Автор: Петренко Д. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

АУСН предназначена для микропредприятий и предпринимателей с небольшой численностью сотрудников и невысоким годовым доходом. Его особенностью является отсутствие обязанностей по расчету налога: расчет производят налоговики на основании поступивших им сведений о результатах деятельности налогоплательщика за налоговый период (месяц). Декларировать налоговые обязательства в рамках АУСН тоже не нужно.

Для применения АУСН необходимо выполнить ряд требований и условий. Они во многом схожи с условиями, установленными для обычной УСН. Но есть и различия.

В данном материале мы поясним нюансы перехода на АУСН для действующих налогоплательщиков.

Порядок перехода на АУСН

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 25.02.2022 № 17-ФЗ организации и предприниматели, изъявившие желание перейти на АУСН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на данный спецрежим.

Уведомление подается через «Личный кабинет налогоплательщика». В нем необходимо указать выбранный объект налогообложения – «доходы» или «доходы минус расходы».

Кроме того, организации и ИП вправе подать такое уведомление в налоговый орган через уполномоченный банк – в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи уполномоченного банка (п. 4, 7 ст. 4).

К сведению: поскольку 31 декабря 2022 года является выходным днем, подать уведомление о переходе на АУСН с 2023 года налогоплательщики в соответствии с п. 7 ст. 6.1 НК РФ могут до 9 января 2023 года.

Налогоплательщики, применяющие УСН (или ЕСХН), при заполнении электронной формы уведомления о переходе на АУСН в личном кабинете могут проставить признак отказа от применения УСН (ЕСХН) с даты начала применения АУСН. В случае указания данного признака представление налогоплательщиком, применяющим УСН (ЕСХН), уведомления об отказе от применения УСН (форма 26.2-3) в соответствии с п. 6 ст. 346.13 НК РФ или уведомление об отказе от применения ЕСХН (форма 26.1-3) в соответствии с п. 6 ст. 346.3 НК РФ не требуется (см. Письмо ФНС России от 12.10.2022 № СД-4-3/13618@).

Условия и требования по переходу на АУСН и его применению

Законом № 17-ФЗ установлен ряд условий и требований по переходу на АУСН и по применению названного спецрежима.

Плательщики налога

Плательщиками при АУСН могут быть организации и ИП, состоящие на налоговом учете по месту нахождения (по месту жительства), если такое место нахождения (жительства) расположено на территории субъекта РФ, участвующего в эксперименте (это Москва, Московская и Калужская области, Республика Татарстан) (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 3).

К сведению: в законе нет норм, запрещающих налогоплательщикам на АУСН вести деятельность в других регионах. Поэтому если, к примеру, ИП зарегистрирован по месту жительства на территории проведения эксперимента, а фактически осуществляет деятельность в других регионах, не участвующих в пилотном проекте, он, полагаем, все равно вправе перейти на АУСН.

При этом у организации не должно быть ни филиалов, ни обособленных подразделений (пп. 1 п. 2 ст. 3), а доля участия других организаций в ее уставном капитале по общему правилу не должна превышать 25% (есть исключения, например, для организаций, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов) (пп. 13 п. 2 ст. 3).

Кроме того, для перехода на АУСН налогоплательщикам нужно открыть в уполномоченном банке счет для расчетов с контрагентами и выплаты заработка. Наличие счетов и корпоративных электронных средств платежа для переводов электронных денежных средств в других банках запрещено (это следует из пп. 29 п. 2 ст. 3).

Особенности деятельности

Согласно п. 2 ст. 3 организации и ИП, переходящие на АУСН, не должны:

  • применять иные режимы налогообложения кроме АУСН (пп. 19). К примеру, предприниматель не вправе совмещать АУСН и патентную систему;

  • являться участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), инвестиционного товарищества, доверительного управления имуществом или концессионного соглашения на территории РФ (пп. 20);

  • осуществлять деятельность на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров (пп. 21);

  • привлекать к трудовой деятельности физлиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ (пп. 27);

  • являться источниками выплаты доходов физлицам, облагаемых НДФЛ по ставкам, предусмотренным п. 2–3.1, 5 и 6 ст. 224 НК РФ, источниками доходов в натуральной форме, а также доходов физлиц в виде материальной выгоды (пп. 30);

  • выплачивать доход физлицам в наличной форме (пп. 31).

Также не вправе применять АУСН производители подакцизных товаров, участники рынка ЦБ, банки, страховщики, некоммерческие организации, КФХ и некоторые другие (п. 2 ст. 3).

Результаты деятельности налогоплательщика

Доходы организации и ИП, учитываемые при определении налоговой базы, не должны превышать в текущем календарном году 60 млн руб. А средняя численность работников налогоплательщика за налоговый период (месяц – ст. 10), определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, не должна превышать 5 человек (пп. 23, 28 п. 2 ст. 3).

Остаточная стоимость ОС (определяемая по правилам бухучета) организации не должна превышать 150 млн руб. (пп. 14 п. 2 ст. 3). Однако за какой период – календарный год (как доходы) или месяц (как средняя численность) – в названной норме не уточнено. Для минимизации налоговых рисков, очевидно, данное требование организация должна соблюдать по итогам налогового периода (то есть месяца). А поскольку в норме нет уточнения касательно амортизируемого имущества, данное ограничение действует в отношении остаточной стоимости всех ОС.

Все эти требования необходимо выполнять для сохранения права на применения АУСН. Подобных ограничений для перехода на спецрежим Законом № 17-ФЗ не установлено (в уведомлении о переходе на спецрежим они не указываются).

Исчисление налоговой базы при переходе на АУСН

Особенности исчисления налоговой базы при переходе на АУСН с иных режимов налогообложения определены в ст. 16 Закона № 17-ФЗ. В частности, п. 4 предусмотрено, что при переходе налогоплательщика с иных режимов налогообложения на АУСН расходы, относящиеся к периодам, в которых применялись иные режимы налогообложения, при исчислении налоговой базы по АУСН не учитываются.

Если организация уплачивала налог на прибыль с использованием метода начисления, то при переходе на АУСН она должна (п. 1):

1) на дату перехода на спецрежим включить в налоговую базу суммы денежных средств, не учтенные при исчислении налога на прибыль, полученные до перехода на АУСН в оплату по договорам, которые будут исполнены после перехода на спецрежим;

2) не включать в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на АУСН, если указанные суммы были включены в состав доходов при расчете налога на прибыль;

3) не исключать из налоговой базы средства, уплаченные после перехода на АУСН в оплату расходов организации, если до перехода на спецрежим такие расходы были учтены в базе по налогу на прибыль.

Налоговый учет в рамках АУСН

Объекты налогообложения

Объектом налогообложения в рамках АУСН признаются (ст. 5, 11):

  • доходы – применяется ставка 8%;

  • доходы, уменьшенные на величину расходов, – применяется ставка 20%.

Объект налогообложения налогоплательщик выбирает сам. Его можно менять ежегодно, но только с 1 января и с обязательным уведомлением инспекции. В течение календарного года изменение объекта налогообложения не допускается.

Учет доходов и расходов

Учет доходов и расходов плательщики АУСН ведут в своем личном кабинете в том числе на основании сведений, переданных в ИФНС (п. 1 ст. 14). Сведения о доходах, которые в личный кабинет заносит сам налогоплательщик, отражаются в личном кабинете не позднее 5-го числа месяца, следующего за налоговым периодом.

При определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации (п. 1 ст. 248 НК РФ) и внереализационные доходы (п. 2 ст. 248) (п. 1 ст. 6 закона).

Не учитываются в составе доходов:

  • доходы, указанные в ст. 251 НК РФ;

  • доходы ИП в виде дивидендов, а также доходы, облагаемые НДФЛ по ставкам, предусмотренным п. 2 и 5 ст. 224 НК РФ;

  • доходы организации, облагаемые налогом на прибыль по ставкам, предусмотренным п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ.

Доходы признаются кассовым методом (п. 1 ст. 7 Закона № 17-ФЗ). По операциям, при расчетах по которым применяется ККТ, датой получения доходов признается дата формирования соответствующего фискального документа (п. 4 ст. 7).

Для целей применения АУСН в п. 4 ст. 6 Закона № 17-ФЗ приведен перечень запрещенных к учету расходов (в нем поименованы конкретные затраты – всего 26 позиций). К примеру, плательщик АУСН не вправе учесть в налоговой базе расходы, осуществленные в натуральной форме и (или) в наличной форме, за исключением расходов, фиксация которых проведена через ККТ, зарегистрированную согласно законодательству РФ.

Учитываемые при налогообложении расходы должны соответствовать критериям п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 3 ст. 6 закона).

Расходами признаются затраты после их фактической оплаты, включая суммы предоплаты. Затраты учитываются в составе расходов при условии, что они осуществлены в безналичной форме, если иное не предусмотрено ст. 6. В случае осуществления расчета в наличной форме для учета затрат в составе расходов налогоплательщик должен зафиксировать указанный расчет с применением ККТ (ст. 8). Отметим: прекращение при АУСН обязательства в иной форме (например, в форме взаимозачета) для расходов оплатой не признается (как это предусмотрено при обычной УСН).

Особенностям учета убытков при АУСН посвящена ст. 9 закона.

Расчет и уплата налога

Расчет налога осуществляет налоговый орган на основании данных учета доходов и расходов, отражаемых в «Личном кабинете налогоплательщика», а также по доходам и расходам, возникающим при расчетах по счетам, открытым в уполномоченном банке (п. 1, 2 ст. 12).

Не позднее 15-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, инспекция уведомляет (п. 7 ст. 12):

1. Налогоплательщика через его личный кабинет – о налоговой базе, о суммах убытка (полученного за период, зачтенного в налоговом периоде, перенесенного на следующие периоды), об исчисленной сумме налога и засчитанной сумме торгового сбора (если применимо), о сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода.

2. Уполномоченный банк – о сумме налога, подлежащей уплате.

В случае обнаружения ошибки в расчетах сумм налога, подлежащих уплате по итогам налоговых периодов, инспекция осуществляет перерасчет ранее исчисленных сумм налога не более чем за 36 налоговых периодов (то есть за 3 года), предшествующих налоговому периоду, в котором обнаружена ошибка (п. 9 ст. 12).

Исчисленный налог по АУСН за месяц (в том числе минимальный) подлежит перечислению в бюджет по месту учета (жительства) налогоплательщика не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом (ст. 11.3 НК РФ, п. 7, 8, 10 ст. 12 Закона № 17-ФЗ):

  • либо самим налогоплательщиком в составе единого налогового платежа;

  • либо уполномоченным банком.

Обратите внимание: Плательщик АУСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» обязан уплачивать минимальный налог – он рассчитывается по ставке 3% от суммы доходов, – если исчисленный в обычном порядке налог окажется меньше суммы минимального налога (п. 3, 4 ст. 9). Разница между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, увеличивает расходы следующих налоговых периодов при определении налоговой базы, в том числе увеличивает сумму убытков, переносимых на будущее.

Особенности формирования налоговой базы

Операции, сведения о которых передаются в налоговый орган для расчета налога, делятся на учитываемые и не учитываемые при определении объекта налогообложения. Принципы разделения операций на учитываемые и не учитываемые при определении объекта налогообложения по АУСН изложены в Методических рекомендациях, приведенных ФНС в Информации от 23.08.2022.

Но этот документ носит исключительно рекомендательный характер, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Поэтому он не препятствует налогоплательщику руководствоваться нормами законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в этих рекомендациях. В их п. 1.3 сказано, что ответственность за корректное разделение операций по счету на учитываемые и не учитываемые при определении объекта налогообложения несет налогоплательщик. В связи с этим он наделен правом скорректировать информацию об операции в личном кабинете клиента обслуживающей его кредитной организации.

Отчетность

Налогоплательщики, применяющие АУСН, освобождаются от обязанности подавать в налоговый орган налоговые декларации (ст. 13).

О выплатах, в частности выплатах иных вознаграждений, в пользу физлиц, источниками которых являются налогоплательщики и в том числе которые в соответствии со ст. 421 НК РФ подлежат обложению страховыми взносами, налоговики будут информировать отделения Социального фонда России тоже сами – ежемесячно в электронной форме не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведены выплаты физлицам (п. 1 ст. 19).

Утрата права на применение АУСН

Если налогоплательщик не соответствует установленным Законом № 17-ФЗ требованиям, он утрачивает право на применение АУСН. В этом случае он обязан подать в инспекцию соответствующее уведомление (через «Личный кабинет налогоплательщика» или через уполномоченный банк) не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло нарушение требований.

Налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с даты утраты права на АУСН, если иное не предусмотрено ст. 4. Если налоговики сами выявят факт несоответствия налогоплательщика установленным требованиям, они пришлют ему похожее уведомление в течение 10 дней с даты выявления хотя бы одного несоответствия (п. 6, 8 ст. 4).

Утративший право на применение АУСН налогоплательщик вправе с даты утраты права перейти на УСН или ЕСХН. Для этого ему необходимо подать в налоговый орган соответствующее уведомление либо одновременно с уведомлением об отказе от АУСН, либо не позднее 30 дней после получения вышеупомянутого уведомления от ИФНС (п. 9 ст. 4).