ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Согласно статье 149 ТК РФ:

«При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права».

Обращаем ваше внимание, что с 6 октября 2006 года указанная статья действует в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года №90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

В обновленной редакции статьи уточнен перечень документов, в которых могут быть предусмотрены выплаты, связанные с выполнением работ в условиях, отклоняющихся от нормальных. Статья 149 НК РФ особо уточняет, что размеры выплат, устанавливаемые организациями самостоятельно, не может быть меньше тех, которые установлены ТК РФ или иными нормативными документами, содержащими нормы трудового права.

Оплата труда при выполнении работ различной квалификации.

Статьей 150 ТК РФ установлен порядок, в соответствии с которым должны производиться доплаты в тех случаях, когда работник выполняет работы различной квалификации.

Если работник работает с повременной оплатой труда, то при выполнении им работ, требующих различной квалификации, оплата должна производиться исходя из тарифных ставок, установленных для работ, требующих более высокой квалификации.

При выполнении работ различной квалификации работниками, получающими сдельную оплату, заработная плата рассчитывается по расценкам выполняемой работы.

Если работнику со сдельной оплатой труда поручается выполнение работ, соответствующих более низкому уровню квалификации, то ему должна быть выплачена межразрядная разница.

Таким образом, если работник с более низкой квалификацией выполняет работы, требующие более высокой квалификации, оплата по более высоким расценкам производится только за работу большей квалификации. Если наоборот, работнику с более высокой квалификацией поручаются менее квалифицированные работы, вся работа оплачивается по расценкам, соответствующим работам, требующим более высокой квалификации.

Данные правила справедливы только для сдельной оплаты. При повременной оплате заработная плата в любом случае начисляется исходя из тарифных ставок, соответствующих работе, требующей более высокого уровня квалификации.

Оплата труда при совмещении профессий.

Согласно положениям статьи 151 ТК РФ работнику, выполняющему у одного и того же работодателя, наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности), или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата. Кроме того, такая доплата производится и в случае расширения зон обслуживания и (или) увеличении объема дополнительной работы.

Размер доплаты по указанным основаниям устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 ТК РФ).

В отношении данного вида доплат следует отметить, что никаких минимальных размеров доплат, которые установлены законодательством, в этом случае нет.

Обратите внимание!

Доплаты за совмещение профессий (должностей) не устанавливаются в тех случаях, когда совмещаемая работа предусмотрена в нормах трудовых затрат, обусловлена трудовым договором (входит в круг обязанностей работника) или поручается работнику в установленном законодательством порядке, в связи с недостаточной загруженностью, против действующих норм трудовых затрат по основной работе.

Оплата труда в выходные, нерабочие дни и в ночное время.

Согласно статье 112 ТК РФ нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:

«1, 2, 3, 4 и 5 января - Новогодние каникулы;

7 января - Рождество Христово;

23 февраля - День защитника Отечества;

8 марта - Международный женский день;

1 мая - Праздник Весны и Труда;

9 мая - День Победы;

12 июня - День России;

4 ноября - День народного единства».

Кроме того, статьей 112 ТК РФ определено, что при совпадении выходного и праздничного дней, выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день, то есть помимо выходных дней ежегодно работнику гарантировано 11 праздничных нерабочих дней. Заметим, что наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы как для «окладников», так и для других категорий работников, например, «сдельщиков»:

«Работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, выплачивается дополнительное вознаграждение. Размер и порядок выплаты указанного вознаграждения определяются коллективным договором, соглашениями, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором. Суммы расходов на выплату дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад)».

Кроме того, четко регламентирован порядок переноса выходных и нерабочих праздничных дней Правительством Российской Федерации:

«В целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней Правительство Российской Федерации вправе переносить выходные дни на другие дни. При этом нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации о переносе выходных дней на другие дни в очередном календарном году подлежит официальному опубликованию не позднее, чем за месяц до наступления соответствующего календарного года. Принятие нормативных правовых актов о переносе выходных дней на другие дни в течение календарного года допускается при условии официального опубликования указанных актов не позднее, чем за два месяца до календарной даты устанавливаемого выходного дня».

Так, например, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года №661 «О переносе выходных дней в 2007 году» в 2007 году в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней переносятся следующие выходные дни:

·   с субботы 28 апреля на понедельник 30 апреля;

·   с субботы 9 июня на понедельник 11 июня;

·   с субботы 29 декабря на понедельник 31 декабря.

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением некоторых случаев, прямо указанных в ТК РФ. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится только по письменному распоряжению работодателя (статья 113 ТК РФ).

В соответствии со статьей 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

·   сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;

·   работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

·   работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Статьей 154 ТК РФ установлено, что каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Отметим, что на момент написания этой книги общий минимальный размер надбавок за работу в ночное время законодательно не установлен. В такой ситуации статья 423 ТК РФ позволяет обратиться к ранее изданным нормативным документам, касающихся этого вопроса, которые продолжают действовать.

Отметим, что при определении минимального размера надбавок, выплачиваемых за работу в ночное время, организации стекольной и фарфорово-фаянсовой промышленности могут использовать пункт 9 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 года №194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства». Несмотря на то, что этот документ довольно «старый», в силу нормы статьи 423 ТК РФ он относится к действующему законодательству. Согласно пункту 9 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 года №194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства»:

«Установить рабочим, мастерам, руководителям участков и других подразделений, специалистам и служащим, работающим в двух - и трехсменном режиме в объединениях, на предприятиях и в организациях промышленности, строительства, транспорта и связи, а также в перерабатывающих отраслях агропромышленного комплекса:

а) доплату за работу в вечернюю смену в размере 20 процентов, а за работу в ночную смену - 40 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующей смене. Указанную доплату за работу в ночную смену производить в случае, если не менее 50 процентов ее продолжительности приходится на ночное время (с 10 часов вечера до 6 часов утра). Такие доплаты вводятся взамен дополнительной оплаты труда за работу в ночное время. В тех случаях, когда вводимые доплаты за работу в вечернюю или ночную смены меньше суммы дополнительной оплаты за часы работы в ночное время, сохранить действующий порядок оплаты труда за работу в ночное время, предусмотренный законодательством для работников отдельных отраслей».

Таким образом, указанные субъекты хозяйственной деятельности могут признать минимальным размер доплаты, установленный указанным нормативным документом.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Согласно статье 96 ТК РФ ночным считается время с 22 часов вечера до 6 часов утра. Каждый час работы в этот период времени должен оплачиваться в повышенном размере.

Продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час без последующей отработки.

Не сокращается продолжительность работы (смены) в ночное время для работников, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, а также для работников, принятых специально для работы в ночное время, если иное не предусмотрено коллективным договором.

Оплата сверхурочных работ.

Сверхурочная работа в соответствии со статьей 152 ТК РФ оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу также могут быть определены в коллективном договоре или трудовых договорах, заключенных с работниками.

По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

При всем этом следует учитывать, что под сверхурочной работой, в соответствии со статьей 99 ТК РФ, понимается работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период:

«Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия в следующих случаях:

1) при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (не завершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;

2) при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников;

3) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.

Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе без его согласия допускается в следующих случаях:

1) при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;

2) при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование систем водоснабжения, газоснабжения, отопления, освещения, канализации, транспорта, связи;

3) при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

В других случаях привлечение к сверхурочной работе допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Не допускается привлечение к сверхурочной работе беременных женщин, работников в возрасте до восемнадцати лет, других категорий работников в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Привлечение к сверхурочной работе инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы».

При этом сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Организация обязана обеспечить точный учет сверхурочных работ, выполненных каждым работником.

При определении количества сверхурочных часов за соответствующий учетный период следует учитывать Разъяснение Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного Центрального совета профессиональных союзов от 8 августа 1966 года №13/П-21 «О компенсации за работу в праздничные дни». Согласно данному Разъяснению при подсчете сверхурочных часов не учитывается работа в праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, так как такая работа уже оплачена в повышенном размере.

Обратите внимание!

В целях налогообложения прибыли можно учесть лишь суммы надбавок за работу в ночное время, сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, которые предусмотрены трудовым или коллективным договором. Это вытекает из пункта 3 статьи 255 НК РФ.

Если оплата производится в повышенном размере, то часть, выплаченную сверх суммы надбавок, установленных в трудовом или коллективном договоре, не учитывается в целях налогообложения. ЕСН опять-таки начисляется с суммы надбавки в пределах договора (пункт 1 статьи 236 НК РФ), а та часть, что выплачена свыше и не включена в состав расходов по налогу на прибыль, этим налогом не облагается (пункт 3 статьи 236 НК РФ). То же самое относится и к страховым взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Вся сумма надбавок за работу в ночное время, сверхурочную работу и работу в выходные, и праздничные дни включается в доход работника, облагаемый НДФЛ (подпункт 6 пункта 1 статьи 208 НК РФ).

Стоить обратить внимание, что трудовое законодательство возлагает на работодателя обеспечение точного учета фактически отработанного работником рабочего времени. При этом работа в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, а также сверхурочные часы учитываются обособленно и отдельно отражаются в табеле учета рабочего времени.

Пример 1. Из консультационной практики ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ».

1) Расчет доплат за работу в ночное время для сотрудника, которому установлен должностной оклад при трехсменном режиме.

Предприятие работает круглосуточно. Сотрудники трудятся посменно по 8 часов в день 5 дней в неделю. Первая смена - с 8 до 16 часов, вторая - с 16 до 24 часов, третья - с 24 до 8 часов следующего дня.

По условиям коллективного трудового договора за работу в ночное время выплачивается надбавка в размере 35 процентов должностного оклада.

В одном месяце 2007 года сотрудник, которому установлен оклад 5 000 рублей, работал 21 день - 7 дней в первую смену и по 7 дней во вторую и третью смены.

Определим, сколько часов сотрудник работал ночью. При работе во вторую смену на ночное время приходится по 2 часа в день, а в третью - все 8 часов. Поэтому нужно сделать такой расчет:

7 дней x 2 часов + 7 дней x 8 часов = 70 часов

Для расчета надбавки за работу в ночное время определяют часовой заработок сотрудника:

5 000 рублей / 21 дней / 8 часов = 29,76 рубля.

Тогда «ночная» надбавка сотрудника составит:

29,76 рубля x 35% x 70 часов = 729,12 рубля.

Тогда в этом месяце будет начислено сотруднику:

Дебет 20 Кредит 70

- 5 000 рублей - начислен оклад за месяц;

Дебет 20 Кредит 70

- 729,12 рубля - начислена надбавка за работу в ночное время за месяц.

Напоминаем, что сменный режим работы, порядок доплат за работу в ночное время, сверхурочные работы и работу в выходные и праздничные дни, должны быть обязательно отражены в трудовом и (или) коллективном договоре с сотрудниками и положении об оплате труда, утвержденном на предприятии.

2) Вопрос: Не нарушаются ли условия труда сотрудника, в случае если, отработав неделю в ночную смену (до 8-30 часов, субботы), следующая смена начинается в понедельник в 17-30 час. В какой день и время сотрудник может приступить к работе в рассматриваемой ситуации?

Ответ: В соответствие со статьей 110 ТК РФ продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов. В примере продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не менее 42 часов, а даже превышает это время. Нарушений трудового законодательства нет.

Окончание примера.

Помимо вышеперечисленных доплат значительное влияние на заработную плату работников стекольной и фарфорово-фаянсовой промышленности оказывают вредные условия труда. Производство стекла, связано с операциями, выполняя которые работник подвергает свое здоровье воздействию вредных факторов. Это работы, выполняемые по профессиям:

-   Выдувальщик стеклоизделий;

-   Дробильщик-размольщик шихты;

-   Засыпщик шихты;

-   Кварцеплавильщик;

-   Наборщик стекломассы;

-   Машинист вытягивания стекла;

-   Моллировщик стекла;

-   Отжигальщик стекла и многие другие.

Работникам, занятым в тяжелых и вредных производствах, трудовое законодательство предоставляет определенные льготы и компенсации. К ним относятся различные виды дополнительных денежных выплат, компенсаций, дополнительные отпуска, выдача бесплатного питания, спецодежды и так далее.

Согласно статье 146 ТК РФ:

«Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.

В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями».

Как указано в статье 147 ТК РФ:

«Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором».

Как видим, трудовое законодательство обязало Правительство Российской Федерации разработать документ, который устанавливает минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными, опасными или особыми условиями труда. Конкретные же размеры повышения оплаты труда за «вредность» организация устанавливает самостоятельно, с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ.

При этом следует отметить, что согласно статье 219 ТК РФ помимо повышенной оплаты труда работники, занятые на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда имеют право на получение компенсации.

Размер такой компенсации и порядок ее выплаты также должно определить Правительство РФ. Работодатели с учетом своего финансового положения вправе устанавливать повышенные или дополнительные компенсации за «вредность», причем это закрепляется либо коллективным договором, либо локальным актом организации.

Порядок проведения аттестации рабочих мест установлен Постановлением Минтруда РФ от 14 марта 1997 года №12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда».

Обратите внимание!

В отношении налогообложения налогом на доходы физических лиц и ЕСН сумм, приравненных к оплате труда в повышенном размере (статья 147 НК РФ) следует обратить внимание, что они не относятся в состав компенсационных выплат, а приравниваются к суммам на оплату труда. Поэтому исчисление налога на доходы физических лиц и ЕСН производится в обычном порядке.

Кстати, аналогичная точка зрения содержится в Письме Минфина РФ от 24 октября 2006 года №03-05-02-04/166, данное в качестве ответа на частный вопрос:

«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу начисления единого социального налога на выплаты за тяжелые и вредные условия труда и сообщает следующее.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению единым социальным налогом (далее - ЕСН) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в частности связанных с выполнением работником трудовых обязанностей, а также связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

Абзацем 9 ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) предусмотрен самостоятельный вид компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.

Согласно ст. 219 Трудового кодекса если работник занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, он имеет право на вышеуказанные компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Нормы упомянутых компенсаций действующим законодательством или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не определены. Таким образом, размер компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, может определяться коллективным или трудовыми договорами.

Основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат результаты аттестации рабочих мест по условиям труда (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т.д.), которая проводится в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 14.03.1997 №12 «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда».

При этом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2003 №244 государственную экспертизу труда осуществляет Федеральная служба по труду и занятости и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающие вопросами охраны труда.

Вместе с тем согласно ст. 370 Трудового кодекса контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют инспекции труда профсоюзов, которые создаются общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями. При выявлении профсоюзными инспекторами труда определенных нарушений трудового законодательства работодатели должны устранять такие нарушения и о результатах рассмотрения требований инспекторов докладывать соответствующему органу профсоюзной организации.

В связи с вышеизложенным компенсации работникам за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, выплачиваемые работодателем в размере, установленном коллективным (трудовым) договором с учетом рекомендаций профсоюзных инспекторов труда, не облагаются ЕСН в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса.

Однако если в ходе контрольной работы у налогового органа возникнут сомнения в правомерности установления организацией компенсационных выплат работникам, занятым на работах с вредными, тяжелыми или опасными условиями труда, то для решения данного вопроса налоговые органы, используя положения ст. 31 Кодекса, вправе привлечь экспертов Федеральной службы по труду и занятости и (или) органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, ведающих вопросами охраны труда.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии со ст. 146 Трудового кодекса оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.

Статьей 147 Трудового кодекса определено, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При этом ни Трудовой кодекс, ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации не рассматривают оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты.

Таким образом, доплаты к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле ст. 164 Трудового кодекса, а повышают размер оплаты труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, как это предусмотрено ст. 147 Трудового кодекса.

Соответственно к таким доплатам не может применяться пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса, и они подлежат налогообложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке».

Нужно отметить, что работникам, связанным с тяжелыми и вредными условиями труда в соответствии с положениями статьи 117 ТК РФ ежегодно предоставляются дополнительные отпуска.

Заметим, что статьей 117 ТК РФ указано, что теперь Правительство РФ устанавливает лишь минимальную продолжительность такого дополнительного отпуска. Поэтому организация, вправе установить предоставление такого отпуска в рамках трудового договора, продолжительность которого обоснована результатами аттестации рабочих мест.

Обратите внимание!

Статьей 120 ТК РФ:

«Продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются.

При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском».

С вопросами начисления «отпускных» и порядком их выплаты Вы можете познакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Отпуска».

Оплата дополнительного отпуска в целях налогообложения прибыли, в соответствии с пунктом 7 статьи 255 НК РФ, относится в состав расходов на оплату труда. При этом следует иметь в виду, что в целях главы 25 НК РФ расходы на дополнительный отпуск могут быть учтены при налогообложении только в том случае, если отпуск, предоставляемый работнику работодателем, не превышает минимального срока, предусмотренного Правительством РФ. Если же продолжительность дополнительного отпуска превышает указанные нормы, то организация-работодатель оплату «сверхнормативных» дней должна отнести в состав расходов, не уменьшающих налогооблагаемую прибыль (пункт 24 статьи 270 НК РФ).

Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными актами.

Статьей 315 ТК РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В соответствии со статьей 316 ТК РФ:

«Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере».

Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года №1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года (О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера)» и внесенными в него впоследствии изменениями.

Для организаций стекольной и фарфорово-фаянсовой промышленности, расположенных в особых климатических условиях, каких-либо иных особенностей, в этом случае, не предусмотрено.

Более подробно с вопросами, касающимися бухгалтерского учета и налогообложения в производственных организациях, осуществляющих деятельность по производству стекла, изделий из фарфора и фаянса, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Производство и торговля в стекольной и фарфорово-фаянсовой промышленности».