Автор: Зобова Е. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Ограничений на применение УСНО автономными учреждениями действующим налоговым законодательством не предусмотрено. Соответственно, сейчас самое время подумать о переходе на «упрощенку» с 2018 года.
Для перехода на УСНО с 2018 года автономное учреждение должно сделать три шага. Начнем.
Шаг 1: принимаем решение о переходе на УСНО
Добровольность применения УСНО
Упрощенная система является специальным налоговым режимом, переход на который осуществляется в добровольном порядке (п. 1 ст. 346.11 НК РФ). Соответственно, автономное учреждение вправе выбирать: переходить на УСНО или продолжить применять общий режим налогообложения.
Обратите внимание: переход на УСНО возможен только с начала календарного года, в середине налогового периода перейти на данный спецрежим нельзя. Вернуться на общий налоговый режим с УСНО до окончания налогового периода, то есть до 31 декабря, в добровольном порядке также нельзя.
Плюсы и минусы УСНО
Как любой спецрежим, УСНО имеет явные плюсы ее применения, а также ограничения, сужающие круг субъектов хозяйственной деятельности, которые могут перейти на эту систему.
Плюсы УСНО. К бесспорным плюсам УСНО можно отнести:
-
уплату налога при УСНО вместо налога на прибыль, НДС, налога на имущество организаций (гл. 26.2 НК РФ установлены отдельные исключения из этого правила) (ст. 346.11 НК РФ);
-
существенное сокращение налоговой отчетности – представление налоговой декларации по УСНО один раз по итогам налогового периода – календарного года (ст. 346.23 НК РФ) вместо ежеквартальной отчетности по НДС, налогам на прибыль, на имущество организаций;
-
ведение одной книги учета доходов и расходов вместо налоговых регистров по НДС и налогу на прибыль (ст. 346.24 НК РФ);
-
возможность выбора объекта налогообложения – «доходы» или «доходы минус расходы».
Минусы УСНО. Главным минусом УСНО являются ограничения на ее применение, установленные гл. 26.2 НК РФ. При этом ограничения разноплановые: как по организационно-правовой форме, так и по виду деятельности, по доходам и остаточной стоимости основных средств, по численности работников (см. таблицу, приведенную далее).
Указанные ограничения – серьезная преграда для хозяйствующих субъектов по применению данного режима налогообложения. «Упрощенцы» должны отслеживать показатели своей деятельности, чтобы не утратить право на применение УСНО. Если предельные значения, например, по сумме доходов или численности работников будут превышены, то организация утрачивает право на применение данного спецрежима и переходит на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором это произошло. Соответственно, автономные учреждения при принятии решения о переходе на УСНО должны планировать свою деятельность с учетом ограничений, установленных гл. 26.2 НК РФ.
Показатель | Предельное значение для целей применения УСНО в 2017 и 2018 годах |
Предельный размер доходов | 150 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ) |
Предельный размер дохода за девять месяцев 2017 года | 112,5 млн руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ) |
Средняя численность работников за налоговый период | Не более 100 человек (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ) |
Остаточная стоимость основных средств | Не более 150 млн руб. (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ) |
Говоря об ограничениях при применении УСНО, рассмотрим подробнее ограничение по остаточной стоимости основных средств с учетом особенностей автономных учреждений.
К сведению: имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления на основании ГК РФ. Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).
Как уже было сказано, в соответствии с пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСНО организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая согласно законодательству РФ о бухгалтерском учете, превышает 150 млн руб. В целях применения данной нормы учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом на основании гл. 25 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 256 НК РФ установлено, что амортизируемым имуществом в целях применения гл. 25 признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено данной главой НК РФ), используются им для извлечения дохода, стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 тыс. руб.
При этом расходами для целей налогообложения прибыли организаций признаются экономически оправданные и документально подтвержденные расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (ст. 252 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов.
Автономное учреждение, получая имущество в оперативное управление, не несет фактических затрат на его приобретение. При этом стоимость такого имущества в целях налога на прибыль организаций не учитывается в составе налогооблагаемых доходов на основании пп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Из обозначенных норм следует, что в налоговом учете первоначальная стоимость амортизируемого имущества, полученного автономным учреждением в оперативное управление, не формируется в связи с отсутствием расходов, осуществленных налогоплательщиком, и, соответственно, не подлежит амортизации.
Следовательно, стоимость такого имущества не учитывается в целях применения ограничения, предусмотренного пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 06.07.2016 № 03-11-10/39450).
Таким образом, автономное учреждение при получении от собственника в оперативное управление для осуществления уставной деятельности объектов недвижимого имущества стоимостью даже свыше 150 млн руб. в случае соблюдения всех остальных условий, предусмотренных гл. 26.2 НК РФ, вправе применять УСНО на общих основаниях.
Но у автономных учреждений есть основные средства, приобретенные за счет средств от приносящей доходы деятельности. Вот остаточная стоимость данных основных средств и учитывается с ограничением в 150 млн руб. для целей применения УСНО.
Итак, автономное учреждение должно проанализировать свою деятельность для целей применения УСНО с учетом ограничений, установленных гл. 26.2 НК РФ, на ее применение. Надеемся, что в случае соответствия требованиям гл. 26.2 плюсы применения УСНО перевесят минусы данного спецрежима и организация примет решение стать «упрощенцем».
Шаг 2: выбираем объект налогообложения
«Упрощенка» является единственным налоговым режимом, который дает налогоплательщикам возможность выбора объекта налогообложения: «доходы» или «доходы минус расходы». Исключение из этого правила – когда налогоплательщики являются участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. Тогда они обязаны применять объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» (п. 3 ст. 346.14 НК РФ).
Более того, данный спецрежим позволяет изменять объект налогообложения по следующим правилам:
-
изменять объект налогообложения можно ежегодно;
-
изменить его можно только с начала налогового периода, в течение налогового периода этого делать нельзя;
-
для изменения объекта налогообложения надо уведомить налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предполагает изменить объект налогообложения.
Таким образом, «упрощенка» дает возможность не просто выбрать объект налогообложения исходя из особенностей ведения хозяйственной деятельности, но еще и поменять его в целях минимизации налоговых выплат.
Принципиальным различием объектов налогообложения является возможность учитывать расходы:
-
при применении объекта налогообложения «доходы» расходы для целей исчисления налога при УСНО не учитываются;
-
при выборе объекта «доходы минус расходы» – расходы учитываются.
Отличаются и налоговые ставки:
-
объект налогообложения «доходы» – ставка 6%, может быть снижена законами субъектов РФ до 1%;
-
объект налогообложения «доходы минус расходы» – 15%, может быть снижена законами субъектов РФ до 5%, законами Республики Крым и г. Севастополя – до 3%.
Но здесь уместно сказать об особенностях учета расходов при УСНО для целей налогообложения (ст. 346.16 и 346.17 НК РФ):
-
установлен закрытый перечень расходов;
-
учитываемые расходы должны соответствовать критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (быть обоснованными и документально подтвержденными);
-
обозначены особенности учета отдельных видов расходов;
-
расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.
Таким образом, может возникнуть ситуация, когда у автономного учреждения есть расходы, но для целей применения УСНО они не учитываются. Соответственно, надо проанализировать виды и структуру расходов на предмет возможности их учета для целей налогообложения при УСНО. И если затраты автономного учреждения могут быть расходами при УСНО, есть смысл выбрать объект налогообложения «доходы минус расходы». Если большая часть затрат не учитывается в расходах при УСНО, то целесообразно выбрать объект налогообложения «доходы». Однозначного ответа на вопрос, какой объект налогообложения лучше, нет.
Кроме этого, можно взять данные хозяйственной деятельности автономного учреждения за 2017 год и с конкретными цифрами просчитать два варианта объектов налогообложения. А затем сделать выбор.
Шаг 3: переходим на УСНО с 2018 года
Итак, автономное учреждение сделало первые два шага – приняло решение о переходе на УСНО с 2018 года и выбрало объект налогообложения, следующий шаг – непосредственно переход на УСНО.
Уведомление налогового органа
Согласно ст. 346.13 НК РФ если организация при соответствии требованиям, установленным гл. 26.2, приняла решение о переходе на УСНО с 2018 года, она должна уведомить о своем решении налоговый орган не позднее 31 декабря 2017 года.
Форма данного уведомления не утверждена. Рекомендуемая форма 26.2-1 «Уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения» утверждена Приказом ФНС РФ от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@ «Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения». Соответственно, уведомление можно представить в произвольной форме.
Формат представления уведомления о переходе на УСНО утвержден Приказом ФНС РФ от 16.11.2012 № ММВ-7-6/878@ «Об утверждении форматов представления документов для применения упрощенной системы налогообложения в электронной форме».
В уведомлении нужно указать:
-
объект налогообложения, который будет использоваться при УСНО;
-
остаточную стоимость основных средств;
-
размер доходов.
Данные о размере доходов и остаточной стоимости основных средств приводятся по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого осуществляется переход на УСНО. В рассматриваемом случае нужно привести сведения на 1 октября 2017 года по правилам применяемого в этом налоговом периоде режима налогообложения – общего.
Обратите внимание: для перехода на УСНО с 2018 года доход организации за девять месяцев 2017 года не должен превышать 112,5 млн руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).
Отметим, что в ст. 251 НК РФ приведен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли организаций. Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, не учитываемыми для налогообложения прибыли, установлен пп. 14 п. 1 ст. 251.
Так, согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 при формировании базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) – источником целевого финансирования или федеральными законами в виде субсидий, предоставленных автономным учреждениям.
Таким образом, в уведомлении о переходе на УСНО автономное учреждение должно указать доходы от приносящей доход деятельности. Доходы определяются в соответствии со ст. 248 НК РФ, то есть учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные.
Как уже было сказано ранее, у автономных учреждений есть основные средства (ОС), приобретенные за счет средств от приносящей доходы деятельности, остаточная стоимость данных ОС и указывается в уведомлении.
Отметим, что согласно пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСНО организации, не уведомившие о переходе на данный спецрежим в сроки, установленные п. 1 и 2 ст. 346.13.
В случаях пропуска сроков уведомления налогового органа в адрес данных налогоплательщиков налоговики направляют сообщение о нарушении сроков уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма 26.2-5), утвержденное Приказом ФНС РФ от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@. В этом случае налогоплательщик не имеет право применять УСНО.
При отсутствии права на применение УСНО у данного налогоплательщика налоговики направляют ему сообщение о несоответствии требованиям применения упрощенной системы налогообложения по форме 26.2-4, утвержденной Приказом ФНС РФ от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@.
Подтверждение права на применение УСНО
Если уведомление направлено в установленный срок и автономное учреждение вправе применять УСНО, то налоговый орган никаких ответных шагов в адрес организации не предпримет. Это означает, что по умолчанию автономное учреждение перешло на УСНО с 1 января 2018 года.
Для подтверждения права на применение УСНО налогоплательщик может обратиться в налоговый орган с письменным запросом с просьбой подтвердить факт применения УСНО. Данный запрос представляется в произвольной форме. В ответ на него налоговики в течение 30 календарных дней направят в адрес налогоплательщика информационное письмо (форма 26.2-7), утвержденное Приказом ФНС РФ от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@. В этом документе будет сказано, что налогоплательщик представил заявление о переходе на УСНО, а также указаны представленные налоговые декларации по УСНО (при их наличии).
* * *
Специальных запретов на применение УСНО автономными учреждениями гл. 26.2 НК РФ не установлено. Таким образом, при соответствии требованиям, прописанным в гл. 26.2, автономные учреждения вправе перейти на УСНО.
Для перехода с 2018 года доход организации за девять месяцев 2017 года не должен превышать 112,5 млн руб.
После принятия решения о переходе на УСНО с 2018 года и выборе объекта налогообложения автономное учреждение должно представить в налоговый орган уведомление в срок до 31 декабря 2017 года и применять УСНО с 2018 года.