ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

В налоговом учете расходы на рекламу представляют собой прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подпункт 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ)).

Особенностью налогового учета рекламных расходов, является их нормирование в целях налогообложения.

Расходы на рекламу в целях налогообложения учитываются с учетом положений пункта 4 статьи 264 НК РФ:

«расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса».

Напоминаем, что с 1 января 2006 года этот пункт статьи 264 НК РФ подвергся изменениям со стороны Федерального закона от 6 июня 2005 года №58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации налогах и сборах».

Изменения, внесенные указанным законом, расширяют состав ненормируемых рекламных расходов. Это касается информации, которую могут содержать рекламные брошюры и каталоги. Если до 1 января 2006 года такая информация касалась лишь рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых организацией, то теперь нормы законодательства распространяются также на рекламные брошюры и каталоги, содержащие информацию и о реализуемых товарах, товарных знаках и знаках обслуживания.

Как мы видим пункт 4 статьи 264 НК РФ, устанавливает фактически два вида рекламных расходов: нормируемые и ненормируемые.

Причем перечень ненормируемых расходов на рекламу является закрытым (абзацы 2-4 пункта 4 статьи 264 НК РФ). Данные расходы принимаются для целей налогообложения в полном объеме.

Остальные расходы на рекламу относятся к нормируемым, их перечень остается открытым, и для целей налогообложения они принимаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.

Выручка от реализации определяется, исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Не забудьте, что для расчета предельного размера нормируемых расходов на рекламу, налогоплательщик должен использовать показатель выручки от реализации без учета сумм налогов. Это вытекает из статьи 248 НК РФ:

«При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав)».

Как известно глава 25 НК РФ предусматривает два возможных метода признания доходов и расходов:

·  метод начисления (налогоплательщики, использующие данный метод определяют доходы и расходы в соответствии со статьями 271, 272 НК РФ);

·  кассовый метод (регулируется в соответствии с положением статьи 273 НК РФ).

Организации, использующие метод начисления, при признании расходов в налоговом учете руководствуются нормами статьи 272 НК РФ, согласно пункту 1 которой:

«Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае, если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

В случае, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов».

Отметим, что на практике вопросы признания расходов на рекламу довольно часто становятся предметом споров между налогоплательщиками и фискальными органами. Поэтому остановимся несколько подробнее.

Согласно подпункту 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ для организаций, использующих метод начисления, дата осуществления расходов в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы по изготовлению рекламных носителей информации признается одна из следующих дат:

·  дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;

·  дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов;

·  последний день отчетного (налогового) периода.

Однако рекламными расходами организации расходы по изготовлению рекламных носителей информации могут быть признаны лишь при условии распространения данной информации. Рассмотрим на примере момент признания даты осуществления рекламных расходов для целей налогообложения (метод начисления). Рекламные расходы, документально подтверждены (акт приема-сдачи выполненных работ подписан).

Пример 1.

Фирма заказала ролик с рекламой своей новой продукции для демонстрации его на конференции. После конференции первая партия этой продукции будет отпущена на реализацию.

Расходы на изготовление ролика являются расходами на рекламу и должны быть признаны в налоговом учете организации, использующей метод начисления на дату подписания акта приема-сдачи выполненных работ по изготовлению данного ролика. Акт подписан в июле месяце. Конференция запланирована на август месяц. Следовательно, сам факт рекламы будет иметь место только в момент демонстрации этого видеоролика на конференции, то есть в августе месяце.

Данный вывод следует из определения рекламы в Законе №38-ФЗ, в котором существенным является распространение информации. В нашем примере это связано с демонстрацией видеоролика с новой продукции.

Окончание примера.

Организации могут применять кассовый метод, если в среднем за предыдущие четыре квартала, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн. рублей за каждый квартал.

Для таких организаций датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом.

Расходами налогоплательщиков при кассовом методе признаются затраты после их фактической оплаты. Следовательно, рекламные расходы у налогоплательщика при кассовом методе будут приняты к учету после оплаты.

Обратите внимание!

Пункт 3 статьи 318 НК РФ содержит очень важное замечание для любого вида нормируемых расходов:

«В случае, если в отношении отдельных видов расходов в соответствии с настоящей главой предусмотрены ограничения по размеру расходов, принимаемых для целей налогообложения, то база для исчисления предельной суммы таких расходов определяется нарастающим итогом с начала налогового периода».

Исходя из чего, следует, что выручка от реализации для целей исчисления нормируемых рекламных расходов, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Заметим, что у налогоплательщиков довольно часто возникает ситуация, когда нормируемые рекламные расходы за отчетный период (1 квартал, полугодие, 9 месяцев) превышают предельный размер (1% от выручки), а по итогам налогового периода – «укладываются» в норму. Ведь при увеличении суммы выручки от реализации увеличивается и предельная сумма нормируемых рекламных расходов. Это говорит о том, что в последующих отчетных периодах организация сможет учесть ранее не учтенную сумму нормируемых рекламных расходов.

В связи с чем налогоплательщику целесообразно вести раздельный учет нормируемых и ненормируемых расходов на рекламу. По окончании отчетного (налогового) периода он должен сопоставить величину нормируемых расходов с предельно допустимой величиной, рассчитанной как 1% от выручки.

Если фактические рекламные расходы организации превышают установленный законодательством предел, то для целей налогообложения прибыли в части превышения установленных норм, они не признаются как прочими расходами, так и расходами, связанными с производством и реализацией продукции (работ, услуг). Такие расходы относятся к расходам, которые не учитываются в целях налогообложения прибыли.

Мы уже отмечали, какие документы должны быть на руках у налогоплательщика для признания рекламных расходов в бухгалтерском учете. Для того, чтобы расходы на рекламу, осуществленные организацией были признаны в налоговом учете, они должны отвечать критериям статьи 252 НК РФ, то есть должны быть обоснованы и документально подтверждены. При этом, под обоснованными затратами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

На наш взгляд в целях налогообложения учет рекламных расходов лучше вести в специальном налоговом регистре, так как не всегда эти расходы в целях бухгалтерского и налогового учета будут совпадать.

Унифицированных форм налоговых регистров нет, а если регистры, предлагаемые налоговыми органами, не устраивают налогоплательщика, то он вправе самостоятельно разработать их форму, закрепив это в учетной политике организации.

Формы аналитических регистров налогового учета должны содержать следующие реквизиты:

·  наименование регистра:

·  период (дату) составления;

·  измерители операции;

·  наименование хозяйственных операций;

·  подпись лица, ответственного за составление указанных регистров, ее расшифровка.

Необходимость ведения налогового регистра по рекламным расходам обусловлена тем, что:

·  часть рекламных расходов в целях налогообложения нормируется;

·  сумма НДС по нормируемым рекламным расходам может быть принята к вычету из налоговых обязательств перед бюджетом только в пределах установленных норм (пункт 7 статья 171 НК РФ).

Пример 2.

Организация, занимающаяся кинопрокатом, перед премьерным показом, провела массовое уличное шоу, при проведении которого прохожим раздавались футболки с символикой данного кинофильма. Затраты организации на проведение данного мероприятия составили 35 400 рублей, в том числе НДС – 5 400 рублей. Предположим, что выручка организации за этот период составила 1 200 000 рублей (без НДС).

Исходя из условий примера, расходы организации на проведение данного мероприятия представляют собой рекламные расходы. В бухгалтерском учете указанная сумма расходов признается расходами по обычным видам деятельности и относится на затраты в полном объеме.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 264 НК РФ расходы организации на раздачу футболок признаются рекламными расходами, подлежащими нормированию. Указанные расходы учитываются в целях налогообложения в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.

В условиях нашего примера предельный размер рекламных расходов составляет 12 000 рублей (1 200 000 рублей х 1%). Следовательно, в целях налогообложения организация вправе учесть сумму 12 000 рублей. Сумма НДС, которую организация вправе принять к вычету, составляет 2 160 рублей (12 000 х 18%).

Окончание примера.

Более подробно с вопросами, касающимися рекламных расходов организации и учета спонсорской помощи, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «рекламные расходы. Спонсорская помощь»