В окончательном варианте постановления пленума ВАС урегулировано, что именно должен оплатить налоговый агент, не удержавший налог. Изложен также и ряд других важных правовых позиций. К примеру, уполномоченный представитель налогоплательщика - физлица (включая ИП) осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности. Факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы в декларации не означает его отказ от льготы.

Опубликовано постановление пленума ВАС № 57 от 30 июля 2013 года "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ", о рассмотрении вариантов проекта которого  мы сообщали еще в январе и в июле.

Наиболее резонансный вопрос, затронутый в постановлении, касается последствий неудержания налога налоговым агентом. Изначально планировалось, что его результатом является так называемый убыток ФНС, ведь налоговое обязательство имеет налогоплательщик, а не налоговый агент. В таком случае ФНС могла бы взыскивать с налоговых агентов убыток, тогда как оставалась бы и возможность взыскания налога непосредственно с самого налогоплательщика. В окончательном варианте постановления отсутствует понятие убытка ФНС. При неудержании налога налоговым агентом он (агент) уплачивает пени. Если налогоплательщик находится за пределами администрирования российскими налоговыми органами (например, налогоплательщик - иностранное лицо), то с неудержавшего налог агента взыскивается именно сумма налога (а не компенсация убытка бюджета).

Изложен также и ряд других правовых позиций. В частности, действия (бездействие) представителя налогоплательщика расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физлица (включая ИП) осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или приравненной к ней.

Факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде. Поэтому право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи уточненной налоговой декларации, заявления в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проводимой проверки и проверяемому налоговому периоду) либо заявления в налоговый орган при уплате налога на основании налогового уведомления.

Если ИФНС исчисляет налоги расчетным путем, то должны быть определены не только доходы налогоплательщика, но и его расходы. При этом бремя доказывания того, что размеры этих показателей не соответствуют фактическим условиям экономической деятельности налогоплательщика, возлагается на последнего, поскольку именно он несет риски, связанные с возникновением оснований для применения налоговиками расчетного метода.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу. Инициировать судебное разбирательство по этому поводу вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик. До вступления в силу такого решения суда в выдаваемую налоговиками справку о состоянии расчетов с бюджетом должны быть включены долги, возможность взыскания которых утрачена, с указанием на невозможность их взыскания.

Постановление содержит также множество других принципов, которыми должны руководствоваться суды при рассмотрении налоговых дел.