"Амнистия" при дроблении бизнеса одобрена Советом Федерации

Пока законопроект находился в Госдуме, его разработчики разобрались с классификацией решений по проверкам, а также внесли иные уточнения.

Законопроект о "совершенствовании" налоговой системы, который сегодня одобрен Совфедом, содержит положения о так называемой амнистии при дроблении бизнеса без внесения поправок в Налоговый кодекс и в какие-либо другие федеральные законы (639663-8). В процессе обработки проекта в Госдуме эти положения претерпели некоторые изменения, в том числе, сняты те пробелы, на которых мы акцентировали внимание, когда имелась лишь первоначальная версия законопроекта.

Что это такое и каких случаев не коснется

Под дроблением в этих целях будет пониматься разделение единой предпринимательской деятельности между формально самостоятельными лицами. Цель дробления – занижение налогов, способ – применение спецрежимов (тут уточнили: "с превышением предусмотренных статьей 54.1 НК пределов осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налогов"). Под добровольным отказом от дробления будет пониматься исчисление и уплата налогов соответствующими лицами в размере, который получится в результате консолидации доходов и других показателей.

Такой добровольный отказ от дробления в 2025 и 2026 году станет условием для прекращения обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов по статьям 119, 120 и 122 НК, возникшей за налоговые периоды 2022-2024 годов, в части нарушений, связанных с дроблением. Амнистия понадобится, только если поймали, а если же не было проверки, при которой выявлено дробление, то и указанной обязанности по уплате налогов не возникнет, а значит, и прощать будет нечего.

"Амнистия" не будет распространяться на решения, вынесенные по результатам проверок и вступившие в силу до дня вступления в силу нового закона. В начальной версии проекта речь шла только о решениях о привлечении к ответственности. Теперь уточнили, что это касается также и решений об отказе от привлечения к ответственности. Если на тот момент можно было предположить, что на вступившие в силу решения об отказе амнистия должна распространяться, то теперь ясно, что любые вступившие в силу решения выведены "из игры".

Как все будет работать

В целом, когда закон вступит в силу, приостановится действие решений (и тут вид решения также не уточняется), вынесенных по результатам проверок за 2022-2024 годы по дроблению бизнеса. Это приостановление не помешает налогоплательщикам обжаловать решение в вышестоящей налоговый орган и в суд. Течение сроков на обжалование также не прервётся.

Если решение по проверкам за 2022-2004 годы не вступило в силу к моменту принятия закона, если при этом по результатам выездных проверок за периоды 2025-2026 годов дробление не найдено, то недоимки по дроблению за 2022-2024 годы платить не надо будет, равно как и штрафы и пени. Если было несколько проверок за эти годы, то прощение состоится, когда вступит в силу последнее решение. Прописаны и другие правила на случай повторных проверок. Если выездной проверки за 2025-2026 годы не было, то недоимки будут прощены 1 января 2030 года.

Если же дробление обнаружено также и в 25-26 годах, то заодно вступит в силу решение по проверкам за 2022-2024 годы, и надо будет уплатить всё доначисленное. Если добровольный отказ от дробления будет квалифицирован как частичный, то долги будут прощаться в соответствующей части.

Если отказ от дробления в периоды 2025 или 2026 годах имел место только после того, как вынесено решение о проведении выездной проверки за эти годы, то прекращается обязанность по уплате налогов за периоды 2022-2023 только в том случае, если констатирован добровольный отказ от дробления также за 2024 год. В этом случае налогоплательщик может подать уточнёнки за 2024 год, и налоговые органы вправе при этом истребовать некие подтверждения добровольного отказа от дробления.

Если налогоплательщик, по которому действует приостановление обязанности по уплате налогов, ликвидируется или банкротится, то обязанность по уплате налогов в связи с дроблением бизнеса прекращается. Если при этом выяснится, что раздробленный бизнес перенесён на иную группу лиц, то на таких лиц перекладывается обязанность по уплате налогов, ранее возложенная на ликвидированного (обанкроченного) налогоплательщика, затем ему прощённая, за 2022-2024 годы.

Пока упомянутые решения приостановлены, материалы не будут направляться в следственные органы.

Весь законопроект нацелен на:

  • введение прогрессивной шкалы НДФЛ (подробнее);
  • появление нового налогового вычета – за сдачу нормативов ГТО, повышение "детских" вычетов (подробнее);
  • установление туристического налога, для которого предусмотрен минимальный уровень – 100 рублей в сутки с номера;
  • повышение налога на прибыль до 25%;
  • повышение госпошлин для граждан и организаций. В том числе развод обойдется в 5 тысяч "с носа";
  • введение НДС при УСН;
  • установление параметров "амнистии" при дроблении бизнеса;
  • повышение налога на процессинговые центры интерактивных ставок букмекерских контор;
  • расширение льгот по страховым взносам;
  • повышение имущественных налогов на объекты с кадастровой стоимостью от 300 млн рублей (в этой части за период прохождения проекта в Госдуме ничего не изменилось, кроме уточнений "технического" характера). Налог на имущество как физлиц, так и организаций, а также земельный налог при такой стоимости повысятся до 2,5%. Участки под жильё и жилищную инфраструктуру, а также садово-огородные, если их кадастровая стоимость более 300 млн рублей, будут относиться к прочим, по которым налоговая ставка сможет достигать 1,5%;
  • релоканты должны будут платить НДФЛ при продаже акций и долей, даже если долго ими владели. Кроме того, освобождение не будет касаться части дохода, превышающей 50 млн рублей. То есть, если доход налогового резидента от продажи долей или акций (при сроке владения от 5 лет) составил менее 50 млн – налог платить будет не надо. С превышения – придется заплатить (в этой части текст проекта также остался таким, как при внесении).