Автор: Морозова Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 04.11.2022 № 434-ФЗ (далее – Федеральный закон № 434-ФЗ) в ТК РФ, установлены правила оплаты периода, в течение которого творческие работники не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают. Подробнее об этих правилах и о том, что способствовало их введению, расскажем в материале.

Прежде всего напомним, кто относится к творческим работникам и в чем заключаются особенности регулирования их труда.

К числу работников, особенности регулирования труда которых предусмотрены специальными нормами Трудового кодекса, относятся, в частности, творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии, теле– и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений.

Выделение таких работников в отдельную категорию обусловлено в первую очередь спецификой выполняемого ими творческого труда как особого вида профессиональной деятельности, в процессе которой создаются и (или) интерпретируются определенные культурные ценности, а также неразрывно сочетаются духовная и материальная составляющие данного труда, характеризующегося к тому же повышенной умственной и эмоциональной напряженностью (далее – творческие работники). При этом специфика трудовой деятельности творческих работников, непосредственно участвующих в спектаклях, концертах и иных зрелищных мероприятиях, предполагает в ряде случаев возможность несоблюдения установленной законом продолжительности рабочего времени, допущение работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, исполнение трудовых обязанностей вне места нахождения работодателя (гастроли, выездные спектакли и т. п.), что, в свою очередь, предопределяет установление особых норм и правил, касающихся регулирования отношений в сфере рабочего времени и времени отдыха таких работников, а также оплаты их труда.

В соответствии со ст. 351 ТК РФ особенности регулирования труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле– и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в частности особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), оплаты труда, устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, а в случаях, предусмотренных ст. 94, 96, 113, 153, 157 и 268 ТК РФ, также трудовыми договорами.

Перечень профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле– и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены ТК РФ, утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 № 252.

Из-за специфики деятельности в работе творческих работников могут возникать периоды, в течение которых они не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают по независящим от них причинам.

К примеру, взять таких творческих работников, как артисты-вокалисты (солисты). Вовлеченность этих специалистов в театрально-постановочный процесс во многом обусловлена не только творческим замыслом режиссера определенной театральной постановки (либо художественного руководителя театра), репертуарной направленностью театра в текущий момент, общим количеством и составом спектаклей, распределением их во времени и т. д., но и тем творческим потенциалом, которым на данный момент обладают члены соответствующей труппы (театрального коллектива). В силу этих обстоятельств и сопутствующей им специфики творческого процесса в такого рода учреждениях культуры работодатель не всегда имеет объективную возможность обеспечить постоянное и равномерное распределение нагрузки, связанной с непосредственным участием в репетициях и спектаклях текущего репертуара, между всеми артистами-вокалистами (солистами) одного театрального коллектива, которые к тому же могут иметь различный творческий потенциал и обусловленную им разную репертуарную востребованность.

Однако это не означает, что те члены творческого коллектива, которые по каким-либо причинам не могут принимать и не принимают участия в театрально-постановочном процессе, автоматически попадают в положение артистов, фактически приостановивших работу, и перестают исполнять остальные трудовые (должностные) обязанности, в частности связанные с поддержанием на должном уровне и совершенствованием своих квалификационных навыков и профессионального мастерства (так называемой творческой формы), которые по общему правилу должны осуществляться этими работниками непрерывно.

Сказанное обусловливает необходимость установления в законодательстве таких правовых норм, которые с учетом специфики творческой деятельности были бы направлены на предоставление творческому работнику действенных гарантий защиты от одностороннего произвольного изменения работодателем условий трудового договора, касающихся оплаты труда, при отсутствии или снижении репертуарной востребованности конкретного артиста-вокалиста (солиста), повлекшей уменьшение объема фактически исполняемых им трудовых (должностных) обязанностей, причем не по его вине.

До изменений

Согласно действующей редакции ч. 5 ст. 157 ТК РФ время, в течение которого указанные работники не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

В соответствии с данной нормой законодатель предусмотрел возможность определения в коллективном договоре, локальном нормативном акте или трудовом договоре конкретного размера и порядка оплаты времени, в течение которого творческие работники не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, тем самым допуская установление путем договорного и локального регулирования правил, адресованных тем творческим работникам, которые оказались в положении хотя и не участвующих в театрально-постановочном процессе, но фактически продолжающих исполнять иные трудовые (должностные) обязанности. Однако при этом законодатель не определил минимально допустимый размер оплаты такого времени.

Данный подход, формально направленный на обеспечение справедливой оплаты творческого труда с учетом его специфики, привел к тому, что, в частности, в коллективных договорах и локальных актах размер оплаты времени, в течение которого творческие работники не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, стали устанавливать равным размеру оплаты времени простоя не по вине работника либо даже ниже этого размера.

Проведя проверку конституционности ч. 5 ст. 157 ТК РФ, КС РФ пришел к выводу: отсутствие в законодательстве минимального размера оплаты времени, в течение которого творческие работники не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, свидетельствует о наличии имеющего конституционную значимость пробела в правовом регулировании, вступающего в противоречие не только с конституционными гарантиями права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, но и с принципами справедливости, соразмерности ограничений прав и свобод, уважения человека труда и самого труда (Постановление от 06.10.2021 № 43-П).

Признав ч. 5 ст. 157 ТК РФ не соответствующей Конституции РФ, суд указал: не устанавливая минимального размера оплаты времени, в течение которого творческие работники не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, данная норма порождает возможность произвольного уменьшения размера заработной платы указанных работников, фактически исполняющих (хотя и в меньшем объеме) свои трудовые (должностные) обязанности.

С учетом внесенных изменений

С 1 марта 2023 года ч. 5 ст. 157 ТК РФ утратит силу. Кроме того, будет дополнена новыми положениями ст. 351 ТК РФ «Регулирование труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле– и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или выступающих». Соответствующие изменения внесены Федеральным законом № 434-ФЗ.

Согласно нововведениям (ч. 2–4 ст. 351 ТК РФ) если творческие работники в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время не является периодом простоя и оплачивается в следующем порядке:

  • время, в течение которого творческие работники по инициативе работодателя либо по причинам, не зависящим от воли сторон, не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, оплачивается в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором, но не менее тарифной ставки, оклада (должностного оклада) творческого работника с доплатами и надбавками компенсационного характера, доплатами и надбавками стимулирующего характера, не связанными с участием в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или выступлением, рассчитанными пропорционально указанному времени, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, рассчитанного пропорционально указанному времени;

  • время, в течение которого творческие работники по своей инициативе не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, оплачивается в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

Таким образом, с учетом вводимых в ТК РФ положений творческому работнику гарантируется минимальная оплата труда за период незанятости, возникший по инициативе работодателя либо по иным причинам, не зависящим от воли сторон, – не менее тарифной ставки (оклада) творческого работника и не ниже МРОТ, рассчитанных пропорционального времени незанятости. При этом конкретный размер и порядок оплаты периода незанятости творческих работников устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.