Т. В. Шадрина

Журнал "Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение" № 5/2009

Трудовым законодательством процедура сокращения штата или численности организации четко регламентирована. В частности, работодатель в последний день работы не прощается с работником, так как в качестве гарантий и компенсаций при расторжении трудового договора по данному основанию предусмотрены определенные выплаты даже по истечении нескольких месяцев после увольнения. И если с простыми работниками все понятно, то как быть с работниками-пенсионерами, ведь они уже социально защищены государством в виде гарантированной выплаты пенсии? В связи с этим возникают вопросы: сохраняется ли средний заработок за пенсионерами в течение третьего месяца после увольнения, а если это работник организации, расположенной в районах Крайнего Севера, в течение четвертого, пятого и шестого месяцев, какие случаи признаются исключительными для сохранения заработка?

На основании ст. 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется данный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях он сохраняется в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

При толковании нормы данной статьи мнения специалистов разделились.

Первая точка зрения. Поскольку в ст. 178 ТК РФ при установлении гарантии в виде сохранения среднего заработка на третий месяц трудоустройства указано условие обращения в орган службы занятости населения, необходимо учитывать положения Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон № 1032-1) и Порядка регистрации безработных граждан (далее – Порядок). Из пункта 3 ст. 3 Закона № 1032-1 следует, что граждане, которым в соответствии с законодательст-вом РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными. Та же норма прописана в п. 17 Порядка. Получается, что служба занятости не должна регистрировать такого гражданина в качестве безработного, а следовательно, у нее не возникнет обязанности по трудоустройству. Да и выдача решений, предоставляющих сокращенным пенсионерам возможность получения среднего месячного заработка, осуществляется службой занятости в соответствии с Порядком. Других оснований и способов выдачи таких решений действующим законодательством не предусмотрено. В связи с указанными обстоятельствами выплаты работодателем сокращенному пенсионеру будут производиться не свыше двух месяцев.

Данную позицию поддерживают и суды. Например, ФАС Центрального округа в Постановлении от 02.04.2007 по делу № А54-2967/2006 отметил, что положения ч. 2 ст. 178 ТК РФ не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия, поскольку указанная в ней выплата является мерой социальной защиты безработных, а пенсионеры к таковым не относятся. К этому же выводу пришли ФАС Поволжского округа в Постановлении от 04.04.2006 по делу № А12-14930/05 С15, Арбитражный суд г. Москвы в Решении от 02.11.2006 по делу № А40-53171/06-145-310.

Вторая точка зрения основана на предположении, что гарантии при увольнении в связи с сокращением численности или штата организации распространяются на лиц, которым выплачивается пенсия по старости.

Ссылка на п. 3 ст. 3 Закона № 1032-1 не может быть принята во внимание, так как в ст. 27 Закона № 1032-1 указано, что работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством. При этом пенсионеры не выделены как отдельная категория работников, которым такие гарантии не предоставляются. На основании данного положения и п. 8 Порядка органы службы занятости ставят сокращенных пенсионеров на учет как ищущих работу и, если не удалось их трудоустроить за два месяца, выдают справки о сохранении среднего заработка по прежнему месту работы на третий месяц. Соответственно, в районах Крайнего Севера могут выдать решение о сохранении заработка на четвертый, пятый или шестой месяцы. Иногда суды поддерживают данную точку зрения. Например, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 20.12.2007 по делу № А43-4154/2007-9-174 отметил, что решение органа службы занятости о сохранении за работником-пенсионером среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения соответствует закону.

Некоторые специалисты считают, что основанием для принятия решения органом службы занятости о сохранении среднего месячного заработка на третий месяц за сокращенным работником является исключительность случая, состоящая в том, что работник в установленный срок обратился в орган службы занятости за трудоустройством, но не был им трудоустроен. По нашему мнению, данная позиция ошибочна, и вот почему.

В статье 178 ТК РФ не раскрыто понятие исключительности случая, когда следует со-хранять заработную плату уволенному работнику на третий месяц после увольнения. Поэтому такая неопределенность по данному вопросу порождает массу споров. Между тем в Постановлении ФАС Центрального округа от 16.03.2004 по делу № А23-2779/03А-15-259 в качестве исключительных обстоятельств рассматриваются невозможность иметь заработок (трудовой доход) или его утрата либо его недостаточность для жизнеобеспечения человека и нетрудоспособных членов семьи.

Аналогично рассуждали судьи в Постановлении ФАС Поволжского округа от 05.07.2007 по делу № А12-20261/06: суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о недоказанности наличия исключительных обстоятельств, которые могли быть учтены при принятии решения о выплате работнику за счет средств организации среднемесячной заработной платы за третий месяц со дня увольнения, поскольку Центром занятости не представлены документы, подтверждающие предложения об имеющейся вакан-сии и отказ работодателей в принятии на работу по основаниям, указывающим на социальное положение гражданина, другие документы, говорящие об исключительном случае, в том числе об отсутствии в семье работающих членов семьи, отсутствии у уволенного работника иных доходов. Вместе с тем судами учтено, что работник, являясь пенсионером по старости, социально защищен государством в виде гарантированной выплаты пенсии.

Следует обратить внимание, что арбитражная практика приведена только для ознакомления с существующими мнениями по данному вопросу. Президиум ВАС РФ в постановлениях от 19.02.2008 № 11725/07 и № 13647/07 указал на то, что такие споры не затрагивают прав и законных интересов работодателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как возникают из трудовых отношений, а следовательно, не подведомственны арбитражным судам.

Отметим, работники службы занятости, выдавая решение о сохранении за сокращенным работником заработка на третий месяц, ссылаются на Постановление Конституционного Суда РСФСР от 04.02.1992 № 2П-3 по делу о проверке конституционности правоприменительной практики расторжения трудового договора по основанию, предусмотренному пунктом 1.1 статьи 33 КЗоТ РСФСР, – достижение работником пенсионного возраста. В данном постановлении судом сделаны выводы о нарушении конституционных прав, гарантий и свобод при расторжении трудового договора по указанному основанию. Статья 38 Конституции РСФСР, провозглашая право граждан на труд, включает в него «право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей». В соответствии со статьей 14 Конституции РСФСР всем лицам, занятым на производстве, гарантируются законом, без каких либо различий, справедливые условия найма, увольнения, оплаты и охраны труда. Из содержания этих статей Конституции РСФСР вытекает, что дискриминация граждан не допускается и пенсионный возраст не может служить препятствием для осуществления этого права.

Считаем, что данные выводы не подлежат применению ввиду того, что ни один из нормативных актов, на основании которых сделан такой вывод, в настоящее время не действует.

На наш взгляд, правильной является первая точка зрения, и вот почему.

Действительно ст. 178 ТК РФ каких либо особенностей в отношении работни-ков пенсионеров не предусмотрено. Однако игнорировать положения п. 3 ст. 3 Закона № 1032-1 нельзя.

Пунктом 2 Порядка предусмотрено несколько стадий регистрации не имеющих работы граждан, а именно:

– первичная регистрация безработных граждан;

– регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;

– регистрация граждан в качестве безработных;

– перерегистрация безработных граждан.

Сейчас органы службы занятости ставят на учет сокращенных пенсионеров как ищущих работу и держат их в данном статусе несколько месяцев. Да, действительно учреждения службы занятости могут поставить на учет уволенных пенсионеров как ищущих работу на основании п. 2 Порядка. Вместе с тем, руководствуясь п. 9 Порядка, служба занятости обязана в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а в силу п. 15 Порядка и п. 2 ст. 3 Закона № 1032-1 не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации принять решение о признании гражданина безработным. При этом ни Порядком, ни Законом № 1032-1 возможность продления срока пребывания безработного гражданина в статусе ищущего работу законодателем не предусмотрена.

Поскольку из содержания п. 3 ст. 3 Закона № 1032-1 и п. 17 Порядка вытекает, что пенсионеры не могут быть зарегистрированы в установленном законом порядке в качестве безработных, так как они уже социально защищены государством посредством назначения пенсии, служба занятости не должна выдавать им решение о сохранении среднего заработка на третий месяц со дня увольнения.

Поэтому за сокращенным пенсионером работодатель должен сохранять средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Соответственно, если работник-пенсионер был сокращен из организации, находящейся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то за ним следует сохранять средний заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев в силу ст. 318 ТК РФ.