Большая часть страны уже работает по этой схеме – лучше это или хуже для работников, каковы нюансы для работодателей, и когда прямые выплаты охватят всю страну.
В конце 2018 года правительство расписало на полтора года вперед планы насчет расширения пилотного проекта по прямым выплатам пособий гражданам из ФСС, минуя работодателей. С начала 2019 года к проекту подключены 11 регионов, и еще по 9 – с июля 2019 года, с января и с июля 2020-го. В итоге на данный момент с прямыми выплатами работают 68 субъектов РФ.
А когда оставшиеся
Последняя порция (из известных на данный момент) ожидается менее чем через месяц. С 1 июля 2020 года в проект войдут:
- Республики Башкортостан, Дагестан
- Красноярский и Ставропольские края
- Волгоградская, Иркутская, Ленинградская, Тюменская и Ярославская области.
В итоге выплаты станут прямыми в 77 регионах страны.
Графика для оставшихся, возможно, уже не появится – ведь Минтруд разработал законопроект о введении с 2021 года прямых выплат по всей России не в рамках пилотного проекта, а в качестве общей нормы. О дальнейшем движении проекта пока не известно. С сентября прошлого года он "висит" на портале общественных обсуждений и набрал почти полторы тысячи голосов "против", тогда как "за" проголосовало только 5 человек.
Кто знает, может, на том пока законопроект и заглохнет? И тогда власти новым постновлением опять продлят пилотный проект и распишут, кто когда будет в него включаться. Это им сделать гораздо проще, а с учетом пандемии такой вариант видится довольно вероятным.
Многим работникам проще
Как это работает? – претендент на пособие приносит документы по-прежнему работодателю, а вот деньги получает непосредственно от ФСС не позднее, чем через 15 календарных дней (5 дней отведено работодателю "на подумать", а 10 – фонду). Первые три дня больничных по-прежнему оплачивает работодатель из своего кармана, а выплата из ФСС касается 4-го дня и следующих.
С одной стороны, пособия таким путем получать проще – работодатель может направить в ФСС только электронный реестр сведений, и в этом случае фонд может обнаружить нехватку нужных документов уже гораздо позже – во время выездной проверки. Те, у кого более 25 работников, только так и поступают, а если численность 25 человек или менее – работодатель тоже вправе посылать реестры (но может – и непосредственно документы, полученные от работника).
Например, высок шанс сразу получить деньги у тех, чей больничный оформлен с огрехами. Потеря нужной "бумажки" тоже становится проблемой страхователя, а не самого работника. В таких случаях фонд, считая, что пособие было выплачено необоснованно, может после проверки попытаться взыскать с работодателя свои убытки, в том числе через суд.
... , но не всем
По больничным и ряду других пособий в зоне риска работники тех фирм и ИП, которые направляют в ФСС непосредственно документы, а не реестры. Фонд может обнаружить ошибки и отказать в выплате.
К тому же, даже в случае с реестром гарантировано получение не любых пособий. Например, в выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенкам лицам, работающим неполный день, могут сразу отказать – ведь в реестр включаются сведения о том, в какой мере рабочий день такого сотрудника не полон. Соответственно, не исключено, что бороться за свои права таким работникам придется уже самостоятельно.
Ведь вопрос был и остается спорным. Критериев, при каком уменьшении рабочего дня пособие положено, а при каком – нет, не существует сейчас и не предвидится согласно упомянутому законопроекту. Можно опираться лишь на судебную практику. Суды встают на сторону фонда, если рабочий день сокращен "для отмазки", например, на 30 минут или 1 час. К тому же, часто местные отделения ФСС более жестко подходят к проблеме, чем "головной" ФСС. Его позиция состоит в том, что пособие правомерно выплачивается при сокращении рабочего дня до 6 часов. Но отделения ФСС на местах иногда считают, что пособие не положено, если не свободна "большая часть" рабочего времени.