Появился текст законопроекта в том виде, в котором он впоследствии станет законом. Среди дополнений – вычеты НДС при экспорте услуг, уточнение периода освобождения угнанных ТС от транспортного налога и многое другое.

Ко второму чтению подготовлен законопроект, который похоронит декларации по транспортному и земельному налогам, расчет по налогу на имущество, а также отчетность о прогнозируемых доходах ИП – 4-НДФЛ (законопроект № 607168-7).

Как водится, вариант ко второму чтению изрядно распух. Расскажем о внесенных новшествах.

Во-первых, разрешат вычеты НДС в случае оказания услуг за пределами РФ. Если местом реализации услуг или работ не является территория РФ, то НДС в РФ с такой реализации не уплачивается. Это не изменится. В пункте 1.1 статьи 148 НК перечислены признаки таких работ и услуг, например – когда их покупатель не ведет деятельность в РФ (в эту норму также не вносится изменений). Зато корректируются нормы статей 170 – 172 НК о вычетах или учете "входящего" НДС в стоимости приобретений, а также о пропорции в случае использования чего-либо как в облагаемых, так и в необлагаемых НДС операциях. Если изложить суть правок в двух словах – к вычету будет приниматься НДС по товарам (ОС, НМА), работам, услугам, имущественным правам, используемым для выполнения работ (оказания услуг), указанных в пункте 1.1 статьи 148 НК.

Во-вторых, применение инвестиционных вычетов по налогу на прибыль обрастет некоторой спецификой, связанной с созданием инфраструктурных объектов.

В-третьих, исчезнет одно исключение из объектов налогообложения транспортным налогом – весельные лодки, моторные лодки с двигателем мощностью до 5 лошадиных сил. Верится, конечно, с трудом, но нельзя исключать, что такие лодки будут облагаться транспортным налогом как "другие водные ... транспортные средства", упомянутые в пункте 1 статьи 358 НК. Кроме того, будет уточнен период, в течение которого от налога освобождаются угнанные автомобили (от месяца начала розыска до месяца возврата к хозяину). Сведения об угонах и розыске налоговики смогут получать непосредственно из соответствующих органов.

В-четвертых, кадастровую стоимость, по которой исчисляется аванс по налогу на имущество организаций с "кадастровых" объектов, отвяжут от 1 января налогового периода.

И, наконец, пониженная ставка земельного налога в отношении дачных участков будет применяться лишь при их неиспользовании в предпринимательской деятельности (вводится соответствующая оговорка, обусловленная судебной практикой, хотя налоговикам уже и без того дана команда "фас" на случай использования таких участков в бизнесе).

Напомним, наиболее важное нововведение, присутствовавшее в законопроекте изначально – отмена деклараций по транспортному и земельному налогам, сдаваемых организациями. Эту идею в конце прошлого года одобрил президент Путин с подачи главы ФНС Мишустина. Параллельно будет скорректирован срок уплаты обоих налогов – региональные и местные власти смогут заставить фирмы платить не ранее 1 февраля. Ко второму чтению в текст законопроекта добавлены правила формирования и направления налогоплательщикам сообщений о суммах этих налогов, исчисленных налоговыми органами, вводится право организаций представить пояснения и документы, подтверждающие право на преференции.

Кроме того, законопроект уберет атавизм в виде отчетности о прогнозируемых доходах ИП – 4-НДФЛ. ИП и частнопрактикующие лица, уплачивающие НДФЛ, будут вносить авансовые платежи исходя из реальных доходов за соответствующий квартал. Сейчас приходится изобретать цифру дохода наперед и затем корректировать ее. В результате авансовые платежи, рассчитываемые налоговиками по "виртуальным" доходам, оторваны от реальности.

Также планируется устранить возникшую вакханалию с представлением единой декларации по налогу на имущество организаций по нескольким объектам, разбросанным по одному субъекту РФ, и отменить расчет по авансовым платежам по этому налогу.

Физлиц предлагается избавить от налога на имущество с разрушенных объектов. Чтобы отключить "счетчик", граждане смогут подать в любой налоговый орган заявление и документы, подтверждающие гибель или уничтожение объекта. Пока что норм таких нет, но ФНС и так находит пути избежать лишних начислений, чтобы не нарушать предписание ВС.

Для любителей скрывать реальную стоимость недвижимости при ее продаже, чтобы не платить НДФЛ, есть правило: налоговая база – не меньше 70% кадастровой стоимости. Пока что берется в расчет только кадастровая стоимость на 1 января, а если объект возник уже позже – в течение года – названное правило не применяется. Авторы законопроекта решили восполнить этот пробел: для продажи вновь образовавшихся объектов применять тот же лимит, только – от кадастровой стоимости на дату регистрации в кадастре. Остались эти нормы и ко второму чтению.

Кроме того, в законопроект заложены перспективы освободить граждан-льготников от подачи заявлений, причем, эти положения присутствуют уже даже не в одном законопроекте.