Лиманская Е. В., эксперт журнала

Журнал «Учет в производстве» № 3, март 2011 г.

По мнению финансистов, при ликвидации наружных рекламных конструкций сумму недоначисленной амортизации (при применении линейного метода) можно включить в состав внереализационных расходов. Об этом и о том, что еще необходимо учесть при рекламе собственной продукции, читайте далее.

Не все рекламные расходы учитываются

Напомним, что реклама – это информация о товарах, работах, услугах, предназначенная для неопределенного круга лиц (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», далее – Закон № 38-ФЗ).

О том, что рекламные расходы признаются в целях налогообложения прибыли, сказано в подпункте 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Приведен перечень таких расходов в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Причем большенство из них – нормируемые (перечень рекламных расходов, которые можно учесть в полном объеме, – закрытый).

Обратите внимание: расходы на рекламу, которая не подпадает под действие Закона № 38-ФЗ, учесть по пункту 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ нельзя. Например, информация о товаре и его изготовителе на самом товаре или упаковке рекламой не является.

Полный перечень приведен в пункте 2 статьи 2 и статье 7 закона о рекламе.

Какие расходы признаются в полном объеме

В размере фактических затрат учитываются расходы на рекламу, распространенную через СМИ (печать, радио, телевидение).

Также в полном объеме учитываются затраты на рекламу в интернете. Об этом чиновники сообщили в письме Минфина России от 5 апреля 2010 г. № 0311-06/2/48.

Реклама в средствах массовой информации

Если предприятие размещает объявление через печатное издание, которое не специализируется на рекламе, то такое сообщение должно содержать пометку «реклама» или пометку «на правах рекламы».

Для рекламы на телевидении, радио предприятие создает или заказывает видеоролик, аудиозапись. Это объекты авторских прав (п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ). Порядок признания таких расходов в налоговом учете зависит от предполагаемого срока использования ролика, сроков оплаты, вида договора.

Так, если ролик приобретается по договору передачи исключительных прав и предприятие планирует использовать его более 12 месяцев, в расходах учитываются ежемесячные суммы амортизации (письмо УМНС России по г. Москве от 15 сентября 2003 г. № 26-12/51408).

Однако данное правило действует не всегда... Если предприятие в качестве оплаты суммы контрагенту перечисляет ежемесячно равными платежами (в течение действия договора), амортизация не начисляется (подп. 8 п. 2 ст. 256 Налогового кодекса РФ). В данном случае расходы признаются по мере оплаты в течение отчетного (налогового) периода.

Бывает, что планируемый срок использования актива составляет менее 12 месяцев.

В этом случае расходы по приобретению исключительного права учитывают единовременно в месяце, когда они возникли.

Наружная реклама

В полном объеме (в размере фактических затрат) учитываются и расходы на световую и иную наружную рекламу. К такому виду рекламы относится размещение информации с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств (п. 1 ст. 19 Закона № 38-ФЗ).

Затраты на изготовление собственных конструкций или их аренду учитываются в составе расходов разными способами. Если щит признается амортизируемым имуществом, в составе расходов учитываются амортизационные отчисления (письмо Минфина России от 13 ноября 2007 г. № 03-03-06/2/213). А стоимость аренды конструкции включают в расходы на последнее число отчетного (налогового) периода. В случае когда недоамортизированные наружные рекламные конструкции ликвидируются (например, из-за смены наименования), сумму недоначисленной амортизации при применении линейного метода, а также затраты на саму ликвидацию включают в состав внереализационных расходов (подп. 8 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ).

А вот остаточная стоимость выведенного из эксплуатации, но не ликвидированного объекта, рекламными расходами не считается (письма Минфина России от 27 декабря 2010 г. № 03-03-06/2/220, от 16 ноября 2010 г. № 03-03-06/1/726).

Участие в рекламных мероприятиях

Расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях также учитываются в размере фактических затрат. К таким расходам, как правило, относится оплата вступительных взносов, разрешений на участие, арендная плата за площади и стенды в выставочном комплексе, оплата услуг рекламных агентств (письмо УМНС России по г. Москве от 15 декабря 2003 г. № 23-10/4/69784). Более того, предприятие может учесть расходы на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов. Это относится и к расходам на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Изготовление брошюр

Нередко предприятие изготавливает рекламные брошюры и каталоги о самой организации и производимых товарах. Такие расходы также не являются нормируемыми. В данную категорию расходов чиновники включают лифлеты, буклеты и флайерсы (письма Минфина России от 2 ноября 2010 г. № 03-03-06/1/681, от 21 мая 2010 г. № 03-03-06/2/93).

Нормируемая реклама

Нормируемые рекламные расходы признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ. Их перечень открыт.

Сюда относится реклама на транспорте и в метро (в вагонах, рекламные щиты в вестибюлях станций и на эскалаторных наклонах). Такая реклама не признается наружной (письма Минфина России от 16 октября 2008г. № 03-03-06/1/588, от 2 ноября 2005 г. № 03-03-04/1/334).

Также нормируются расходы на распространение брошюр и каталогов (письмо Минфина России от 12 января 2007 г. № 03-03-04/1/1).

При этом такие расходы можно учесть только в случае безадресной рассылки. Поскольку при адресной рассылке круг получателей рекламы определен (письмо Минфина России от 3 ноября 2010 г. № 03-03-06/1/688). А расходы, связанные с безвозмездной передачей каталогов, не учитываются для целей налогообложения прибыли (п. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 24 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/390).

Также нормируются расходы на:

– изготовление листовок, календарей, плакатов, распространяемых в качестве рекламы;

– рекламу, распространяемую при кино- и видеообслуживании (например, в кинотеатрах перед началом фильма);

– изготовление сувениров с логотипом компании, распространяемых в рекламных целях неопределенному кругу лиц (письмо Минфина России от 7 февраля 2005 г. № 03-04-11/18);

– проведение дегустаций с целью привлечения внимания неопределенного круга потребителей к продукции (письмо Минфина России от 4 августа 2010 г. № 03-03-06/1/520);

– конференции и презентации, если их цель – представление о продукции или фирме;

– стимулирующие лотереи;

– приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний;

– вознаграждение рекламному агенту;

– промоакции (за исключением брошюр);

– разработку оригинал-макета рекламы (письмо Минфина России от 29 марта 2010 г. № 03-03-06/1/201);

– почтовую и телефонную рассылку неопределенному кругу лиц.

Расходы на приоритетную выкладку продукции в розничных сетях также нормируются. Но только если они оформлены отдельным соглашением на оказание услуг или признаются составной частью сложного договора, включающего в себя элементы других видов договоров (письма Минфина России от 27 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/294). В аналогичном порядке учитывают расходы на рекламу товаров в журналах, листовках, на плакатах, вывешиваемых в залах торговой сети (письма Минфина России от 2 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/723, УФНС России по г. Москве от 23 декабря 2009 г. № 1615/136079.1).

Что включают в выручку для норматива

Для расчета норматива в расчет включают выручку:

– от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных (в том числе основных средств, товаров обслуживающих производств и хозяйств);

– от реализации имущественных прав;

– от реализации ценных бумаг (письмо Минфина России от 13 января 2006 г. № 03-03-04/2/4).

Ее исчисляют по данным налогового учета без НДС и акцизов нарастающим итогом с начала налогового периода (ст. 248, 249, п. 3 ст. 318 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 7 июня 2005 г. № 03-03-01-04/1/310).

Подтверждающие рекламные расходы документы

Для документального подтверждения рекламных расходов предприятию необходимо иметь маркетинговую политику, план проведения рекламной кампании на год, смету расходов на проведение рекламных акций, договоры и акты об оказании услуг, а также отчеты о проведении организованной собственными силами рекламной кампании.

Кроме актов сдачи-приемки услуг в зависимости от вида рекламы расходы можно подтвердить, например:

– экземпляром печатного издания или его копией (для рекламы в печати);

– эфирной справкой (для рекламы на телевидении и по радио);

– фотоотчетом и актом сдачи-приемки услуг с указанием адресов размещения (для наружной рекламы, рекламы на транспорте и в метро, участия в выставках, ярмарках и экспозициях);

– сметой на проведение, графиком мероприятия, фотоотчетом, актом со списком адресов (для промоакций);

– справкой о количестве размещенной информации (для рекламы в интернете).

Важно запомнить

Затраты на рекламу включают в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Причем часть из них учитывают в полной сумме (ненормируемые расходы), остальные принимают в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.