Хапова С. Е., аудитор

Журнал «Учет в производстве» № 2, май 2009 г.

Из-за финансовой нестабильности предприятие вынуждено приостановить выпуск некоторых видов продукции. Поэтому было принято решение перевести оборудование на консервацию. Если такой объект нуждается в обслуживании – затраты в налоговом учете можно признать (письмо Минфина России от 18 марта 2009 г. № 03-03-06/1/164). С этим согласны и финансисты. Подробно о последствиях консервации активов с точки зрения бухгалтерского учета и налоговых обязательств – в статье.

Документы, необходимые для перевода актива на консервацию

Надлежащее документальное оформление консервации – обязательное условие для признания затрат на ее проведение при исчислении налога на прибыль.

И в бухгалтерском, и в налоговом учете порядок перевода объектов основных средств на консервацию один и тот же. Он установлен пунктом 23 ПБУ 6/01 и пунктом 3 статьи 256 Налогового кодекса РФ.

Так, в рассматриваемом случае потребуются следующие документы:

1) заявка на перевод объекта основных средств на консервацию, поданная на имя руководителя. В ней инициатор перевода актива на консервацию отражает причины перевода основных средств и предполагаемый срок консервации объектов. Заявку визирует главный бухгалтер. Далее документ передают руководителю предприятия для вынесения решения;

2) приказ руководителя о создании комиссии по переводу объекта основных средств на консервацию;

3) акт о переводе объекта основных средств на консервацию. Унифицированной формы данного акта нет, поэтому его можно составить в произвольной форме. Примерная форма акта приведена в приложении на стр. 57. Обратите внимание: этот документ должен быть подписан комиссией и утвержден руководителем предприятия;

4) приказ руководителя о переводе объекта основных средств на консервацию;

5) инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма № ОС-6) с отметкой о переводе объектов на консервацию.

Отражение ситуации в бухгалтерском учете

Для обеспечения обособленного учета основных средств, переведенных на консервацию, в бухгалтерском учете к счету 01 «Основные средства» должен быть открыт отдельный субсчет «Основные средства на консервации».

На основании акта о переводе объектов на консервацию в бухгалтерском учете делают запись:

ДЕБЕТ 01 субсчет «Основные средства на консервации»

КРЕДИТ 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»

– переведен актив на консервацию.

Если срок консервации превышает три месяца, начисление амортизации по такому оборудованию приостанавливается (п. 23 ПБУ 6/01). Сделать это нужно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем перевода объектов на консервацию.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

– Предприятие перевело на консервацию часть оборудования на срок, превышающий три месяца. Нужно ли начислять и уплачивать налог на имущество по таким активам?

– Да, нужно.

Объектом обложения налогом на имущество признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухучета. Об этом сказано в пункте 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ.

Порядок учета на балансе организаций объектов основных средств регулируется ПБУ 6/01, Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н) и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). В соответствии с этими нормативными актами объекты, которые находятся на консервации, не списываются с баланса, а числятся в составе основных средств.

То есть даже при переводе имущества на консервацию (реконструкцию, модернизацию) оно признается объектом налогообложения.

А.В. Сорокин,
начальник отдела имущественных и прочих налогов Минфина России


После расконсервации амортизация будет начисляться в бухгалтерском учете в прежнем порядке (исходя из ранее установленного срока полезного использования) до полного погашения стоимости этого объекта либо его списания с бухгалтерского учета (п. 21 ПБУ 6/01).

Вновь начислять амортизацию следует с 1-го числа месяца, следующего за месяцем завершения консервации.

Налоговый учет

В целях налогообложения прибыли основные средства, переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев, исключаются из состава амортизируемого имущества (п. 3 ст. 256 Налогового кодекса РФ). Другими словами, по ним так же, как и в бухгалтерском учете, начисление амортизации приостанавливается. Причем этот порядок действует в отношении объектов, амортизация по которым начисляется как линейным, так и нелинейным методом (ст. 259.1, 259.2 Налогового кодекса РФ).

Отметим, что при использовании нелинейного метода необходимо позаботиться об уменьшении суммарного баланса соответствующей амортизационной группы (подгруппы) на остаточную стоимость законсервированных объектов основных средств.

При расконсервации актива амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до консервации. При этом срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта на консервации.

Затраты на консервацию и содержание объекта

Для консервации объекта и его содержания в работоспособном состоянии организация может понести дополнительные расходы. Например, такие, как затраты на оплату труда работников, проводивших консервацию, на материалы для упаковки оборудования, на ремонт законсервированного оборудования и др.

В бухгалтерском учете расходы по проведению консервации и расконсервации, а также затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов включаются в состав прочих расходов:

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»

КРЕДИТ 10 (20, 25, 26, 44, 69, 70)
– отражены затраты в составе прочих расходов.

В налоговом учете расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, включаются в состав внереализационных расходов. Основание – подпункт 9 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.

Данный вывод подтверждает и письмо Минфина России от 18 марта 2009 г. № 03-03-06/1/164.

Отметим, что для исключения риска разногласий с проверяющими об обоснованности подобных расходов предприятию лучше позаботиться о наличии таких документов, как:

1) смета расходов на проведение консервации и расходов на содержание законсервированного имущества. Основными статьями расходов по смете могут быть:

– затраты на оплату труда рабочих, непосредственно выполняющих работы по консервации объекта, охраны и т. п.;

– отчисления на социальные нужды во внебюджетные фонды;

– материалы, израсходованные на консервацию;

– услуги вспомогательного производства (ремонтная мастерская, автомобильный транспорт и т. п.);

– услуги сторонних организаций;

– прочие расходы;

2) табели учета рабочего времени, ведомости по начислению заработной платы работникам, заказы-наряды на проведение консервации;

3) регистры налогового учета, подтверждающие расчет амортизации по объектам, обслуживающим законсервированное имущество;

4) акты приемки-передачи работ (услуг), выполненных сторонними организациями, и пр.  Скачать

ЗАКОНСЕРВИРОВАНО ОБОРУДОВАНИЕ, КУПЛЕННОЕ В КРЕДИТ

На практике такие ситуации не редкость. Ведь очень часто предприятие для приобретения дорогостоящего оборудования привлекает кредиты. А вот как быть с процентами по таким кредитам, если оборудование переведено на консервацию? На этот вопрос ответили специалисты главного финансового ведомства в письме от 2 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/204. Так, по их мнению, расходы в виде процентов по кредитам, выданным на приобретение оборудования, в период консервации учитываются при определении облагаемой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных расходов. Но только в размере, не превышающем установленного статьей 269 Налогового кодекса РФ.