ФНС выпустила новый обзор судебной практики, основанный на решениях ВС и КС за 4 квартал 2019 года.

Недавно ФНС составила обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда и Верховного Суда принятых в четвертом квартале 2019 года по вопросам налогообложения. Сначала расскажем о тех спорах, в которых налогоплательщикам удалось выиграть. По идее, налоговики на местах теперь тоже должны учитывать эти результаты, и не доначислять понапрасну. Но если это случилось – бизнесмены могут идти в суд с уверенностью в предстоящей победе.

Страховые взносы

КС разрешил возврат переплаты по взносам, разнесенным ПФ по лицевым счетам. Такой возврат невозможен только по индивидуальной части тарифа, и только если страховой случай уже наступил. Позиция касается как "старых" взносов (которые платились еще в ПФ до 2017 года), так и "новых", администрируемых налоговой службой (постановление от 31.10.2019 № 32-П).

Напомним, закон от 28.12.2017 № 436-ФЗ, среди всего прочего, предусматривал списание налоговых долгов ИП, образовавшихся до 1 января 2015 года. У ИП была недоимка по взносам в ПФ, ПФ через приставов пытался ее взыскать, а ИП обратился в налоговую, которая также отказалась списать долг. Причина – на тот момент (в марте 2018 года) еще не были приняты подзаконные акты, регламентирующие порядок и сроки списания. Суды придумали причину еще нелогичнее – недоимка была по взносам "за себя", исчисленным исходя из МРОТ. ВС встал на сторону ИП и отметил, что никакие подобные причины не установлены законом в качестве влияющих на перспективу списания (определение от 31.10.2019 № 302-ЭС19-10771 по делу № А74-6054/2018).

НДС – вычеты

КС позволил заявлять вычеты НДС по счету-фактуре, выставленному банкротом, но не все. В НК должны быть внесены изменения, устраняющие неопределенность. Пока их нет, КС предложил временный порядок, допустив "разрывы" по НДС при определенных условиях (постановление от 19.12.2019 № 41-П).

Налоговики должны учитывать обязательные разъяснения ФНС, указал ВС. Оптовик закупал товар у производителя и по договору получал скидки за объем и своевременную оплату. Налоговая решила, что надо восстанавливать часть НДС, ранее принятого к вычету, а суды, рассматривая спор, разошлись во мнениях, меняет ли скидка цену (в частности, до 2013 года, с которого изменилось законодательное регулирование вопроса). Окружной суд принял сторону налоговиков, а ВС отменил это решение. В том числе ВС указал на наличие разъяснений ФНС, опубликованных в качестве обязательных для применения налоговыми органами. В данном случае решение ИФНС не соответствовало позиции ФНС, а ведь она способна "сформировать у налогоплательщиков соответствующие законные ожидания относительно оценки своего поведения". Доначисление отменено (определение ВС от 14.11.2019 № 305-ЭС19-14421 по делу № А41-76253/2018).

Вычеты НДС по рекламным материалам не запрещены, а исчисление исходящего НДС зависит от того, имеют ли эти материалы практическую ценность. Налоговики "прикопались" к вычетам НДС по сделке, по которой проверяемый налогоплательщик выступил заказчиком рекламной полиграфии: каталогов, листовок, стопперов и буклетов, каждый экземпляр – стоимостью до 100 рублей. Эта продукция не имеет ценности для покупателей, поэтому не предназначена для использования в облагаемых НДС операциях, значит, и вычеты не положены, решила налоговая. Это мнение поддержали суды трех инстанций, но ВС все решения, в том числе – ИФНС, отменил. Цель изготовления рекламных материалов – собственно, реклама, а никак не их продажа (определение ВС от 13.12.2019 № 301-ЭС19-14748 по делу № А43-5424/2018).

Исходящий НДС

Еще одно приведенное в обзоре дело – об очередном случае доначисления НДС после того, как пресечено дробление бизнеса, и ИП, которому вменили объединенный доход, переведен со спецрежима на общую систему. Вопрос в том, сколько доначислять НДС – сверху на цену или в составе цены. ВС указал, что налог исчисляется по ставке 18/118 – в этом случае он остается косвенным, а не уплачиваемым из собственных средств налогоплательщика. По этому поводу ранее было уже не одно решение ВС. Один аналогичный случай вошел в предыдущий обзор ФНС. В другом деле, когда физлицо-арендодатель признано бизнесменом, ВС не позволил взыскать НДС по ставке 18%, поскольку арендатор не согласился на повышение арендной платы постфактум. Еще один спор – и ВС разрешил после "слета" с УСН вычленить НДС из цены вместо накрутки сверх.

Физлицо уличено в предпринмательской деятельности без статуса ИП (по сдаче имущества в аренду). При этом налоговая доначислила НДФЛ и НДС. Гражданин настаивал, что НДС он платить не должен, так как его выручка не превышала 2 млн за каждые три месяца. ИФНС же противилась, поскольку гражданин по понятным причинам не подавал уведомление об освобождении от НДС. Суды в очередной раз указали, что освобождение от НДС не поставлено в зависимость от факта подачи уведомления (определение ВС от 09.10.2019 № 4-КА19-19). Напомним, что в свое время еще ВАС отметил, что за опоздание с подачей уведомления не предусмотрено лишения права на освобождение. В том числе это отражено в постановлении пленума от 30 мая 2014 года № 33. Более того: еще со времен ВАС позволено "освобождаться" от НДС тем, кому грозит доначисление налогов по общей системе по итогам проверки. Суды частенько этим руководствуются. ФНС также разъясняла это своим подчиненным органам, но они до сих пор никак не усвоят это правило.

Другое

ВС защитил фирму, уплатившую копеечный долг накануне продления алколицензии (определение от 08.10.2019 № 305-ЭС19-9748 по делу № А40-121484/2018). Временной лаг между уплатой и поступлением денег на счета нужной налоговой не должен идти во вред налогоплательщику – факт погашения недоимки имеет место в момент уплаты.

Споров, в которых налогоплательщики стали проигравшей стороной, в обзоре гораздо меньше, чем тех, где им улыбнулась фортуна. Но все же о негативном опыте бизнеса мы расскажем в отдельной статье.