Это - контроль на искажение фактов хозяйственной жизни, на обоснованность и подтверждение расходов. То есть - поиск необоснованной налоговой выгоды. В этом случае контролируемую сделку будут рассматривать так же, как и любую другую. Но при этом для местных налоговиков остается в силе запрет на проверку соответствия цен рыночному уровню. Тем не менее, инспекции, следуя новому письму ФНС, будут интересоваться контролируемыми сделками активнее и увереннее.

Цены в сделках между взаимозависимыми лицами должны соответствовать ценам в сопоставимых сделках между независимыми лицами – рыночным ценам, напомнила ФНС, посвятив большое письмо вопросам налогового контроля по таким сделкам. В письмо вошла пара весьма любопытных абзацев, которые могут привести к усилению прессинга со стороны инспекций. Но – излагаем все по порядку.

Не всё могут "короли"

Полномочия по определению рыночных цен в этих целях отнесены к компетенции ФНС России. Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных налоговых проверок. ФНС России в этих целях проводит другие проверки – проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Сделки, подпадающие под налоговый контроль цен со стороны ФНС России, признаются контролируемыми и отражаются налогоплательщиками в уведомлениях о контролируемых сделках. Неотражение сделки в уведомлении и других документах не влияет на признание ее контролируемой. Ответственность за неправомерное непредставление уведомления, представление недостоверных сведений в уведомлении установлена статьей 129.4 НК.

Территориальные налоговые органы:

  • не наделены полномочиями по определению рыночных цен в контролируемых сделках для целей налогообложения;
  • не вправе самостоятельно (без поручения ФНС России) проводить контрольные мероприятия по вопросам соответствия цен в контролируемых сделках рыночным ценам;
  • не вправе истребовать документацию относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), глобальную документацию и национальную документацию, предусмотренную статьями 105.15, 105.16-4 и 105.16-5 НК. Вместе с тем, при исследовании налоговым органом методологии формирования стоимости внутригрупповых услуг налогоплательщик вправе сам предоставить территориальному налоговому органу документацию по трансфертному ценообразованию или ее отдельные элементы.

Но кое-что всё-таки делают

Полномочия территориальных налоговых органов в отношении указанных сделок включают:

  • прием уведомлений, контроль корректности и полноты их заполнения;
  • привлечение налогоплательщиков к ответственности в случае выявления нарушений при заполнении уведомлений;
  • формирование извещений для ФНС России при выявлении неотраженных в уведомлениях сделок. При этом налоговому органу необходимо убедиться, что полученных материалов достаточно для признания сделки контролируемой;
  • если имеются только лишь предположения, основанные на косвенной информации, то описание всего, что "нарыто", налоговики должны направить в Межрегиональную инспекцию по ценообразованию (МИ по ценам). При этом "родная" инспекция не вправе самостоятельно проводить какие-либо последующие мероприятия налогового контроля в части оценки выявленных обстоятельств;
  • МИ по ценам или ФНС может запросить дополнительные документы и информацию, и тогда все это по поручению "сверху" инспекция может истребовать у налогоплательщика. К данному требованию прилагается копия поручения вышестоящих органов. Если копии поручения нет – значит, местные налоговики сами проявили инициативу, то есть, превысили свои полномочия.

Как любые другие сделки

При выявлении в рамках контролируемой сделки обстоятельств, предусмотренных статьей 54.1 НК, ИФНС вправе пересмотреть налоговые обязательства по указанной сделке, как и по любой другой сделке, с учетом рекомендаций ФНС. Также инспекция может проверить расходы по данной сделке на предмет их соответствия требованиям статьи 252 НК (обоснованность, документальное подтверждение), указала ФНС.

Напомним, что согласно указанной статье 54.1 не допускается искажение сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности. К обстоятельствам, упомянутым в названной статье, можно также отнести:

  • подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом;
  • нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах;
  • наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций).

Это – хоть и не самостоятельные основания для отказа в расходах и вычетах, но все же это – "красные тряпки", которые приводят к поиску налоговиками реальных доказательств нарушений.

По сути, ФНС разрешила местным налоговикам проводить "обычный" налоговый контроль в отношении контролируемых сделок так, как он проводится в отношении любых других сделок. Но – без анализа цен на предмет их соответствия рыночным.

Кстати, нередко подобного мнения придерживаются и суды: многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня может учитываться в качестве одного из признаков получения необоснованной налоговой выгоды, а последнее – уже компетенция ИФНС, указала кассация в одном из споров. Решение устояло в ВС. При этом инспекция должна доказать получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды вследствие манипулирования ценами. Однако также нередко суды налоговиков одёргивали, находя превышение полномочий в тех же действиях инспекторов. Грань, в общем-то, тонкая: на исход влияли кратность отклонения цен и другие факторы.

И, если до этого письма налоговики прямых указаний от ФНС на этот счет не получали, и действовали как бы "на удачу", то теперь им, по сути, руки развязаны, уверенности добавлено. Надо полагать, что интерес к контролируемым сделкам инспекции теперь будут проявлять более активно.

Если сам спохватился

Вернемся к письму ФНС. Если налогоплательщик понял, что в сделке между взаимозависимыми лицами применены нерыночные цены, и это повлекло занижение налогов к уплате, или завышение убытка, то вправе самостоятельно произвести корректировку по истечении соответствующего (отчетного) года.

Сведения, позволяющие идентифицировать "скорректированную" сделку, указываются в пояснениях, прилагаемых к уточненке. Такими сведениями являются номер и дата договора, предмет сделки, стоимость предмета сделки, указанная в договоре, метод, используемый при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки), сведения об участниках сделки и иная значимая, по мнению налогоплательщика, информация.

В случае неподачи указанных сведений одновременно с уточненкой налоговый орган вправе направить требование о представлении пояснений. При этом такое требование ограничено необходимыми сведениями, указанными выше. Истребование иной дополнительной информации не допускается. Если уточненка подана по результатам работы ФНС России, то МИ по ценам информирует об этом территориальную инспекцию. В этом случае требование о представлении пояснений налогоплательщику не направляется (письмо от 29.01.2024 N ШЮ-4-13/796@).