Автор: Петрова Н. А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Организация «А», применяющая УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», заключила договор о совместной деятельности с организацией «Б». Организация «А» для выполнения определенных работ привлекает работников организации «Б», которая выплачивает им зарплату, для участия в производственном процессе организации «А». За это организация «А» уплачивает организации «Б» денежные средства согласно условиям договора. Может ли организация «А» учесть в расходах при УСНО указанные затраты в качестве материальных расходов на основании пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ?

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ «упрощенцы», выбравшие объект налогообложения «доходы минус расходы», при определении объекта налогообложения могут уменьшить полученные доходы на материальные расходы. В соответствии с п. 2 ст. 346.16 и пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся в том числе затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение данных работ (оказание услуг) структурными подразделени­ями налогоплательщика.

В рассматриваемом случае суть оказанных организации услуг заключается в предоставлении персонала, а не в оказании услуг сторонней организацией. При этом с опорой на тот факт, что перечень расходов, на которые налогоплательщики, применяющие УСНО, могут уменьшать полученные доходы, указанный в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, носит ограниченный характер и не предусматривает расходы на оплату услуг по предоставлению работников сторонними организациями для участия в производственном процессе либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией услуг, названные расходы при определении налоговой базы не учитываются. Такое мнение представлено в письмах Минфина России от 20.12.2012 № 03-11-06/2/147 и ФНС России от 16.08.2013 № АС-4-3/14960@.

Что касается судебной практики, в качестве примера можно привести Постановление АС ЦО от 22.03.2017 по делу № А23-1412/2016.

Суть спора заключается в том, что в результате выездной налоговой проверки организации, применяющей УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», были доначислены налог при УСНО, штрафы и пени. Основанием для этого явился вывод налогового органа о неправомерном занижении обществом налоговой базы для исчисления налога в связи с включением в состав расходов сумм, выплаченных по договору о совместном несении охранной службы (договор о взаимодействии).

Вышестоящий налоговый орган оставил решение в силе. Суды первой и апелляционной инстанций отказали «упрощенцу» в удовлетворении исковых требований.

В проверяемом периоде организация осуществляла деятельность по оказанию услуг по охране и обеспечению порядка на основе договоров, заключенных с муниципальными образовательными учреждениями дошкольными учреждениями и другими организациями. Для осуществления своей деятельности она заключила договор о взаимодействии с обществом по привлечению членов данной некоммерческой организации к охране объектов.

При проверке налоговому органу был также представлен договор о совместном несении охранной службы (аутсорсинга), заключенный между организацией и обществом. Условия обоих договоров идентичны.

Как указал суд, названный договор и договор взаимодействия имеют один и тот же предмет регулирования – предоставление людей для участия в выполнении услуг по охране объектов.

Что касается аутсорсинга, суд отметил, что определение понятия «аутсорсинг» в российском законодательстве в настоящий момент отсутствует. Причем, следуя принципу свободы договора, установленного ст. 421 ГК РФ, стороны вправе заключить договор предоставления персонала, и подобный договор не будет противоречить закону. ВАС в своем Определении от 04.03.2010 № ВАС-2063 указал на это, а также на то, что упомянутый договор именуется договором аутсорсинга персонала. Такие договоры, как договор на предоставление персонала либо на взаимодействие, в ГК РФ отсутствуют.

Обратите внимание: как отмечается в Определении ВАС РФ от 04.03.2010 № ВАС-2063, договоры о предоставлении персонала (работников) именуются также договорами аутсорсинга персонала. Им присущ комплекс отношений, регламентация которых осуществляется и нормами трудового права, и гражданско-правовыми нормами, поскольку имеют место два предмета регулирования – имущественных отношений и трудовых отношений.

Между сторонами договора наблюдаются гражданско-правовые отношения, имеющие некоторые признаки возмездного оказания услуг, при этом предметом договора являются услуги по предоставлению персонала, организация (заказчик) платит именно за эту услугу, а не за труд конкретных работников. Трудовые же отношения связывают организацию (исполнителя) и тех работников, которые предоставляются в качестве персонала обществу.

Суд указал на разницу между договором возмездного оказания услуг и договором предоставления персонала: организация, предоставляющая персонал, не принимает на себя обязательств относительно оказания каких-либо услуг (в области управления, производства, строительства и т. д.), поскольку ее единственное обязательство – предоставление определенного количества персонала, соответствующего предъявленным к квалификации требованиям, что по существу и содержится в представленных спорных договорах.

Договорам предоставления персонала (аутсорсинг) присущ комплекс отношений, регламентация которых осуществляется и нормами трудового права, и гражданско-правовыми нормами, поскольку имеют место два предмета регулирования: имущественных отношений и трудовых отношений.

Работодателем в рассматриваемой ситуации будет являться организация-исполнитель. Работники, передаваемые по договору предоставления персонала, числятся в штате предоставляющей организации. С этой организацией работники должны состоять в трудовых отношениях, то есть должны заключаться трудовые договоры, выплачиваться зарплата, осуществляться оплата временной нетрудоспособности. Причем организация, в которую работники привлекаются по договору предоставления персонала, не оформляет с ними никаких юридических (в том числе трудовых) отношений, предметом договора являются услуги по предоставлению персонала.

По своей сути – предмету и существенным условиям – предоставленные спорные договоры аутсорсинга и взаимодействия абсолютно идентичны.

Из приведенных норм суд сделал вывод о том, что такие услуги не носят производственного характера, и поэтому расходы на них не могут быть учтены в целях налогообложения при УСНО.

Решение суда первой инстанции было оставлено без изменения апелляционной и кассационной инстанциями. Вышестоящие судебные инстанции подтвердили, что заключенные организацией договоры не являются договорами оказания услуг, расходы по которым в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ относятся к материальным расходам, которые в силу пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ подлежат учету при исчислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО.

При этом условия заключенных договоров наиболее близки к условиям договора о предоставлении труда работников (персонала), предусмотренного ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

К сведению: еще в Письме Минфина России от 28.11.2006 № 03-11-04/3/511 было сказано, что расходы на оплату услуг персонала, предоставленного по договору аутсорсинга, не поименованы в ст. 346.16 НК РФ, поэтому обозначенные расходы не учитываются в целях налогообложения при УСНО.

Таким образом, и контролирующие организации в лице ФНС и Минфина, и судебные инстанции в данном случае едины во мнении о том, что в рассматриваемом случае суть оказанных организации услуг по договору о совместной деятельности заключается не в оказании услуг сторонней организацией, а в предоставлении персонала. Следовательно, соответствующие затраты в расходах при УСНО не учитываются.