. 29 ст. 270 НК РФ их нельзя учесть при налогообложении).

Примеры из правоприменительной практики

Есть немало судебных решений, в которых указано, что выходное пособие при увольнении работника, выплаченное на основании дополнительного соглашения к трудовому договору, может быть учтено в расходах при налогообложении. Но при условии, что работодатель подтвердит экономическую выгоду и обоснованность такой выплаты.

К примеру, в Определении ВС РФ от 20.02.2018 № 305-КГ17-15790 по делу № А40-171348/2016 разъяснено, что для признания экономически оправданными расходами выплат работникам, увольняемым по соглашению сторон, значение имеет деловая цель – намерение получить положительный экономический эффект в связи с увольнением конкретного работника (в том числе вследствие уменьшения или изменения структуры персонала, замены работников). Кроме того, экономическая оправданность выплат также может быть оценена с точки зрения длительности трудового стажа работника, внесенного им трудового вклада и иных обстоятельств, характеризующих трудовую деятельность работника.

Какие аргументы помогают налогоплательщикам одержать победу в суде?

1. Выплаты, производимые на основании соглашений о расторжении трудового договора, по существу, являются платой за согласие работника на отказ от трудового договора. То есть данные выплаты направлены на разрешение возможных конфликтных ситуаций при увольнениях (не служат исключительно цели личного обогащения увольняемого работника) и соблюдение баланса интересов работника и работодателя.

2. Увольнение работника является завершающим этапом трудовых отношений с налогоплательщиком. Поэтому вывод о несоответствии расходов, производимых при увольнении работников, требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ не может следовать из того факта, что работник в дальнейшем не сможет приносить доход организации результатом своего труда. Иное означало бы оценку целесообразности увольнения работника на соответствующих условиях путем прекращения трудовых отношений по соглашению сторон, а не по иным основаниям, предусмотренным ТК РФ.

3. Налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности; обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Налогоплательщик осуществляет свою деятельность самостоятельно, на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность (см. Определение КС РФ от 04.06.2007 № 320-О-П, Письмо Минфина России от 06.09.2017 № 03-03-06/1/57120).

4. Бремя раскрытия доказательств, обосновывающих природу произведенной выплаты и ее экономическую оправданность, может быть возложено на налогоплательщика лишь при значительном размере таких выплат, их явной несопоставимости с обычным размером выходного пособия, на которое в соответствии со ст. 178 ТК РФ вправе рассчитывать увольняемый. Если же выплаты сопоставимы с обычными расходами работодателя, производимыми согласно ст. 180 ТК РФ (размер выплаты на одного работника составляет от одного до шести среднемесячных заработков), то их следует квалифицировать в качестве выходных пособий, выполняющих функцию защиты работника от временной потери дохода до трудоустройства, а не в качестве личного обеспечения работника за счет бывшего работодателя («золотой парашют»). Как известно, подобные выплаты в силу п. 29 и 49 ст. 270 НК РФ не учитываются при налогообложении.

Такие аргументы приведены, в частности, в Постановлении АС МО от 04.03.2019 № Ф05-20094/2017 по делу № А40-8486/2017, определениях ВС РФ от 20.12.2017 № 305-КГ17-12841 по делу № А40-194155/2016, от 26.04.2017 № 305-КГ16-19115 по делу № А40-63455/2015, от 21.04.2017 № 305-КГ17-4601 по делу № А40-132830/2016.

То есть, если трудовые отношения с работником расторгнуты по соглашению сторон и данным соглашением предусмотрена выплата отступных, указанную сумму работодатель на основании п. 9 ст. 255, пп. 6 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ вправе учесть в составе расходов при расчете «упрощенного» налога.

Однако налоговых рисков у работодателя не возникнет лишь в случае, если величина выплаты не превысит шести среднемесячных заработков увольняемого работника (см. ст. 178, 180 ТК РФ). При выплатах большего размера велика вероятность исключения их из налоговой базы. Приведем несколько примеров.

В Постановлении АС СЗО от 18.02.2019 № Ф07-16094/2018 по делу № А42-2473/2017 была рассмотрена следующая ситуация. Коллективным договором компании была предусмотрена выплата работникам единовременного пособия при увольнении в связи с выходом на пенсию, величина которого зависела от количества отработанных в компании лет (от одного до двух с половиной среднемесячных заработков). По факту такие выходные пособия выплачивались работникам на основании дополнительных соглашений к трудовым договорам и соглашений о расторжении трудовых договоров в значительном размере и независимо от количества отработанных лет. Суд пришел к выводу, что налогоплательщик не обосновал компенсационный характер и экономический смысл спорных выплат. Арбитры сочли, что они несопоставимы с размером, установленным коллективным договором.

Аналогичные выводы в схожих ситуациях сделаны в постановлениях АС СЗО от 29.08.2019 № Ф07-10101/2019 по делу № А42-4397/2017 и АС ВВО от 11.02.2019 № Ф01-6836/2018 по делу № А11-7331/2017.

Что со страховыми взносами?

Исчерпывающий перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами, установлен:

  • ст. 422 НК РФ;

  • ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Причем компенсационные выплаты работникам при увольнении не облагаются страховыми взносами при одновременном выполнении двух условий (абз. 6 пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ):

  • выплата предусмотрена законодательством РФ;

  • ее сумма не превышает установленный предел.

Таким образом, компенсационные выплаты, связанные с увольнением (в частности, выходные пособия), независимо от основания, по которому производится увольнение, в том числе выплачиваемые при расторжении трудового договора по соглашению сторон, освобождаются от обложения страховыми взносами на основании вышеуказанных норм в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка сотрудника (шестикратный размер среднего месячного заработка для лиц, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Суммы, превышающие указанные предельные величины, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке (см. письма Минфина России от 18.07.2019 № 03-04-06/53226, от 23.04.2019 № 03-04-05/29191, Минтруда России от 27.01.2016 № 17-4/В-29).

Как облагаются НДФЛ «отступные»?

В настоящее время страховые взносы с рассматриваемых выплат исчисляются по одинаковым правилам с НДФЛ – см. ст. 217 НК РФ. Компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, предусмотренные коллективным или трудовым договором, в силу п. 3 ст. 217 освобождаются от обложения НДФЛ в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка – для лиц, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Суммы таких выплат при увольнении, превышающие указанные размеры, подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке (см. письма Минфина России № 03-04-06/53226, № 03-04-05/29191).

* * *

Обобщим сказанное. Согласно ст. 78 ТК РФ трудовой договор по соглашению сторон может быть расторгнут в любое время.

Если трудовые отношения с работником расторгнуты по соглашению сторон и данным соглашением, трудовым или коллективным договором предусмотрена выплата «отступных», то их работодатель-»упрощенец» вправе учесть в составе налоговых расходов на основании совокупности норм п. 9 ст. 255, пп. 6 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ. При этом необходимо соблюсти критерии, предусмотренные п. 1 ст. 252 НК РФ. То есть работодателю придется доказать экономическую обоснованность подобных выплат. Такой подход обусловлен разъяснениями официальных органов и правоприменительной практикой. Но надо учесть, что налоговики могут отказать в принятии расходов на выплату отступных, если их размер будет чрезмерно завышенным. Чтобы оспорить такой отказ в суде, «упрощенцу» необходимо доказать обоснованность произведенных выплат и их экономическую оправданность.

Что касается НДФЛ и страховых взносов, их следует исчислить лишь в том случае, если размер отступных превысит установленные законодательными нормами предельные величины – трехкратный (для Крайнего Севера – шестикратный) размер среднего месячного заработка. Причем страховые взносы и НДФЛ начисляются только с сумм, превышающих указанные предельные величины.