Остафий Ирина Борисовна,
главный эксперт экспертно-консультационного отдела компании ПРАВОВЕСТ

Журнал "В курсе правового дела", 2009год, №22

Вопрос: В преддверии новогодних праздников мы заключили договор с фирмой на оказание услуг: ее сотрудник, одетый в костюм Деда Мороза, встречает покупателей у входа в наш магазин, поздравляет с Новым годом и водит хороводы с детьми. Можно ли учесть в целях налогообложения уплаченную по договору сумму? Можно ли принять к вычету предъявленный НДС?
А.И. Скоренко, бухгалтер, ООО «ТД «Меркурий-05», г. Самара

Ответ: Действительно, перед Новым годом в магазинах нередко можно встретить Деда Мороза или других сказочных персонажей. Они зазывают в магазин, рассказывают о проводимых акциях, развлекают посетителей.

Подобные мероприятия, по мнению организаций, формируют положительное отношение покупателей и тем самым стимулируют спрос. А вот налоговые органы при проверках крайне негативно относятся к расходам на подобные костюмированные акции, считая их не связанными с деятельностью, приносящей доход.

От редакции: Мнение В.А. Буланцевой, начальника отдела налогообложения прибыли организаций Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России читайте в рубрике «Гость номера».

Мы придерживаемся иной позиции. Каждая коммерческая организация самостоятельно на свой риск ведет предпринимательскую деятельность, целью которой является систематическое получение прибыли1. При исчислении налога на прибыль расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты налогоплательщика2, произведенные в рамках деятельности, направленной на получение дохода. Перечень расходов налоговым законодательством не ограничен, что дает организации право по своему усмотрению определять обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы.

Мы все являемся покупателями и давно привыкли к приятным сюрпризам со стороны розничных магазинов. Это и раздача недорогих подарков, и переодетые в сказочных персонажей и вызывающие восторг у детей сотрудники магазина или специально приглашенные для акции лица. Эти мероприятия помогают магазину оставить приятные впечатления у покупателей, не ударить в грязь лицом перед конкурентами, предлагающими аналогичные товары (работы, услуги), и поддерживать конкурентоспособность на рынке. Такие мелочи, как показывает практика, – мощный рычаг для стимулирования спроса. Поэтому необходимость названных затрат для розничного магазина, на наш взгляд, очевидна.

Несмотря на то что расходы на костюмированные акции прямо не перечислены в главе 25 НК РФ, мы считаем, что вы вправе уменьшить полученные доходы на их величину.

Шоу, устраиваемое Дедом Морозом, содержит в себе информацию, адресованную неопределенному кругу лиц (покупателям магазина), и, несомненно, направлено на привлечение их внимания к магазину и продаваемым товарам.

То есть оно вполне отвечает понятию «реклама»3. Поэтому понесенные расходы могут быть учтены по подпункту 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ как прочие рекламные.

Кстати, Минфин в похожей ситуации (речь шла о шоу с костюмированными персонажами перед премьерой мультфильма) посчитал, что затраты организации являются нормируемыми рекламными расходами4.

Внимание! Рекламные расходы, не перечисленные в абзацах 2, 4 пункта 4 статьи 264 НК РФ, учитываются для целей налогообложения в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.

Не забудьте и про документальное оформление. Расходы можно подтвердить утвержденными руководителем планом проводимых мероприятий и сметой расходов, отчетом о проведенном мероприятии и другими документами. В случае налоговых претензий правильно составленные документы будут дополнительным аргументом в арбитражном суде.

Предъявленный НДС вы вправе принять к налоговому вычету при условии, что стоимость услуг отражена в бухучете, от продавца получен счет-фактура и товары, реализуемые в магазине, облагаются НДС5.

Внимание! По мнению Минфина, суммы НДС подлежат вычету в размере норматива, установленного для рекламных расходов главой 25 НК РФ6.

Таким образом, расходы на услуги Деда Мороза, по нашему мнению, можно отнести к обоснованным расходам и уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль. А предъявленный продавцом услуг НДС – принять к вычету.


1) ст. 2 ГК РФ

2) ст. 252 НК РФ

3) ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»

4) письмо Минфина России от 03.02.2006 № 03-03-04/1/83; постановление ФАС Поволжского округа от 22.06.04 № А72-9342/03-Б666

5) п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ

6) письма Минфина России от 10.10.2008 № 03-07-07/105, от 09.04.2008 № 03-07-11/134