ГК «ГНК»

Приватизация государственных предприятий – это не что иное, как форма реорганизации. Сохранится ли льгота по налогу на движимое имущество у юрлица после реорганизации? Консультируют специалисты ГК “ГНК”.

По гражданскому законодательству (ст.57 ГК РФ), реорганизация юрлиц может осуществляться в пяти формах:

  • слияние

  • присоединение;

  • преобразование

  • выделение

  • разделение.

Одновременно по содержанию ст. ст. 2 и 13 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" можно сделать вывод, что приватизация, то есть возмездное отчуждение государственного и муниципального имущества, возможна в том числе способом преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в акционерные либо хозяйственные общества (АО или ООО). Это подтверждается п.2 ст.29 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", который гласит, что реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме преобразования такого предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы.

Следовательно, приватизированные предприятия получают все права и обязанности юрлица, реорганизованного преобразованием: новое юрлицо возникает с момента его госрегистрации и становится правопреемником старого (ст. 218 ГК РФ), принимая не только его имущество, но и обязанности по уплате налогов. При этом вновь созданная организация может, как лишиться некоторых льгот, так и приобрести их.

Опасность реорганизации: льготы больше нет

Налогом на имущество облагается, в соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ, движимое и недвижимое имущество.

Движимое имущество

После приватизации у нового юрлица могут возникнуть новые объекты налогообложения. Это, например, движимое имущество организации, которое до изменений таким объектом не являлось.

Так, согласно п.25 ст. 381 НК РФ, организации освобождаются от налогообложения в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, но - за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц.

То есть все реорганизованные организации, в том числе и приватизированное предприятие, не подпадают под освобождение от налогообложения и уплачивают налог на движимое имущество на общих основаниях.

Однако необходимо учесть, что не абсолютно все объекты ОС облагаются налогом. С 01.01.2015 г. не признаются объектом налогообложения объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (пп.8 п. 4 ст. 374 НК РФ). В 1 и 2 группы входит имущество со сроком полезного использования от 1 до 3 лет включительно.

Таким образом, приватизированная организация уплачивает налог на движимое имущество без льгот, однако исключает из налогообложения только те ОС, которые включены в 1 и 2 амортизационную группы. Такая позиция подтверждена, например, Письмом ФНС от 14 марта 2017 г. № БС-4-21/4486.

Пример. В 2017 г. ФГУП “Фиалка” было преобразовано в АО “Фиалка”. В подлежащий приватизации имущественный комплекс было включено в том числе такое движимое имущество, как геологоразведочное оборудование и сборно-разборное нежилое здание. За геологоразведочное оборудование налог на имущество уплачивать не нужно: в отношении него действует льгота, так как это оборудование входит во 2 амортизационную группу.

За сборно-разборное здание налог платить придется, - несмотря на то, что это здание принято на учет в качестве основных средств после 1 января 2013 г., льгота на АО “Фиалка” не распространяется.

Недвижимое имущество

Как поступить с объектами недвижимого имущества, которые при приватизации были обременены ограничениями и переданы новому юрлицу на содержание? Нужно ли уплачивать на них налог, ведь, в соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ, объектом налогообложения является не только имущество в собственности юридического лица, но и то, которое было передано во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление. Позиция Минфина РФ (письма от 11.08.2016 г. N 03-05-04-01/47072 и от 01.09.2016 № БС-4-11/16266) – нет, налог на имущество уплачивать не нужно.

В соответствии с п.2 ст. 374 НК РФ, объектом налогообложения признается имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Однако недвижимое имущество, не включенное в подлежащий приватизации имущественный комплекс и обремененное ограничениями, напр., в качестве обязанности его содержать), необходимо учитывать обособленно за балансом: они не являются собственностью данной организации. Следовательно, налогом на имущество такая недвижимость не облагается.

Пример. При приватизации ГУП «Росинка» реорганизацией в АО «Росинка» в состав имущественного комплекса, подлежащего приватизации, не были включены объекты детского оздоровительного лагеря (земельный участок, капитальные строения, оборудование и инвентарь и др.) Лагерь подлежал передаче в собственность муниципального района, однако созданному в результате реорганизации АО были переданы на содержание все его объекты. Бухгалтер АО “Росинка” учел объекты детского лагеря на забалансовых счетах. Налог на имущество и земельный налог за них АО уплачивать не будет.

Внимание! Налог на имущество – региональный, и льготы по его уплате могут быть установлены на местном уровне. В 2017 г. НК РФ был дополнен ст. 381.1, согласно которой с 1 января 2018 г. налоговые льготы, указанные в п.25 ст.381 НК РФ, применяются на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ.

Кроме того, организация освобождается от уплаты налога на имущество, если она применяет упрощенную систему налогообложения (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, и перечень которых устанавливается соответствующим субъектом федерации).

Налоговая декларация

По действующему законодательству, налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. За приватизированное предприятие декларацию сдает правопреемник.

Пример. ГУП “Стол” реорганизуется в форме преобразования в АО “Слон”. Новое АО зарегистрировано 01.08.2017 г. В 2018 г. АО “Слон” должно сдать годовую декларацию за ГУП “Стол” по налогу на имущество - ее, в соответствии с порядком заполнения налоговой декларации, будет сдавать правопреемник, АО “Слон”.

В Титульном листе декларации по реквизиту "по месту нахождения (учета)" указывается код "215" или "216". В верхнюю часть титульного листа следует вписать ИНН и КПП организации-правопреемника. В реквизите "налогоплательщик" указывают наименование реорганизованной организации.

В реквизите "ИНН/КПП реорганизованной организации" следует указать ИНН и КПП, присвоенные до реорганизации налоговым органом по месту ее нахождения (по месту нахождения имеющего отдельный баланс обособленного подразделения, недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации и имеющего отдельный баланс обособленного подразделения).

В Разделе 1 и 2 Декларации указывается код по ОКТМО того муниципального образования, на территории которого находилась реорганизованная организация.

Приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@ утверждены новые формы декларации и расчетов по авансовому платежу по данному налогу, а также порядок их заполнения. Новую форму декларации не нужно будет обязательно заверять печатью юридического лица, из нее убрали код ОКВЭД, дополнили новыми кодами вида имущества, а также внесли ряд других изменений. Новая форма применяется начиная с представления декларации по налогу на имущество организаций за налоговый период 2017 года. Однако организации за отчетные периоды 2017 года могут представлять налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу как по новой форме, так и по форме, утвержденной ранее действовавшим приказом ФНС N ММВ-7-11/895 (Письмо ФНС от 23 июня 2017 г. N БС-4-21/12076).