Новые параметры УСН с 2025 года, включая введение НДС, приняты во втором чтении

Ожидается повышение лимитов, введение НДС при автоматическом освобождении от него в ряде случаев.

Госдума приняла во втором чтении законопроект о, так сказать, "совершенствовании" налоговой системы (639663-8). В том числе, кардинально видоизменяется такой спецрежим как УСН. Если сейчас пока что он служит заменой чуть ли ни всем налогам, то это начнет меняться – во многих случаях НДС при УСН придется платить.

Без заявлений

Вводится НДС при УСН. Первоначальный вариант поправок предполагал освобождение от НДС при УСН при определённых условиях, но только – в заявительном режиме. Не подавшие заявления упрощенцы могли стать автоматически плательщиками НДС с 1 января 2025 года.

Но итоговая версия предполагает автоматическое освобождение от НДС при доходе не более 60 млн рублей за предыдущий год независимо от того, какой режим налогообложения применял налогоплательщик в предыдущем году. Такой доход зачтется как в случае, если фирма или ИП применяли общий режим и переходят на УСН, так и в случае, если уже применялась УСН в прошлом году. Также освобождение будет действовать для тех, кто только создан и при создании сразу же перешёл на УСН. Автоматическое – потому что нормы об уведомлении в целях освобождения от НДС не вносятся.

Также и применение льготных ставок НДС (5% и 7%) не потребует подачи заявления. Однако это приводит к неопределенности: как можно будет при УСН выбрать такой вариант, как стандартное налогообложение НДС по ставкам 10% или 20% с применением вычетов? Заявление не подается, но и применение льготных ставок тоже не прописывается как обязательное – используется формулировка "вправе". Как реализовать это право на выбор – не известно. Возможно, на практике это будет так: подал декларацию = выбрал вариант налогообложения, отразив в декларации применяемые ставки.

По мелочи

При определении суммы доходов не будут учитываться положительные курсовые разницы и некоторые субсидии. Также теперь оговаривается, что в случае применения нескольких спецрежимов одновременно либо сочетания их с общей системой доход берется по всем применявшимся режимам. Сам факт работы с подакцизными товарами не будет препятствовать освобождению от НДС при УСН.

Если доходы превысили указанный лимит, то придётся исчислять НДС с первого числа следующего месяца после превышения. При переходе на УСН с освобождением от НДС будут восстанавливаться суммы НДС, ранее принятые к вычету, в налоговом периоде, предшествующем переходу на УСН. Подлежащий восстановлению НДС будет учитываться в этом случае в расходах.

В случае применения льготных ставок не будет вычетов при условии, что соответствующие приобретения (товары, услуги и так далее) используются в операциях, облагаемых НДС по указанным льготным ставкам. Предъявленные суммы налога входящего можно будет учитывать в стоимости приобретения. При УСН при льготных ставках НДС не будут применяться нормы об НДС, исчисляемом с межценовой разницы, например, при реализации транспортных средств, приобретённых ранее у физлиц, в том числе для перепродажи, а также в некоторых других случаях. Будет оговорено, что льготные ставки не применяются при импорте товаров.

"Особый" НДС – на три года

Льготная ставка НДС 5% будет применяться при доходах за предшествующий год до 250 млн рублей, причём, опять же, независимо от того, какая система налогообложения применялась. Также ставка 5% будет актуальна при утрате права на освобождение от НДС, то есть, в начале исполнения обязанностей налогоплательщика НДС при УСН. Льготная ставка 7% будет применяться при сумме дохода до 450 млн рублей в год, опять же, независимо от применявшейся в предыдущем году системы налогообложения, либо при утрате права на ставку 5%. Напомним, что 450 млн – это новый устанавливаемый законопроектом лимит для применения УСН.

Также устанавливается, что если право на соответствующую налоговую ставку не утрачивается, то налогоплательщик обязан применять её в течение не менее 12 последовательных налоговых периодов (не менее трех лет!). Отсчет – от первой декларации с такими ставками. То есть, нельзя будет самовольно ранее этого срока перескакивать с льготной ставки на обычный вариант налогообложения НДС, предусматривающий стандартные ставки (10%, 20%) и вычеты.

В некоторых случаях будет применяться нулевая ставка НДС, так же, как и при обычном налогообложении НДС (при экспорте, по услугам международной перевозки и так далее).

Лимиты для УСН

Лимиты для применения УСН законопроектом повышаются. Сейчас организация имеет право перейти на УСН со следующего года, если по итогам 9 месяцев текущего доходы не превысили 112,5 млн. рублей. Выше, здесь и ниже называем лимиты, установленные или устанавливаемые НК, без учета индексации, при том, что все новые лимиты (включая вводимые в целях НДС) будут индексироваться, как и сейчас это делается с существующими. По законопроекту указанный лимит составит 337,5 млн, а в учитываемый в этих целях доход не будут включаться положительные курсовые разницы (за вычетом разницы от переоценки авансов) и субсидии при "дарении" имущества государству.

Коэффициент-дефлятор ко всем лимитам будет применяться, установленный на тот год, в котором налогоплательщиком получены соответствующие доходы. В итоге, при решении вопроса о переходе на УСН с 2026 года доход за 9 месяцев 2025 года будет умножаться на дефлятор 2025 года. Сейчас сложилась практика, когда к доходам за 9 месяцев применяется уже новый дефлятор – например, в целях перехода на УСН с 2024 года доход за 9 месяцев 2023-го умножается на дефлятор-2024. Соответственно, шансы на переход на УСН при прочих равных в итоге снизились бы, но это, конечно, компенсируется упомянутым повышением лимита (подробнее).

Допустимую численность работников для УСН повысят до 130 человек. Лимит по остаточной стоимости ОС увеличат со 150 млн до 200 млн, при этом введут индексацию и этого лимита тоже.

Установленный ныне лимит для полного слёта с УСН – 200 млн – повысят до 450 млн. Собственно, слёт с УСН будет один без градации – слёт с привычных ставок или полный слёт с УСН. Повышенные ставки 20% и 8% для тех, кто превысил некий первый лимит, но не превысил второй, полностью упраздняются.

Весь законопроект нацелен на:

  • введение прогрессивной шкалы НДФЛ (подробнее);
  • появление нового налогового вычета – за сдачу нормативов ГТО, повышение "детских" вычетов (подробнее);
  • установление туристического налога, для которого предусмотрен минимальный уровень – 100 рублей в сутки с номера;
  • повышение налога на прибыль до 25%;
  • повышение госпошлин для граждан и организаций. В том числе развод обойдется в 5 тысяч "с носа";
  • введение НДС при УСН;
  • установление параметров "амнистии" при дроблении бизнеса;
  • повышение налога на процессинговые центры интерактивных ставок букмекерских контор;
  • расширение льгот по страховым взносам;
  • повышение имущественных налогов на объекты с кадастровой стоимостью от 300 млн рублей (в этой части за период прохождения проекта в Госдуме ничего не изменилось, кроме уточнений "технического" характера). Налог на имущество как физлиц, так и организаций, а также земельный налог при такой стоимости повысятся до 2,5%. Участки под жильё и жилищную инфраструктуру, а также садово-огородные, если их кадастровая стоимость более 300 млн рублей, будут относиться к прочим, по которым налоговая ставка сможет достигать 1,5%;
  • релоканты должны будут платить НДФЛ при продаже акций и долей, даже если долго ими владели. Кроме того, освобождение не будет касаться части дохода, превышающей 50 млн рублей. То есть, если доход налогового резидента от продажи долей или акций (при сроке владения от 5 лет) составил менее 50 млн – налог платить будет не надо. С превышения – придется заплатить (в этой части текст проекта также остался таким, как при внесении).