Как сэкономить на НДС при продаже программно-аппаратных комплексов, платят ли этот налог участники цепочки кооперации, доходы от каких действий и от манипуляций с каким ПО учитываются в целях льгот по взносам – эти и другие разъяснения дали налоговики.

ФНС дала ответы на ряд вопросов по практике применения льгот IT-компаниями. Первая группа вопросов касается освобождения от НДС – с этого года оно положено при реализации прав лишь на то ПО и базы данных, которые включены в единый реестр российского ПО и БД.

Кто платит НДС, а кто – нет

Кому доступна эта льгота в цепочке кооперации (вендор-диструбутор-интегратор)? – Норма об освобождении от НДС не устанавливает ограничений по субъектному составу. Воспользоваться освобождением вправе не только правообладатели, но и прочие участники цепочки поставки программного обеспечения. Условия только такие: вхождение в названный реестр, кроме того, ПО не должно использоваться клиентом для размещения рекламы и поиска продавцов/покупателей (о том, какое именно ПО можно причислить к "рекламному", информировал Минфин в конце прошлого года).

Действует ли льгота по НДС на программно-аппаратные комплексы? – Освобождение распространяется только на ПО, входящее в состав таких комплексов, причем, тольно если предусмотрено, что программа приобретается отдельно от "железа".

Каков подход к уплате НДС при покупке лицензий у иностранных вендоров: в рамках статьи 174.2 иностранец должен встать на налоговый учет в РФ и заплатить НДС, либо российская сторона будет налоговым агентом? – Второго варианта не существует, ответила ФНС, так что иностранцы должны заплатить НДС сами.

Реестр: что в него включать и когда

В случае передачи лицензии на модернизированное программное обеспечение освобождение от НДС возможно, если указанное модернизированное ПО включено в реестр, также отметила ФНС. Если ПО, разработанное третьими лицами, является составной частью ПО, в целом включенного в реестр российских программ, то при передаче прав на указанное составное ПО положено освобождение от НДС. Если сублицензия на ПО стороннего разработчика передается отдельно, то для освобождения от НДС ПО стороннего разработчика должно состоять в реестре.

Как рассчитать НДС в случае включения программ в реестр (исключения из него), если такое событие происходит в середине налогового периода (квартала)? – Освобождение применяется с момента включения программы в реестр. Аналогичного подхода придерживается Минфин.

ПО не в реестре, а договор на его реализацию заключен еще до нового года (в условиях действия прежних правил), тогда же внесена предоплата. Как быть с НДС в 2021-м? – Исключений для ПО, реализуемого по договорам, заключенным до начала 2021 года, и имеющим длящийся характер, не предусмотрено. Минфин разъяснял то же самое. За периоды использования программ (баз данных) в 2020 году применяется освобождение от НДС, а за периоды использования (начиная с 1 января 2021 года) указанного ПО, не включенного в реестр, применяется ставка НДС 20%, независимо от даты заключения договора и порядка оплаты указанных прав, считает ФНС.

Критерий по доходу

Вторая группа вопросов связана с тем, как выполнить условие по доходу в целях применения льгот по налогу на прибыль и страховым взносам. "Целевой" доход – от разработки, модификации, адаптации, установки, тестирования, сопровождения ПО – должен быть не менее 90%. В этом доходе не учитывается реализация прав на ПО, связанное с рекламой, поиском контрагентов или заключением сделок.

Не всем понятна терминология, в частности, что входит в "адаптацию": относится ли к ней конфигурирование ПО в момент установки? ФНС ответила, что на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 1270 ГК под адаптацией понимается внесение изменений исключительно в целях функционирования ПО на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.

Доходы от оказания консультационных услуг, услуг по проектированию информационных систем и аутсорсингу не учитываются в целях расчета доли доходов. Если оказаны услуги по сопровождению системы (подсистемы) состоящей из комплекса разных ПО и оборудования, на котором это ПО установлено, то доходы от сопровождения ПО учитываются, а от сопровождения оборудования нет.

Какое ПО засчитывается

Дистрибьютер-партнер вендора не вправе учитывать в доле доходов, необходимой для применения льгот, доходы от передачи лицензий на программное обеспечение, так как не является его разработчиком. Буквально соответствующая часть перечня доходов (учитываемых в целях льгот как по налогу на прибыль, так и страхвзносам) выглядит так:

.... от реализации экземпляров разработанных организацией программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на разработанные ею программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования указанных программ ....

Также ФНС разъяснила, что организация вправе учитывать доходы от услуг по установке, тестированию и сопровождению только тех программ (баз данных), которые она ранее разрабатывала, или модернизировала, или адаптировала. В том числе, установка и сопровождение засчитываются в отношении ПО, разработанного, к примеру, иностранной фирмой, но адаптированного российским налогоплательщиком. Данная часть списка доходов выглядит буквально так:

.... по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных ....

Если налогоплательщик передает сублицензии на ПО и совместно с вендором (правообладателем) оказывает техподдержку данного ПО, то доходы от нее учитываются только в том случае, если налогоплательщик производил адаптацию или модификацию ПО вендора, и если техподдержка соответствует термину сопровождение.

В отношении работ по модификации программ ЭВМ ограничение по разработчику не установлено. Поэтому доходы, полученные от работ (услуг) по модификации, независимо от того, кто является разработчиком программ, могут быть учтены при расчете доли доходов, необходимой для применения пониженных ставок и тарифов в IT-отрасли (письмо от 18 декабря 2020 г. № СД-4-3/20902@).