ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Данные положения конкретизируются в законах, важнейшим из которых является ТК РФ, и в подзаконных нормативных актах, изданных в соответствии с законами.

Так, согласно 130 статье ТК РФ государство как один из участников трудовых отношений предоставляет работникам государственные гарантии по оплате труда:

«В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

ограничение оплаты труда в натуральной форме;

обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;

ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

сроки и очередность выплаты заработной платы».

Указанные государственные гарантии конкретизируются в федеральных законах или в специальных статьях ТК РФ, как, например, обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы (статья 134 ТК РФ). Подробнее комплекс данных государственных гарантии будет рассмотрен по тексту настоящей книги.

Государство установило минимум гарантий по оплате труда, который не может быть снижен ни правовыми (коллективные договоры и соглашения), ни локальными нормативными актами, ни индивидуально-договорным регулированием.

Важнейшей из установленных государством гарантий является минимальный размер оплаты труда.

Минимальный размер оплаты труда работника полностью отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности) не может быть ниже установленной минимальной заработной платы.

Согласно статье 129 ТК РФ:

«Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) - устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда».

В соответствии с частью 1 статьи 132 ТК РФ минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

Федеральным законом от 24 октября 1997 года №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» установлена правовая основа для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.

Данный Федеральный закон использует следующие основные понятия:

«потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;

прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы» (статья 1).

А также устанавливает порядок и периодичность определения потребительской корзины и прожиточного минимума.

Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается федеральным законом.

В субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

В субъектах Российской Федерации - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 421 ТК РФ порядок и сроки поэтапного повышения размера минимальной заработной платы до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 ТК РФ (до размера прожиточного минимума трудоспособного населения), а также механизм, гарантирующий выплату минимальной заработной платы в указанном размере, устанавливаются федеральным законом.

При этом обращаем Ваше внимание, что на сегодняшний день федеральный закон, который устанавливает порядок введения МРОТ на уровне прожиточного минимума, не принят.

В то же время отсутствуют нормы, запрещающие индексировать МРОТ или тарифные ставки (оклады) первого разряда в соответствии с размером прожиточного минимума трудоспособного населения на других уровнях правового регулирования оплаты труда. Поэтому данный вопрос возможно решить с помощью договорного регулирования - коллективного договора, соглашения - в порядке социального партнерства (смотрите раздел 1.2. книги Правовые основы оплаты труда).

Например, пункт 3.5. «Федерального отраслевого соглашения по организациям информационных технологий и связи Российской Федерации на 2006 - 2008 годы», заключенного 29 декабря 2005 года содержит следующее положение:

«Конкретный уровень минимального размера оплаты труда работников устанавливается с учетом достигнутого уровня и результатов финансовой деятельности организаций при заключении коллективных договоров и соглашений».

Таким образом, до принятия федерального закона, устанавливающего порядок и сроки введения на территории Российской Федерации МРОТ в размере прожиточного минимума, следует руководствоваться Федеральным законом от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (далее - Закон №82-ФЗ).

Согласно статье 1 Закона №82-ФЗ с 1 мая 2006 года МРОТ устанавливается в сумме 1 100 рублей в месяц.

Одновременно статьей 2 Закона №82-ФЗ субъектам Российской Федерации (за исключением субъектов - получателей дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации) предоставлено право устанавливать на своей территории размер МРОТ, превышающий вышеуказанный и являющийся обязательным для всех работодателей, действующих в данном субъекте Российской Федерации.

При этом установление более высокого размера МРОТ допускается исключительно путем принятия субъектом Российской Федерации соответствующего закона с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня. Более высокий уровень МРОТ в субъектах Российской Федерации обеспечивается за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Так, например, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в следующих Определениях: Определение Верховного Суда РФ от 3 мая 2006 года №60-Г06-8; Определение Верховного Суда РФ от 29 марта 2006 года №92-Г06-1; Определение Верховного Суда РФ от 28 сентября 2005 года №84-Г05-6, признала законы субъектов Российской Федерации противоречащими федеральному законодательству, указывая на то, что субъекты Российской Федерации, являющиеся получателями дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, не вправе осуществлять собственное правовое регулирование минимального размера оплаты труда.

Отметим, что при рассмотрении положений статьи, обязывающих выплачивать заработную плату не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения, возникло большое количество вопросов и разногласий.

По этому поводу приведем следующий пример.

Пример из консультационной практики ЗАО «BKR ИНТЕРКОМ-АУДИТ».

Клиент обратился в ЗАО «BKR ИНТЕРКОМ-АУДИТ» со следующим вопросом: Каков минимальный оклад по оплате труда допускается в г. Москве?

По данному вопросу были даны следующие разъяснения.

В московском регионе по вопросу МРОТ были приняты следующие нормативно-правовые акты:

Закон города Москвы от 22 октября 1997 года №44 «О социальном партнерстве» (далее - Закон №44).

Закон города Москвы от 7 декабря 2001 года №69 «О городском минимуме оплаты труда» (Законом г. Москвы от 15 сентября 2004 года №54 «О признании утратившим силу закона города Москвы от 7 декабря 2001 года №69 «О городском минимуме оплаты труда» признан утратившим силу).

На основании пункта 9 статьи 9 Закона №44 все организации в Москве, не заявившие письменно в Московскую трехстороннюю комиссию о своем несогласии с соглашением в 30-дневный срок со дня его опубликования, считаются присоединившимися к нему.

Поэтому если Ваша организация не подала письменное заявление в МТК в течение месяца после указанных дат, то, по умолчанию, она присоединилась к нему.

В соответствии с пунктом 2.1. Московского трехстороннего соглашения на 2006 год между Правительством Москвы, Московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей), утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2005 года №934-ПП (далее - Постановление Правительства Москвы №934-ПП), установлен городской минимум оплаты труда, включающий тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также ежемесячные премии и другие выплаты с 1 мая 2006 года 4100 рублей и с 1 сентября 2006 года 4900 рублей.

На основании изложенного, практически все организации, зарегистрированные в г. Москве, должны применять положения о повышенном МРОТ.

При этом обращаем Ваше внимание на спорность данного вопроса.

Как уже указывалось, согласно пункту 9 статьи 9 Закона №44 действие Московского трехстороннего соглашения распространяется на все организации в Москве, не заявившие письменно в Московскую трехстороннюю комиссию о своем несогласии с его содержанием в тридцатидневный срок со дня его опубликования.

Но на наш взгляд, подобный порядок присоединения к соглашению противоречит нормам действующего Трудового кодекса РФ.

В частности, в соответствии со статьей 48 ТК РФ «По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению». Кроме того, «если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя».

Таким образом, процедура присоединения к Соглашению работодателей, не участвовавших в его заключении, предусматривает следующие условия:

ü   процедура предусмотрена только для соглашений федерального уровня;

ü   предложение присоединиться должно быть официально опубликовано руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования;

ü   письменный отказ работодателя должен быть представлен в федеральный орган исполнительной власти по труду в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения присоединиться, а не самого Соглашения как это указано в Законе №44.

То есть, согласно статье 48 ТК работодатель может изъявить желание присоединиться к соглашению в сфере социального партнерства в прямой форме (а не «по умолчанию», то есть в случае, когда не заявлен отказ от присоединения).

Таким образом, если организация не входит в какое-либо объединение работодателей, присоединившихся к Московскому трехстороннему соглашению, то она может соблюдать его условия только в добровольном порядке, а наложение штрафных санкций за неприменение норм, устанавливающих региональный МРОТ, будет незаконным. И в изложенной ситуации организация может определить размер заработной платы, учитывая именно нормы Закона №82-ФЗ (с 1.05.2006г. - 1100 рублей в месяц).

В связи с изложенным, по нашему мнению, МРОТ, установленный пункте 2.1 Постановления Правительства Москвы №934-ПП, обязателен только для тех работодателей, которые являются его участниками.

На основании вышеизложенного, обращаем Ваше внимание, что в случае, если Вы не применяете повышенного МРОТ, установленного в г. Москве, то, возможно, Вам придется отстаивать свою позицию в судебном порядке (аргументы защиты мы привели).

Окончание примера.

Итак, МРОТ, размер которого превышает «федеральный» уровень, является обязательным для всех работодателей региона лишь в том случае, если он установлен законом субъекта Российской Федерации с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня, а не соглашением.

В большинстве же случаев при установлении сотрудникам заработной платы необходимо руководствоваться положениями Закона №82-ФЗ, то есть заработная плата сотрудников с 1 мая 2006 года не должна быть ниже установленных 1000 рублей в месяц. На сегодняшний день государство, не смотря на декларативность нормы в части 1 статьи 132 ТК РФ (МРОТ не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения), гарантирует каждому работающему по трудовому договору оплату труда не ниже установленного размера МРОТ.

При этом согласно статье 129 ТК РФ в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Работодатели, использующие тарифную систему оплаты труда, также должны устанавливать размер тарифных ставок (должностных окладов) первого разряда тарифной сетки не ниже МРОТ.

При этом размер базовых окладов (базовых должностных окладов) работников государственных и муниципальных учреждений, базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников также не может быть ниже МРОТ.

Исключением является случай, указанный в 155 статье ТК РФ:

«При невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работника оплата нормируемой части заработной платы производится в соответствии с объемом выполненной работы».

Отметим, что при работе на условиях неполного рабочего времени размер заработной платы работника за месяц также может быть меньше МРОТ, поскольку оплата труда работника в этом случае производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ (статья 93 ТК РФ).

Часть 2 статьи 133 ТК РФ определяет источники финансирования для установленного федеральным законом МРОТ:

«Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:

организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета;

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов;

другими работодателями - за счет собственных средств».

Кроме того, государство в централизованном порядке устанавливает:

1.   порядок сохранения и исчисления среднего заработка;

2.   размер базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников, на основе которых определяется заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений;

3.   общий порядок выплаты заработной платы;

4.   ограничение удержаний из заработной платы, ограничение выплаты заработной платы в неденежной форме;

5.   гарантийные и компенсационные выплаты, которые предусмотрены ТК РФ:

а) за выполнение работ в особых условиях, к которым относится:

¨   труд на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

¨   труд на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

б) за выполнение работ в условиях, отклоняющихся от нормальных:

¨   выполнение работ различной квалификации;

¨   труд при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;

¨   сверхурочная работа, работа в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

Помимо гарантий и компенсаций, предусмотренных в разделе VI «Оплата и нормирование труда» ТК РФ, положения об оплате труда работников содержатся и в других разделах ТК РФ.

Так, в разделе VII «Гарантии и компенсации» ТК РФ специально выделяются случаи, когда работникам предоставляются гарантии и компенсации:

¨   при направлении в служебные командировки;

¨   при переезде на работу в другую местность;

¨   при исполнении государственных или общественных обязанностей;

¨   при совмещении работы с обучением;

¨   при вынужденном прекращении работы не по вине работника;

¨   при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

¨   в некоторых случаях прекращения трудового договора;

¨   в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;

¨   в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

При этом соответствующие выплаты при предоставлении гарантий и компенсаций, установленных законом производятся за счет средств работодателя.

Только в случае, когда работник привлекается для исполнения государственных или общественных обязанностей (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), органы и организации, в интересах которых работник исполняет данные обязанности, производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Кроме того, гарантии и компенсации по оплате труда предусмотрены для отдельных категорий работников, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, например, для беременных женщин, для работников в возрасте до восемнадцати лет, для работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливаются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате и другие.

Таким образом, централизованное регулирование оплаты труда устанавливает минимальный уровень гарантий трудовых прав. Все остальные условия оплаты труда: система и форма оплаты труда, система премирования, компенсационные выплаты и прочие льготы определяются самостоятельно, по согласованию сторон трудовых отношений, но с соблюдением требований законодательных актов.

Оплаты труда работников на локальном уровне, а также при индивидуально-договорном способе их регулировании должны устанавливаться с учетом гарантий и требований, законодательно установленных государством.