Автор: Зарипова М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Как правило, работники хотят получить за свой труд в праздничные и выходные дни повышенную оплату. При расчете ее окладной части вопросов не возникает, поскольку ответ на этот вопрос приведен в ст. 153 ТК РФ. А как быть с компенсационными и стимулирующими выплатами? Обязан ли работодатель их тоже включать в расчет в удвоенном размере? Является ли нарушением такая выплата в меньшем размере? Вниманию читателей представляем Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.10.2021 № 88-17039/2021, в котором был рассмотрен спор между работником и работодателем, касающийся повышенной заработной платы за работу в праздничные дни.

Предмет спора, вынесенного на рассмотрение суда

Как следует из ч. 1 ст. 153 ТК РФ, труд работников, получающих оклад (должностной оклад), в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается в следующем порядке:

  • в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день выполнялась в пределах месячной нормы рабочего времени;

  • в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа выполнялась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры платы за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (ч. 2 ст. 153 ТК РФ).

При этом по желанию работника, трудившегося в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Таким образом, работодатель обязан компенсировать работу в выходной или праздничный день по выбору работника:

  • либо повышенной оплатой в размере, указанном в ст. 153 ТК РФ (или в размере, предусмотренном коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором);

  • либо предоставлением дополнительного дня отдыха.

Руководствуясь нормами ст. 153 ТК РФ, работодатель произвел выплату за работу в праздничные дни исходя из двойной часовой тарифной ставки, а также доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера (доплата за работу во вредных условиях труда, надбавка за интенсивность труда, премия, районный коэффициент на указанные виды доплат).

Обращаясь в суд, истец указал, что за работу в выходные и праздничные дни ответчик начислил компенсационные и стимулирующие выплаты в одинарном размере, в то время как они должны быть выплачены в двойном размере.

Данный спор был вынесен на рассмотрение суда трех инстанций.

Решение суда о размере стимулирующих и компенсационных выплат

Суды первой и апелляционной инстанций, соглашаясь с доводами истца, сослались на правовую позицию, изложенную в Постановлении КС РФ от 28.06.2018 № 26-П (далее – Постановление № 26-П). Они пришли к выводу о том, что оплата труда в выходные и праздничные дни должна производиться не только исходя из удвоенной тарифной ставки, но и с учетом всех предусмотренных компенсационных и стимулирующих выплат. Соответственно, компенсационные и стимулирующие выплаты должны быть выплачены истцу, как и часовая тарифная ставка, в двойном размере.

Однако данные выводы основаны на неверном толковании норм материального права. Кассационный суд отметил следующее.

Вопреки заключениям судов нижестоящих инстанций, ни в ст. 153 ТК РФ, ни в Постановлении № 26-П не содержится указания на обязанность работодателя производить в двойном размере компенсационные и стимулирующие выплаты работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам.

В Постановлении № 26-П Конституционный суд закрепил две основных позиции:

1. Предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты, применяемые в целях максимального учета разнообразных факторов, характеризующих содержание, характер и условия труда, прочие объективные и субъективные параметры трудовой деятельности, начисляются к окладу (должностному окладу) либо тарифной ставке работника и являются неотъемлемой частью оплаты его труда, а следовательно, должны, по смыслу ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ, учитываться работодателем при определении заработной платы сотрудника и начисляться за все периоды работы, включая выходные и нерабочие праздничные дни. Иное означало бы произвольное применение действующей в соответствующей организации системы оплаты труда, а цель установления компенсационных и стимулирующих выплат не достигалась бы.

2. Из части 1 ст. 153 ТК РФ, предусматривающей в качестве общего правила оплату работы в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере, во взаимосвязи с положениями абз. 2 ч. 2 ст. 22 и ст. 132 и 149 ТК РФ (тем более принимая во внимание использование в ч. 3 ст. 153 термина «оплата в повышенном размере» применительно к оплате часов, фактически отработанных в выходной или нерабочий праздничный день) однозначно следует, что работа в выходной или нерабочий праздничный день должна оплачиваться в большем размере, чем аналогичная работа, произведенная в обычный рабочий день. Повышение размера оплаты труда в таких случаях призвано компенсировать увеличенные в связи с осуществлением работы в предназначенное для отдыха время трудозатраты сотрудника, а потому, будучи гарантией справедливой оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, должно распространяться на всех лиц, работающих по трудовому договору, независимо от установленного для них режима рабочего времени и системы оплаты труда.

Из содержания Постановления № 26-П следует, что:

  • предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты, применяемые в целях максимального учета разнообразных факторов, характеризующих содержание и условия труда, прочие объективные и субъективные параметры трудовой деятельности, начисляются к окладу (должностному окладу) либо тарифной ставке работника;

  • указанные выплаты являются неотъемлемой частью оплаты труда, следовательно, должны, по смыслу ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ, учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы, включая и выходные и нерабочие праздничные дни. Иное означало бы произвольное применение действующей в соответствующей организации системы оплаты труда, а цель установления компенсационных и стимулирующих выплат не достигалась бы.

Как следует из материалов дела, сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, что компенсационные и стимулирующие выплаты истцу за работу в выходные и праздничные дни произведены ответчиком.

Вместе с тем суду первой инстанции для правильного разрешения спора надлежало установить, произведена ли работнику оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни в соответствии с положениями ст. 129, 153 ТК РФ и локальными нормативными актами организации, устанавливающими размер и порядок выплаты компенсационных и стимулирующих надбавок, а также произведена ли оплата в размере большем или меньшем, чем за работу в обычный день.

Таким образом, вывод судебных инстанций о том, что оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни должна производиться исходя не только из удвоенной тарифной ставки, но и всех предусмотренных компенсационных и стимулирующих выплат, исчисленных, как и тарифная ставка, в двойном размере, основан на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, поскольку:

  • положениями ч. 1 ст. 153 ТК РФ не предусмотрено, что за работу в выходной и нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере, помимо часовой (тарифной) ставки, подлежат выплате все компенсационные и стимулирующие выплаты, входящие в состав заработной платы;

  • в Постановлении № 26-П не содержится указаний на обязанность работодателя производить в двойном размере компенсационные и стимулирующие выплаты работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам;

  • положением об оплате труда организации, устанавливающим размер оплаты в выходной и нерабочий праздничный день, не предусмотрен двойной размер компенсационных и стимулирующих выплат за фактически отработанные часы в указанные дни.

Решением суда произведенный организацией расчет заработной платы сотрудника признан верным, решения первых судебных инстанций отменены.

* * *

В дополнение к вышесказанному отметим, что в Письме Роструда от 08.02.2021 № 287-ТЗ рассмотрена позиция Первого кассационного суда общей юрисдикции, изложенная в Определении от 21.07.2020 № 88а-19034/2020. В нем указано, что согласно Постановлению № 26-П выплата тарифной части заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), не освобождает работодателя от обязанности осуществить компенсационные и стимулирующие выплаты. Однако доводы, сводящиеся к тому, что работа в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени должна оплачиваться в двойном размере по схеме «(оклад + компенсационная и стимулирующая выплата) x 2», основаны на неверном толковании закона.

Обобщим все вышесказанное.

1. Труд в выходные и праздничные дни в государственном (муниципальном) учреждении субъекта РФ оплачивается в соответствии с положением по оплате труда.

2. При выполнении работы в выходные и нерабочие праздничные дни компенсационные и стимулирующие выплаты начисляются за все периоды работы, включая выходные и нерабочие праздничные дни.

3. В нормах ТК РФ, Постановления № 26-П не указано на обязанность работодателя производить в двойном размере компенсационные и стимулирующие выплаты работникам, получающим оклад (должностной оклад), за работу в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени.