ИА ГАРАНТ
Физическое лицо, признаваемое резидентом РФ для целей налогообложения, получает от иностранных физических лиц денежные средства за услуги по договорам гражданско-правового характера, оказываемые им периодически (один-два раза в месяц). Физическое лицо получило карту иностранного банка. На неё через сервис иностранного банка заказчики - физические лица будут переводить деньги. Денежные средства будут поступать на счет, открытый в банке, расположенном за пределами РФ. Как нужно оформить эти поступления в налоговой инспекции? Насколько законно получать деньги таким образом?Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Российское законодательство не содержит ограничений, препятствующих российскому лицу (в том числе физическому) заключить с иностранным гражданином договор оказания услуг. Однако валютное законодательство РФ содержит закрытый перечень поступлений валютный средств, допускаемых на счет резидента РФ, открытый в банке, расположенном за пределами РФ. Поступление средств по договорам оказания услуг на такой счет в иностранном банке в данном перечне не указано. Для этих целей может использоваться счет, открытый в уполномоченном банке на территории РФ.
Денежные средства, полученные от иностранных лиц в качестве оплаты за выполненные услуги, признаются для целей налогообложения доходами, полученными за пределами РФ, и облагаются по ставке 13%. При этом физическое лицо обязано самостоятельно исчислить и уплатить в бюджетную систему РФ сумму НДФЛ с полученного дохода, а также представить налоговую декларацию в налоговый орган по месту учета.
Обоснование вывода:
Предпринимательская деятельность во внешнеэкономической сфере
Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Той же нормой предусмотрено, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Следует добавить, что согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются в том числе к отношениям с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ) любые российские лица и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности, включая внешнюю торговлю услугами, в том числе осуществляемую на территории России иностранному заказчику услуг (п. 8 ст. 2, п. 4 ч. 1 ст. 33 Закона N 164-ФЗ). Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, Законом N 164-ФЗ и другими федеральными законами. Российское законодательство не содержит ограничений, препятствующих российскому лицу (в том числе физическому) заключить с иностранным гражданином договор оказания услуг.
Отметим, что гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ). При этом в соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, признаками предпринимательской деятельности являются систематичность ее осуществления и ориентированность на получение прибыли (постановление Санкт-Петербургского городского суда от 23.06.2011 N 4а-891/11).
Вместе с тем законодательство не содержит однозначных критериев (не требующих сопоставления с другими критериями и условиями осуществления деятельности), которые позволяли бы в каждой конкретной ситуации определить, является ли деятельность гражданина (в частности, связанная с оказанием услуг иностранным лицам) предпринимательской.
Рассматривая этот вопрос с точки зрения применения норм налогового законодательства, Минфин России и налоговые органы неоднократно отмечали, что о наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, в частности, следующие факты:
-
изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации;
-
хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок;
-
взаимосвязанность всех совершаемых гражданином в определенный период времени сделок;
-
устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами.
Валютное законодательство
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты*(1), за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Положениями Закона N 173-ФЗ не установлена обязанность резидента получать какое-либо разрешение на открытие счета за пределами РФ.
В то же время обращаем внимание, что частью 5 ст. 12 Закона N 173-ФЗ установлен ограниченный перечень видов поступлений от нерезидентов денежных средств на счета физических лиц - резидентов РФ, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ. Поступления в виде оплаты за оказанные услуги в данном перечне не значатся. Это означает, что такие средства должны поступать на счет физического лица, открытый в уполномоченном банке на территории РФ (п. 1 ст. 14 Закона N 173-ФЗ)*(2).
Отметим, что резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), указанных в части 1 ст. 12 Закона N 173-ФЗ, не позднее одного месяца со дня, соответственно, открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ч. 2 ст. 12 Закона N 173-ФЗ)*(3).
Действующая форма уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ, утверждена приказом ФНС России от 21.09.2010 N ММВ-7-6/457@.
Кроме этого, физические лица - резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365.
Исходя из вышеизложенного физическое лицо, являющееся резидентом РФ, в случае открытия счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, обязано уведомить об этом налоговый орган по месту своего учета не позднее одного месяца со дня открытия такого счета. Кроме этого, необходимо ежегодно до 1 июля представлять в налоговый орган по месту своего учета отчет о движении средств по счетам по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365.
НДФЛ
В рассматриваемой ситуации у физического лица - налогового резидента РФ при получении оплаты за оказанные им услуги возникнет доход от источника за пределами территории РФ (ст. 41, пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ, пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ) и, соответственно, объект налогообложения НДФЛ (ст. 209 НК РФ).
При этом физическое лицо обязано самостоятельно исчислить и уплатить в бюджетную систему РФ сумму НДФЛ с полученного дохода, а также представить налоговую декларацию в налоговый орган по месту учета (пп. 3 п. 1 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ). Для декларирования доходов от источников за пределами РФ предназначен Лист Б декларации 3-НДФЛ.
Обложение НДФЛ сумм дохода, полученного за пределами РФ, осуществляется по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).
При этом для доходов, облагаемых по ставке 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 НК РФ (п. 3 ст. 210 НК РФ).
Налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, при исчислении налоговой базы по НДФЛ имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением работ (оказанием услуг) (п. 2 ст. 221 НК РФ).
Отметим, что доходы (расходы, принимаемые к вычету в соответствии со ст. 221 НК РФ) налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения указанных доходов (дату фактического осуществления расходов). Датой фактического получения доходов в денежной форме признается дата перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц (пп. 1 п. 1 ст. 223 НК РФ).
При отсутствии налогового агента для получения профессионального налогового вычета налогоплательщик по окончании года, в котором получен доход, подает в налоговый орган налоговую декларацию (шестой абзац п. 3 ст. 221 НК РФ). Для этих целей предназначен Лист Ж декларации 3-НДФЛ.
Следует учитывать, что статьей 7 НК РФ предусмотрено приоритетное применение правил и норм международных договоров РФ в случае, если НК РФ установлены иные правила и нормы. Однако приведенные выше нормы НК РФ не противоречат положениям большинства международных соглашений, устанавливающих особый порядок налогообложения для целей избежания двойного налогообложения (далее - СОИДН - соглашения об избежании двойного налогообложения). Отметим, что положения большинства СОИДН идентичны или по существу аналогичны положениям Модельной Налоговой Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по налогам на доход и капитал, которая является рамочным документом, устанавливающим общепризнанные принципы и подходы к устранению двойного налогообложения, поэтому, как правило, имеют схожие положения.
Оказываемые резидентом РФ услуги иностранным лицам могут признаваться независимыми личными услугами, которые в силу положений большинства СОИДН подлежат налогообложению на территории РФ. Если же доходы резидента РФ не подпадают под определение "независимых личных услуг", а также не указаны в иных статьях СОИДН, то они также облагаются в соответствии с налоговым законодательством РФ как другие доходы резидента РФ.
В случае, когда в соответствии с положениями конкретного СОИДН рассматриваемый доход все же будет подлежать налогообложению в государстве, резидентом которого признается иностранное лицо - заказчик услуг, то в силу п. 1 ст. 232 НК РФ суммы налога с доходов (полученных за пределами РФ), фактически уплаченные налогоплательщиком - налоговым резидентом РФ за пределами РФ в соответствии с законодательством других государств, должны засчитываться при уплате налога в РФ, если это предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения.
Подробнее о порядке зачета налога в соответствии с п. 1 ст. 232 НК РФ смотрите в ответе службы Правового консалтинга ГАРАНТ на вопрос: "Налогоплательщик (физическое лицо) имеет доходы, облагаемые по ставке 13%, как от источников в РФ, так за пределами РФ. На основании соглашения об избежании двойного налогообложения сумму НДФЛ, уплаченную за пределами РФ, он засчитывает в счет уплаты российского НДФЛ. При этом сумма налога, уплаченная в иностранном государстве, больше суммы НДФЛ, исчисленной в РФ. Кроме того, налогоплательщик имеет право на получение социального вычета на обучение. Каков порядок заполнения Раздела 1 декларации по форме 3-НДФЛ в случае, если документы, подтверждающие уплату налога в иностранном государстве, оформлены неверно (ФНС не принимает), то есть нет права на зачет?"
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Уведомление налоговых органов об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ и представлении отчетов о движении средств по таким счетам (вкладам) или (по ним);
- Энциклопедия решений. Ответственность за непредставление сведений об открытии счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации и отчетов о движении денежных средств по таким счетам;
- Энциклопедия решений. Профессиональные вычеты по НДФЛ у лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) по гражданско-правовым договорам;
- Энциклопедия решений. Доходы, полученные от источников за пределами РФ, в целях НДФЛ;
- Энциклопедия решений. Устранение двойного налогообложения по НДФЛ физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
- Энциклопедия решений. Самостоятельное исчисление и уплата НДФЛ физическими лицами, не являющимися ИП.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга
Ответ прошел контроль качества
10 мая 2016 г.
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга
Ответ прошел контроль качества
10 мая 2016 г.
*(1) В соответствии с положениями пп. "а" п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона N173-ФЗ резидентами признаются, в частности, физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.
*(2) Отметим, что незаконными валютными операциями признаются, в частности, валютные операции, осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ). За такие операции предусмотрен административный штраф в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной операции.
*(3) За нарушение положений, установленных ч. 2 и ч. 7 ст. 12 Закона N 173-ФЗ, резиденты несут административную ответственность в соответствии с частями 2, 2.1 и 6 ст. 15.25 КоАП РФ (ст. 25 Закона N 173-ФЗ).