Газета «Учет. Налоги. Право» № 22/2009

На вопросы отвечает Сергей Тараканов, заместитель начальника отдела методологии, автоматизации налогового контроля и организации межведомственного взаимодействия контрольного управления ФНС России.

По результатам проверки может быть составлен только один акт

– Инспекция по результатам выездной налоговой проверки составила акт. Мы представили возражения по акту, после чего ИФНС приняла решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. По окончании этих мероприятий был составлен новый акт налоговой проверки, с которым мы не согласны еще больше. Правомерны ли действия инспекции по составлению нового акта?

– Нет. По результатам дополнительных мероприятий налогового контроля дополнительный, промежуточный и любой иной акт налоговой проверки не составляется. Это не предусмотрено Налоговым кодексом. Вы можете обжаловать составление этого «нового» акта в вышестоящий налоговый орган, а при необходимости и в суд.

– Получается, дополнительные мероприятия после составления акта бесполезны?

– Не совсем так. Дополнительные мероприятия налогового контроля инспекции проводят, чтобы подтвердить или опровергнуть имеющиеся сомнения в доказательствах совершения налоговых нарушений. Это следует из пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса. Какие именно обстоятельства нуждаются в дополнительных доказательствах, налоговая инспекция должна перечислить в решении о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Форма этого решения утверждена приказом ФНС России от 31.05.07 № ММ-3-06/338@.

– А как компания узнает, что именно обнаружено в ходе таких мероприятий?

– Если в ходе дополнительных мероприятий будут обнаружены новые доказательства совершения правонарушения, то инспекторы на рассмотрении материалов налоговой проверки вправе предъявить их налогоплательщику. Об этом сказано в пункте 4 статьи 101 НК РФ. Но, повторюсь, акт, составленный по итогам налоговой проверки, не меняется, новый не составляется. Правонарушение в акте уже отражено, а мероприятия дополнительного контроля могут лишь дополнить доказательственную базу по этому нарушению.

Инспекция обязана дать разъяснения о порядке заполнения налоговой декларации

– Мы хотим попросить нашу инспекцию дать нам разъяснения. Вправе ли они вообще это делать и можем ли мы такими разъяснениями руководствоваться?

– Смотря что вы хотите у них узнать.

– Мы планируем получить разъяснения по поводу заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль.

– Да, это входит в их компетенцию. Об этом прямо сказано в пункте 1 статьи 32 Налогового кодекса.

Налоговики при проверке обязаны признать ранее не учтенные расходы

– У нас прошла выездная налоговая проверка. Инспекторы обнаружили неучтенные доходы от сдачи в аренду основных средств. В то же время по этой же аренде у нас есть документы, подтверждающие понесенные расходы, которые соответственно тоже не были учтены. Можем ли мы представить эти документы и обязаны ли их учесть сотрудники налоговой инспекции при вынесении решения?

– Да, вы можете представить эти документы, уменьшающие выявленную недоимку, и налоговые инспекторы обязаны будут их учесть.

– Но они не сильно горят желанием это сделать.

– Они не правы. Размер доначисленных по результатам проверки сумм налога на прибыль должен соответствовать действительным налоговым обязательствам налогоплательщика. А они определяются на основании всех положений главы 25 Налогового кодекса. То есть с учетом всех расходов и убытков компании. Кстати, это подтверждает судебная практика, например определение Высшего арбитражного суда от 02.10.08 № 12349/08.

По запросу налоговой представляют копии документов

– У нас сейчас идет выездная проверка. Инспекция затребовала в числе прочего бухгалтерские первичные документы. В каком виде нужно представить эти документы – оригиналы или копии?

– По общему правилу вы должны представить документы в виде заверенных копий. Это следует из пункта 2 статьи 93 Налогового кодекса. Копии документов заверяются подписью руководителя компании, его заместителя или иного уполномоченного лица, а также печатью организации. Нотариально заверенные копии представляются, только если это прямо преду­смотрено законодательством РФ. В настоящий момент таких требований в законодательстве немного. Например, нотариальное удостоверение предусмотрено в отношении доверенности, выданной уполномоченному представителю налогоплательщика – физического лица.

– А когда следует представлять оригиналы?

– Только если инспекция прямо потребует от компании подлинники документов.

– У меня еще один вопрос по поводу сроков выставления требования. Если оно датировано за день до окончания налоговой проверки, обязаны ли мы его исполнять и представлять проверяющим документы?

– Да, обязаны в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования. Окончание налоговой проверки не освобождает компанию от представления истребуемых документов по запросу налогового органа.

Переплату можно зачесть, если не истекли три года со дня перечисления налога

– Я обнаружила ошибки в декларации по ЕНВД за первый квартал 2006 года. Налог мы переплатили. Сейчас мы хотим сдать уточненную декларацию. Как я понимаю, налоговая инспекция не должна начислить пени и штраф, так как была переплата. Можем ли мы сейчас подать заявление о зачете переплаты по налогу в счет будущих периодов? Ведь уже прошло более трех лет.

– Это зависит от того, когда был перечислен налог. Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня его уплаты. Об этом говорится в пункте 7 статьи 78 Налогового кодекса.

– Налог уплатили только в июле 2006 года, то есть с опозданием.

– Тогда вы имеете право заявить о зачете. В вашей ситуации трехлетний срок не истек, и переплату можно зачесть в счет будущих периодов.

Вопрос от редакции «УНП»

Михаил Наринов, эксперт «УНП»

– Некоторые компании на «упрощенке» выставляют счета-фактуры покупателям с НДС. Если при этом не заплатить НДС в установленный срок, будут ли начислены пени?

– Да, будут. По общему правилу компании, применяющие «упрощенку», не признаются налогоплательщиками НДС. Это следует из статьи 346.11 НК РФ. Однако пункт 5 статьи 173 НК РФ предусматривает, что если они все-таки выставляют счета-фактуры с выделенным НДС, то сумма налога к уплате определяется как сумма налога, указанная в счете-фактуре, переданном покупателю. Поэтому в таких случаях компании на упрощенной системе должны перечислять НДС в бюджет. И более того, пункт 5 статьи 174 НК РФ, в котором сказано, что такие компании также обязаны представить в установленные сроки налоговую декларацию по НДС, прямо называет такие организации налогоплательщиками.

КОММЕНТАРИЙ «УНП». Из содержания статьи 75 НК РФ следует, что пени как мера обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов применяется к налогоплательщикам и налоговым агентам. К лицам, не признаваемым налогоплательщиками, эта мера обеспечения не применяется. По мнению судей, компании на «упрощенке» не являются налогоплательщиками НДС. И если они несвоевременно заплатят НДС, то основания для начисления пеней отсутствуют (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.08.08 № А58-9971/07-Ф02-4000/08).