ФНС прояснила лишь часть дилеммы: "льготные" НКО, IT-организации не платят взносы с выплат сверх годового лимита. Могут ли они выбрать схему, установленную для МСП, если ими являются – служба не разъяснила.

Параллельные миры

Пониженный тариф страховых взносов для малого и среднего бизнеса был введен законом 102-ФЗ. Такой тариф в ПФ составляет 10% (как до годовой предельной базы, так и сверх нее), на "больничный" соцстрах 0%, на ОМС – 5%. Понижение действует на ту часть выплат в пользу физлиц, которая превышает МРОТ по итогам месяца. Сумма до МРОТ будет облагаться по прежнему.

Причем, для некоторых случаев и до того были установлены льготные тарифы – для IT-организаций, для некоторых НКО на УСН, благотворительных организаций на УСН, для произведителей анимационной аудиовизуальной продукции, для участников различных особых зон и территорий.

Как быть, если такие льготники одновременно являются еще и субъектами МСП?

Снят вопрос о тарифе сверх лимита

ФНС в письме напомнила о "новых" пониженных тарифах, и, видимо, попыталась рассмотреть дилемму на примере социально ориентированных НКО на УСН – они платят только 20% в ПФ, а взносы на соцстрах и медстрах исчисляют по нулевой ставке. Льготные тарифы действуют для выплат, не превышающих предельную базу, а насчет выплат, которые сверх нее, есть неопределенность. Раньше в статье 426 НК было сказано, что тариф 10% в ПФ для выплат сверх лимита для льготников не действует. Однако затем положения этой статьи перенесены в другую, но при этом "потерялась" оговорка насчет льготников.

ФНС заверила: взносы на ОПС по тарифу 10% с выплат, превышающих предельную величину базы, плательщики, применяющие пониженные тарифы в соответствии с пунктом 2 статьи 427 НК, не исчисляют и не уплачивают (письмо от 28 апреля 2020 г. № БС-4-11/7155@).

Пункт 2 статьи 427 касается как раз "старых" льготников (тех же упомянутых НКО). То есть, им не надо платить взносы с выплат, превышающих предельную базу, по мнению ФНС. "Новые" же пониженные тарифы, установленные для субъектов МСП, в пункте 2 статьи 427 следов не оставляют. На текущий год эта льгота установлена отдельными статьями закона 102-ФЗ (без внесения в НК), а с нового года в НК появится посвященный этим тарифам новый пункт 2.1.

Дали выбор?

ФНС не сделала никиках выводов на тот случай, когда та же НКО, IT-организация или другой "старый" льготник одновременно является и субъектом МСП. Можно ли им применить 10%-ный тариф в ПФ с той части выплат, которая превышает МРОТ? Если да, то новые правила логично применять в полном объеме, то есть платить 10% и с выплат сверх годовой предельной базы, а также – платить 5% в ФФОМС. Кстати, IT-организациям такая система и вовсе не выгодна (их суммарный "старый" льготный тариф меньше).

Возможно, власти имеют в виду, что каждый, кто имеет право на льготы по двум основаниям – и по пункту 2 статьи 417, и как субъект МСП – сможет выбрать, какой системы придерживаться. Однако прямо об этом пока никто не сказал.

Тем, кто не в курсе

Напомним некоторые нюансы по "новым" пониженным тарифам: дифференцировать два вида взносов (ПФ и ФСС) субъектам МСП теперь надо от двух лимитов – месячного и годового (то есть, от МРОТ и от годовых предельных баз по взносам, которые составляют на этот год по ФСС – 912 тысяч рублей, по ПФ – 1,292 млн). Пример такого непростого расчета и кое-какие другие подробности мы приводили здесь (когда рассказывали о принятии закона Госдумой). Действовать новшество начинает в отношении выплат за апрель текущего года, ограничений на будущее не установлено. Некоторые неясности в отношении новшества удалось ликвидировать при помощи вебинара московской УФНС.