Татьяна Чихирева, налоговый консультант АКГ "Интерком-Аудит"

Опубликовано в журнале "Все для бухгалтера" №8, 2010

Задачи, которые были поставлены перед написанием статьи:

- описать порядок формирования резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете;

- определить сходства и различия в порядке формирования резервов в бухгалтерском и налоговом учете;

- выявить налоговые и иные риски, которые могут возникнуть у налогоплательщика при применении норм бухгалтерского и налогового законодательства в части формирования резервом по сомнительным долгам.

1. Бухгалтерский учет.

1.1. Формирование резерва по сомнительным долгам.

Сомнительный долг - дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Резервирование – один из методов оценки активов и имущества организации [1].

Что касается вопроса об обязательности формирования резерва по сомнительным долгам, то следует отметить следующее.

С одной стороны, нормы пункта 70, а также пункта 77 Положения [1] позволяют сделать вывод о том, что создание резерва по сомнительным долгам является правом организации. Следовательно, решение о создании резервов должно быть закреплено в учетной политике. В противном случае организация может не формировать такие резервы.

С другой стороны, учетная политика организации должна обеспечивать большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности) [2].

По мнению Минфина РФ, нормы пункта 70 Положения устанавливает возможность образовывать резервы только в тех случаях, когда по оценке организации реально существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Иначе, если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении в течение 12 месяцев после отчетной даты полной оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, не обеспеченной гарантиями (или иными предусмотренными законодательством способами), то она может не создавать резерв по данному долгу, т.е. не рассматривать его как сомнительный долг [3].

Напомним, что при формировании учетной политики по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету [2].

Из разъяснений Минфина РФ можно сделать вывод о том, что наличие или отсутствие записи в учетной политике о создании резерва по сомнительным долгам значения не имеет. Если у организации имеются все основания для формирования резерва по сомнительным долгам, то резерв нужно создавать. Если же в учетной политике имеется запись о том, что организация не создает резерва по сомнительным долгам, то это означает, что организацией в бухгалтерском учете не будет соблюдено требование осмотрительности.

При формировании резерва по сомнительным долгам должны быть соблюдены следующие условия:

1) резерв создается по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги. В резерв не включаются суммы перечисленных поставщикам авансов (Письмо Минфина РФ от 15.10.2003 N 16-00-14/316 «О сомнительном долге организации). Таким образом, резерв создается только под задолженность покупателей (заказчиков);

2) резерв создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации;

3) величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Конкретный порядок оценки финансового состояния (платежеспособности) должника и вероятности погашения долга нормативными документами по бухгалтерскому учету не установлен.

В связи с этим следует отметить следующее.

Для анализа финансового состояния организаций существуют общепринятые методики (в частности, расчет коэффициентов (коэффициент автономии (финансовой независимости), коэффициент соотношения заемных и собственных средств, коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования и др.). Информационной базой для проведения финансового анализа хозяйствующего субъекта является бухгалтерская отчетность. Однако не всегда эта информация может быть доступна организации – кредитору. Следовательно, не всегда можно достоверно определить финансовое состояние (платежеспособность) должника.

Что касается оценки вероятности погашения долга, то данная процедура в нормативных документах по бухгалтерскому учету не прописана.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний момент оценка вероятности погашения долга основывается на профессиональном суждении главного бухгалтера (носит субъективный характер), а также зависит от организации системы расчетов с покупателями продукции, заказчиками работ и услуг (например, если организация работает с покупателями исключительно на условиях стопроцентной предоплаты, то необходимости в создании резерва по сомнительным долгам не возникнет вообще).

Порядок определения величины резерва по сомнительным долгам целесообразно прописать в учетной политике.

Например, в учетной политике может быть предусмотрено, что резерв формируется в размере величины возможных потерь (убытков) вследствие неоплаты дебиторской задолженности на отчетную дату. При таком подходе сумма резерва равна сумме неполученной к концу отчетного периода (года) дебиторской задолженности. Для этого на конец каждого отчетного периода проводится инвентаризация дебиторской задолженности и выявляется та, по которой срок платежа уже наступил, но она еще не погашена. Недостатком данного метода является то, что не учитывается период просрочки, финансовое состояние (платежеспособность) должника и вероятность погашение им долга.

Организацией может быть применен подход к определению величины резерва по сомнительным долгам, основанный на ведении аналитического учета дебиторской задолженности в зависимости от периода просрочки платежа и применении определенного процента (процента сомнительной задолженности) к каждой группе задолженности. Ранжирование дебиторской задолженности в зависимости от продолжительности просрочки ее погашения и установление соответствующих полученным величинам средних процентов осуществляется исходя из накопленной за предшествующие годы информации.

В зависимости от оценки вероятности погашения долга и финансового состояния должника, резерв может быть создан как в общей сумме долга, так и на часть задолженности (например, в размере 70%, 50 %, 10 % долга).

Решение о создании резерва оформляется приказом (распоряжением) руководителя организации.

В бухгалтерском учете создание резерва отражается записью по дебету счета 91 субсчет «Прочие расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» [4].

1.2. Периодичность создания резерва.

Анализ норм бухгалтерского учета, в частности, пункта 70 Положения [1] и Инструкции по применению Плана счетов [4] позволяет сделать вывод о том, что организация может формировать резерв по сомнительным долгам не только по итогам отчетного года, но и по результатам работы за квартал или месяц.

Периодичность формирования резерва следует прописать в учетной политике.

1.3. Использование (восстановление) резерва.

При формировании резерва по сомнительным долгам дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации за счет созданных резервов.

Списание долга за счет резерва отражается бухгалтерской записью по дебету счета «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счетов учета расчетов (62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

Списание долга не является аннулированием задолженности. Эта задолженность отражается за балансом на счете 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника [1].

Присоединение неиспользованных сумм резервов по сомнительным долгам к прибыли отчетного периода, следующего за периодом их создания, отражается по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие доходы» [4].

Обращаем внимание, что изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

Изменение оценочного значения (за исключением отдельных случаев), подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы или расходы организации.

Величина резерва по сомнительным долгам является оценочным значением [5].

Погашение дебиторской задолженности (бухгалтерская запись: дебет счета 51 «Расчетный счет» (счета 50 «Касса», счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» кредит счетов учета задолженности (счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»), под которую ранее был создан резерв по сомнительным долгам (другими словами корректировка стоимости актива (обязательства)), признается изменением оценочного значения, поэтому восстановленную сумму резерва следует включить в состав прочих доходов на дату погашения задолженности (бухгалтерская запись: дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие доходы»).

2. Налоговый учет.

2.1. Формирование резерва.

По мнению контролирующих органов, порядок формирования резерва по сомнительным долгам должен быть предусмотрен учетной политикой и не может изменяться в течение года (налогового периода). Кроме того, формирование резерва по сомнительным долгам по итогам отчетного периода Налоговым кодексом РФ не предусмотрено (Письмо Минфина РФ от 21.10.2008 г. N 03-03-06/1/594, Письмо УФНС России по г. Москве от 09.04.2007 N 20-12/031921).

Однако суды приходят к выводу, что создание резерва без указания на это в учетной политике организации не является нарушением норм налогового законодательства (например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.07.2008 по делу N А56-12980/2007 (Определением ВАС РФ от 12.11.2008 N 14387/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), Постановление ФАС Уральского округа от 22.12.2005 N Ф09-5913/05-С7)). Кроме того, есть судебные решения, в которых указано, что налогоплательщик может изменить свое первоначальное решение и создать резерв по сомнительным долгам даже в последнем месяце налогового периода (например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2007 по делу N А21-1369/2006 (Определением ВАС РФ от 08.10.2007 N 12586/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).

Следует отметить, что позиция контролирующих органов не является однозначной. Так, в Письме от 23.10.2008 N 03-03-06/1/597, Минфин РФ разъясняет, что резерв по сомнительным долгам может быть сформирован на последнее число как отчетного, так и налогового периода.

Порядок формирования резерва по сомнительным долгам прописан в ст. 266 Налогового кодекса РФ и предусматривает следующие этапы:

1) поведение инвентаризации дебиторской задолженности на конец отчетного (налогового) периода, в котором принято решение о создании резерва;

2) определение долгов, по которым может быть создан резерв;

3) расчет суммы отчислений в резерв;

4) использование резерва.

В силу статьи 11 Налогового кодекса РФ при формировании резервов по сомнительным долгам в налоговом учете используются данные инвентаризации, проводимой в установленном порядке [8].

Форма N ИНВ-17 и Приложение к форме N ИНВ-17 "Справка к Акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами" [6] предусматривают отражение в них сумм дебиторской задолженности, как подтвержденной, так и не подтвержденной дебиторами, а также сумм задолженности с истекшим сроком исковой давности. По мнению Минфина РФ, Налоговым кодексом РФ не установлено ограничение на учет в составе резервов по сомнительным долгам только сумм дебиторской задолженности, подтвержденной дебиторами, поэтому в расчетах суммы сомнительной задолженности для налогообложения следует учитывать все суммы дебиторской задолженности по отгруженным товарам, работам, услугам, признанные подтвержденными результатами инвентаризации и соответствующие условиям, изложенным в п. 1 ст. 266 Налогового кодекса РФ (Письмо Минфина РФ от 26.07.2006 № 03-03-04/1/612).

При расчете резерва принимаются при расчете только долги, возникшие в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Не учитываются при определении резерва:

-задолженность по выплате штрафных санкций [9];

-задолженность по займам [10].

Дебиторская задолженность учитывается в размере, предъявленном продавцом покупателям, в том числе с учетом НДС (Письмо Минфина РФ от 09.07.2004 N 03-03-05/2/47 и Письмо МНС (ФНС) России от 05.09.2003 N ВГ-6-02/945@).

Размер резерва зависит от срока возникновения задолженности. При этом общая сумма отчислений в резерв, принимаемая для целей налогообложения, не может превышать 10 % выручки от реализации товаров (работ, услуг) (без НДС) [11] за отчетный (налоговый) период.

Таблица. Размеры отчислений в резерв по сомнительным долгам в целях налогообложения

Срок возникновения сомнительной задолженности

Сумма, в которой задолженность включается в резерв

Более 90 дней

100 %

От 45 до 90 дней

50 %

Менее 45 дней

Не увеличивает сумму резерва

Суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода [7].

2.2. Периодичность создания резерва.

Резерв по сомнительным долгам формируется ежеквартально или ежемесячно. Периодичность формирования резерва зависит от отчетного периода, установленного для исчисления и уплаты налога на прибыль: месяц или квартал.

2.3. Использование резерва.

Учет безнадежных долгов.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Если налогоплательщик формирует в налоговом учете резервы по сомнительным долгам, то в случае, когда сомнительные долги переходят в разряд безнадежных, они списываются за счет резерва, а не признаются убытками, принимаемыми для целей налогообложения [12].

По мнению Минфина РФ, в случае если по задолженность не участвовала при формировании резерва, то данная сумма безнадежного долга в полном размере учитывается в составе внереализационных расходов (убытков) (Письмо от 12.11.2009 N 03-03-06/1/744). Поддерживают финансовое ведомство и некоторые арбитражные суды (например, Постановление ФАС Уральского округа от 21.04.2008 N Ф09-2606/08-С2).

Существует и другая позиция по этому вопросу. По мнению отдельных судей, из смысла Налогового кодекса РФ (абзац 2 пункта 5 статьи 266) следует, что за счет резерва надо списывать любую задолженность, которая признана безнадежной, даже если она не участвовала в формировании резерва (например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.05.2007 N Ф04-3466/2007(34768-А27-15)).

Учет резерва, использованного не полностью.

Налоговый кодекс РФ предусматривает два варианты действий налогоплательщика в случае, если в отчетном (налоговом) периоде резерв использован не полностью (конкретный порядок следует прописать в учетной политике). Данный вывод основан на нормах пункта 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ, арбитражной практике и разъяснениях налоговых органов [13], [14, [15]:

1 вариант. Налогоплательщик сумму резерва, не полностью использованную на покрытие убытков по безнадежным долгам, переносит на следующий отчетный (налоговый) период. В этом случае сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода:

1) если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница включается в состав внереализационных доходов в текущем отчетном (налоговом) периоде.

2) если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница включается во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

2 вариант. Налогоплательщик не переносит остаток неиспользованного резерва на следующие отчетные (налоговые) периоды. В этом случае на конец отчетного (налогового) периода сумма неиспользованного резерва восстанавливается и отражается в составе внереализационных доходов на основании пункта 7 статьи 250 Налогового кодекса РФ. Сумма вновь создаваемого резерва не корректируется.

Обращаем внимание, что до настоящего момента нет полной ясности и в вопросе, следует ли подвергать ограничению (10% от выручки) суммы резерва, которые переносятся на следующий отчетный период (1 вариант).

Напомним, что в соответствии с пунктом 4 статьи 266 Налогового кодекса РФ сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода.

Первоначально Минфин РФ (Письмо от 06.10.2004 N 03-03-01-04/1/67) высказывал мнение, что данное ограничение распространяется только на сумму вновь создаваемого резерва, т.е. на остаток резерва предыдущего периода корректируется сумма резерва следующего периода, определенная с учетом 10%-ного ограничения. Данную точку зрения разделяют и некоторые арбитражные суды. Так, ФАС Уральского округа признал неверным обратный порядок действия (сначала корректировка на остаток резерва предыдущего периода, а затем применение к полученной сумме 10%-ного ограничения) (Постановления от 11.07.2007 N Ф09-7932/06-С3, от 14.06.2007 N Ф09-4382/07-С3, от 14.02.2007 N Ф09-521/07-С3, от 25.12.2006 N Ф09-11362/06-С7, от 15.11.2006 N Ф09-10212/06-С7 и от 11.09.2006 N Ф09-7932/06-С7).

Однако позднее точка зрения Минфина РФ изменилась. Как разъясняется в Письме от 16.11.2006 № 03-03-04/2/245, совокупная сумма перенесенного и вновь созданного резерва не должна превышать 10% выручки отчетного (налогового) периода. Арбитражная практика в пользу этой позиции на сегодняшний момент не сложилась.

Пример.

Условие.

1. По состоянию на 31.03.2010 г. по результатам инвентаризации дебиторской задолженности за I квартал 2010 г. организация выявила следующие долги:

-задолженность покупателя № 1 в размере 380 000 руб., в том числе НДС 90 000 руб., срок платежа по договору – 05.01.2010 г. (долг № 1);

-задолженность по договору займа 88 500 руб., в том числе проценты в размере 2323,13 руб., срок платежа по договору – 10.05.2010 г. (долг № 2);

-задолженность покупателя № 2 в размере 50 150 руб., в том числе НДС 7650 руб., срок платежа по договору 10.11.2007 г. (долг № 3).

2. По состоянию на 30.06.2010 г. по результатам инвентаризации дебиторской задолженности за I полугодие 2010 г. организация получила следующие данные:

-долг № 3 признан безнадежным в связи с ликвидацией организации-покупателя в мае 2010г., убыток по нему списан за счет резерва;

-выявлена задолженность покупателя № 4 в размере 295 000 руб., в том числе НДС 45 000 руб., срок платежа по договору - 10.04.2010 г. (долг № 4).

3. Выручка организации от реализации товаров (работ, услуг) (далее – выручка) по итогам I квартала 2010 г. составила 2 586 000 руб. (без НДС).

Выручка во II квартале 2010 г. составила 1 100 000 руб.

4. 1 вариант. Остаток резерва предыдущего отчетного (налогового) периода переносится на следующий отчетный (налоговый) период, т.е. корректируется сумма резерва, формируемого в следующем отчетном (налоговом) периоде.

2 вариант. Остаток резерва предыдущего отчетного (налогового) периода не переносится на следующий отчетный (налоговый) период, т.е. остаток резерва восстанавливается и включается в состав внереализационных доходов.

Решение.

1. Расчет суммы резерва по итогам 1 квартала 2010 г.

1.1. Определяем сомнительные долги, учитываемые при расчете резерва.

Сомнительными долгами признаются долг № 1 и долг № 3. Долг № 2 в расчете резерва не участвует.

1.2. Определяем расчетную сумму резерва.

Номер долга

Сумма долга, руб.

Срок платежа по договору

Срок возникновения сомнительной задолженности по состоянию на 31.03.2010, количество календарных дней

Процент отчислений в резерв

Сумма отчислений в резерв, руб.

(гр. 2 x гр. 5)

1

2

3

4

5

6

N 1

380 000

05.01.2010

от 45 до 90

50

190 000

N 3

50 150

10.03.2007

> 90

100

50 150

Итого за I квартал 2010 г.

240 150

1.3. Определяем предельную сумму отчислений в резерв:

2 586 000 руб. x 10% = 258 600 руб.

1.4. Сравниваем расчетную сумму отчислений с предельной суммой отчислений:

240 150 руб. > 258 600 руб.

1.5. Сумма резерва, учитываемая в составе внереализационных расходов в 1 квартале 2010 года, составляет 240 150 руб.

2. Расчет суммы резерва по итогам 1 полугодия 2010 г.

2.1. Определяем сомнительные долги, учитываемые при расчете резерва.

Дополнительно в расчете резерва участвует долг № 4.

2.2. Определяем расчетную сумму отчислений в резерв.

Номер долга

Сумма долга, руб.

Срок платежа по договору

Срок возникновения сомнительной задолженности по состоянию на 30.06.2010, количество календарных дней

Процент отчислений в резерв

Сумма отчислений в резерв, руб. (гр. 2 x гр. 5)

1

2

3

4

5

6

N 3

380 000

05.01.2010

> 90

100

380 000

N 4

295 000

10.04.2010

от 45 до 90

50

147 500

Итого за полугодие 2010 г.

527 500 руб.

2.3. Определяем предельную сумму отчислений в резерв за I полугодие 2010 г.:

(2 586 000 руб. + 1 100 000 руб.) x 10% = 368 600 руб.

2.4. Сравниваем расчетную сумму отчислений с предельной суммой:

527 500 руб. < 368 600 руб.

Резерв создается на сумму 368 600 руб.

2.5. 1 вариант. Корректировка резерва, созданного по итогам 1 полугодия 2010 года.

Остаток резерва по сомнительным долгам, созданный по итогам I квартала 2010 г., составляет 190 000 руб. (240 150 – 50 150) (за счет резерва списан долг № 3 (50 150 руб.)).

190 000 руб. < 368 600 руб., следовательно, при корректировке резерва, сформированного на конец 30.06.2010, в состав внереализационных расходов включается 178 600 руб.

2 вариант. В состав внереализационных расходов включается сумма сформированного резерва в размере 368 600 руб., в состав внереализационных доходов – сумма восстановленного неиспользованного резерва в размере 190 000 руб.

3. Сходства и различия в порядке формирования резервов в бухгалтерском и налоговом учете

Показатель (условие)

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Примечания

Применение ПБУ 18/02 [17]:

Обязанность формировать резерв

Организация вправе не создавать резерв по сомнительным долгам.

Однако данное положение учетной политики может вызвать претензии со стороны контролирующих органов.

Полагаем, что в учетной политике целесообразно прописать порядок формирования резерва и порядок определения сумм отчислений в резерв.

Обязанность указывать на создание резерва в учетной политике четко в нормах НК РФ не прописана.

Позиция контролирующих органов: формирование резерва по сомнительным долгам должно быть предусмотрено в учетной политике.

Позиция судов: налогоплательщик вправе формировать резерв по сомнительным долгам без указания на этот факт в учетной политике.

1. Организация вправе создать резерв по сомнительным долгам в налоговом учете, не имея одноименного резерва в бухгалтерском учете (Письмо УФНС России по г. Москве от 09.04.2007 N 20-12/031921, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.01.2008 N А56-12719/2007).

2. В случае, если резерв создается только в бухгалтерском или налоговом учете, возникают постоянные разницы.

Размер резерва

1. Методику определения суммы отчислений в резерв организация прописывает в учетной политике.

2. Резерв формируется под каждый долг.

1. Размер резерва зависит от периода просрочки погашения долга, что установлено непосредственно в НК РФ.

2. Сумма резерва, принимаемого для налогообложения, не может быть больше 10 % от выручки товаров (работ, услуг) (без НДС).

3. Сумма резерва определяется в общем применительно ко всем сомнительным долгам с одинаковым периодом просрочки погашения.

В целях сближения налогового и бухгалтерского учета методика определения размера отчислений в резерв в бухгалтерском учете может быть аналогична налоговому учету, т.е. зависеть от периода просрочки погашения долга.

Если сумма резерва в налоговом учете больше установленного предела, то возможно, что в бухгалтерском учете следует отразить постоянную разницу (например, в ситуации, когда отчисления в резерв в бухгалтерском и налоговом учете различны).

Документальное оформление создания резерва

Условия учетной политики, Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. № ИНВ-17), расчет суммы резерва.

Условия учетной политики, Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. № ИНВ-17), расчет суммы резерва.

Порядок одинаковый

Учет неиспользованной суммы резерва

Неиспользованная сумма резерва включается в состав прочих доходов на конец отчетного периода (года, месяца, квартала), следующего за периодом, в котором создан резерв (присоединяется к финансовым результатам).

Предусмотрено два варианта учета неиспользованного резерва:

1 вариант: корректировка вновь создаваемого резерва;

2 вариант: восстановление и включение в состав внереализационных доходов.

В случае, если в бухгалтерском и налоговом учете период формирования резерва и сумма отчислений совпадают, в бухгалтерском учете временных разниц не возникает.

 

4. Риски, которые могут возникнуть у организации, формирующей резервы по сомнительным долгам

В ст. 15.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей.

Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается, в том числе, искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

Таким образом, для привлечения главного бухгалтера к административной ответственности за искажение строки бухгалтерской отчетности необходимо, чтобы искажение составило не менее 10 % от общей суммы дебиторской задолженности (нераспределенной прибыли (непогашенного убытка)).

В бухгалтерской отчетности дебиторская задолженность показывается в сумме за вычетом резерва по сомнительным долгам[16].

Если при наличии сомнительной задолженности организация не формирует резерв по такому долгу, то отсутствие, документов подтверждающих высокую вероятность погашения задолженности (правомерность отсутствия резерва), может послужить основанием для привлечения главного бухгалтера к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ.

5. Выводы

Формирование резерва по сомнительным долгам предусмотрено как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. При этом резервы в бухгалтерском учете и для целей налогообложения формируются независимо друг от друга. Например, в налоговом учете данный резерв может создаваться организацией в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения, а в бухгалтерском учете - не создаваться.

Целью, формирования резерва в бухгалтерском учете является отражение в отчетности достоверной суммы дебиторской задолженности, т.е. суммы долга, которая, скорее всего, будет погашена должником.

При исчислении налога на прибыль резервирование сомнительных долгов позволяет получить отсрочку по уплате налога на прибыль, так как дата признания расходов (убытков) от списания безнадежных долгов переносится на более ранний период.

Основное отличие порядка создания резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете от налогового заключается в определении суммы резерва: в целях налогообложения сумма отчислений в резерв зависит от периода просрочки погашения долга, в бухгалтерском учете – от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Процедура оценки вероятности погашения долга в нормативных документах по бухгалтерскому учету не прописана. Организации целесообразно прописать порядок определения суммы резерва в своей учетной политике.

Кроме того, в отличие от правил бухгалтерского учета, в налоговом учете учитывается не вся сумма отчислений в резерв, а только в пределах установленного ограничения (не более 10 % выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный (налоговый) период).

Перечислим обстоятельства, когда налогоплательщику могут быть предъявлены претензии со стороны налоговых органов (налоговые риски):

- формирование резерва по сомнительным долгам не предусмотрено в учетной политике для целей налогообложения;

- при определении суммы отчислений в резерв принимаются в расчет долги, возникшие не в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг (например, по договорам займа);

- при переносе неиспользованного остатка резерва на следующий отчетный (налоговый) период налогоплательщик применяет 10 % ограничение к совокупной сумме перенесенного и вновь созданного резерва.

6. Список литературы

1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (сокращ. – Положение);

2. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)», утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н;

3. Письмо Минфина РФ от 29.01.2009 N 07-02-18/01 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2008 год";

4. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н;

5. Положение по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)", утв. Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 N 106н;

6. Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации";

7. Подпункт 7 пункта 1 статьи 265, подпункт 2 пункта 7 ст. 272, пункт 3 статьи 266 Налогового кодекса РФ;

8. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49;

9. Письмо Минфина РФ от 05.05.2006 № 03-03-04/2/129;

10. Письмо Минфина РФ от 12.05.2009 № 03-03-06/1/318;

11. Статья 249 Налогового кодекса РФ, Постановление Президиума ВАС РФ от 23.11.2005 N 6602/05;

12. Подпункт 2 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса РФ;

13. Пункт 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ;

14. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.04.2005 N А10-4068/04-11-Ф02-1700/05-С1, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.11.2005 N Ф04-7853/2005(16557-А46-3), Постановление ФАС Поволжского округа от 18.05.2005 N А72-11001/04-6/930, Постановление ФАС Центрального округа от 17.06.2009 по делу N А48-3740/08-17, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.12.2005 N А11-1770/2005-К2-19/95;

15. Письмо Минфина РФ от 22.04.2004 N 04-02-05/5/5.

16. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)", утв. Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н;

17. Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02", утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 N 114н. "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02"