Журнал "Московский бухгалтер"

Бухгалтер одной из столичных компаний рассказала, что на их предприятии проходила камеральная проверка, по результатам которой было выявлено взаимодействие с фирмами-«однодневками». Но до вынесения решения по итогам «камералки» главбух организации успела подать уточненную декларацию. Однако сотрудники инспекции Федеральной налоговой службы отказались ее принимать. Мало того, инспекторы потребовали ее отозвать. Чья позиция является правильной: налогоплательщика или налогового инспектора?

Панацея от доначислений

Согласно статье 81 Налогового кодекса, если фирма обнаружит в поданной декларации ошибки, которые привели к занижению суммы налога, нужно внести в отчет необходимые изменения. Если же неточность в декларации не привела к занижению налога, фирма все равно вправе подать свои уточнения. Ранее, когда Налоговый кодекс не содержал вышеприведенную формулировку, принимать «уточненки» инспекторы считали своим правом, а не обязанностью. Но сейчас неправомерность подобных действий налоговой инспекции очевидна. ИФНС обязана принять уточненную декларацию и зарегистрировать ее не позднее рабочего дня, следующего за датой ее принятия (п. 2.5.1 регламента, утвержденного приказом МНС от 4 февраля 2004 г. № БГ-3-06/76), говорит налоговый юрист Анжела Валиева:

Налоговая инспекция не вправе не принимать документы налогоплательщика или требовать их отзыва. Более того, фирма может потребовать от проверяющих поставить штамп о приеме документов. Он подтвердит добросовестность компании, если дело дойдет до суда. Если налоговики по какой-то причине отказываются принимать документы от организации, необходимо направить их почтой — заказным письмом с уведомлением. Причем обязательно сделать опись вложенных бумаг.

Сотрудники ИФНС не имеют права проигнорировать сведения, содержащиеся в уточненной декларации. Они обязаны провести камеральную проверку поданных фирмой документов. То есть налоговики не могут оставить поданную уточненную декларацию без внимания: налоговое законодательство обязывает их рассмотреть представленные бумаги — иначе инспекторы не вправе доначислить организации налог. Такую позицию подтверждает и судебная практика (постановление ФАС СЗО от 16 марта 2006 г. № А21-7211/04-С1). ИФНС не проверила повторно представленную фирмой «уточненку» по НДС. Инспекторы приняли решение по результатам камеральной проверки декларации, фактически измененной организацией в процессе ревизии. В итоге суд постановил, что основания для доначисления налога отсутствовали.

«Бесправные» налоговики

Штрафа по итогам камеральной проверки декларации по НДС можно избежать, если подать уточненную декларацию, приложив к ней подтверждающие вычеты документы. Налоговая инспекция в ходе камеральной проверки декларации по НДС затребовала у организации документы, подтверждающие вычеты. Однако бумаги в установленный срок представлены не были. В результате ИФНС вынесла решение об отказе в принятии входного налога и решила оштрафовать фирму. Несмотря на это, организация представила уточненную декларацию за тот же период и приложила к ней все необходимые документы. Однако налоговики решили все же оштрафовать компанию по результатам проверки первоначальной декларации. Организация, не согласившись с решением налоговой инспекции, обратилась в суд. Судьи поддержали фирму, указав, что непредставление документов в ходе камеральной проверки еще не свидетельствует о вине плательщика в недоплате налогов (п. 1 ст. 122 НК). Поскольку по уточненной декларации у налоговиков претензий нет, а других доказательств вины компании инспекторы не представили, штрафовать компанию не за что (постановление ФАС ЗСО от 20 сентября 2006 г. № Ф04-5905/2006(26379-А45-6)).

Следует обратить внимание, что срок представления уточненной декларации Налоговым кодексом не установлен. Это означает, что фирма может направить налоговикам «уточненку» в любое время после обнаружения ошибки, рассказывает Анжела Валиева:

— Президиум Высшего Арбитражного Суда в своем постановлении от 16 мая 2006 г. № 16192/05 указал, что инспекция не вправе отказать в принятии уточненной декларации, которая представлена по истечении 3 лет после окончания налогового периода. А предельная глубина налоговых проверок (3 предшествующих года) при этом не имеет значения.

Например, компания в 2004 году обратилась в ИФНС с заявлением о принятии уточненной декларации за 2000 год. Налоговая получить документы отказалась, утверждая, что данные отчетности к уменьшению могут быть проведены в карточках лицевых счетов в течение 3 лет со дня уплаты налога. Фирма обратилась в суд, не согласившись с ответом инспекторов. Суд указал, что «в статье 80 Налогового кодекса закреплено положение, по которому налоговый орган не вправе отказать в приеме декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить на копии отчетности отметку о принятии декларации и дате ее получения. Таким образом, в силу прямого указания закона действия налогового органа, отказавшего в принятии декларации, являются неправомерными независимо от обстоятельств конкретного дела» (постановление Президиума ВАС от 7 февраля 2006 г. № 11775/05).

Следовательно, судебная практика подтверждает, что налоговики не вправе отказать фирме принять уточненную декларацию и тем более требовать отозвать документ. По словам Анжелы Валиевой, понять мотивы налоговиков можно — им нужно выполнить план по проверкам и сбору налогов. Но если пойти налоговикам на уступки и отозвать «уточненку», то избежать выездной проверки, доначислений и штрафов не удастся.

Раздражитель контролера

В ситуации, когда налоговики отказались принимать «уточненку» в процессе камеральной проверки, внимание инспекторов привлекли фирмы-«однодневки». О том, что борьба с ними является одним из приоритетных направлений работы ФНС, говорилось неоднократно. По словам главного бухгалтера компании «Бизнес Альянс» Владимира Дмитракова, самый верный способ обезопасить себя — это не иметь никаких отношений с фиктивными организациями. Тем бухгалтерам, которые используют различные схемы, нужно быть предельно внимательными. Ведь когда контрагент организации относится к фирмам-«однодневкам», можно лишиться права на вычет. Так произойдет, если налоговая инспекция докажет, что предприятие действовало без долж-ной осмотрительности и осторожности, говорит Анжела Валиева:

— Если же фирма совершает операции преимущественно с фирмами-«однодневками», то полученная налоговая выгода может быть признана необоснованной. Причем независимо от осмотрительности и осторожности. Такой вывод следует из Постановления Пленума ВАС от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

Главный бухгалтер компании «Веста-М Трейдинг» Елена Максимова столкнулась с ситуацией, когда фирмой-«однодневкой» случайно оказалось ее предприятие. Ей позвонил контрагент, рассказывает бухгалтер:

— Он сообщил, что его налоговая отправила в нашу инспекцию запрос о встречной проверке. В итоге был получен ответ, что наша фирма неконтактна. Мы стали разбираться, звонить, ведь организация ежемесячно сдает отчеты по НДС, периодически проходит сверку, получает справки об отсутствии задолженности, выписки из реестра, в котором указан наш правильный контактный телефон. Однако отдел встречной проверки не нашел нашей фирмы. Оказалось, что у них был указан неверный номер, поскольку на всех телефонах в центре города изменились первые цифры. Через 2 месяца ситуация повторилась, мы отнесли в налоговую повторное уведомление о том, что контактные телефоны поменялись не по нашей вине. Таким образом проблема была решена.

Чтобы доказать проверяющим или суду, что организация проявляла должную осмотрительность в выборе контрагентов, необходимо представить налоговикам информацию о своих партнерах. Следует издать приказ о проверке контрагентов, утверждает Анжела Валиева:

— В нем необходимо указать, что у каждого потенциального партнера запрашивается пакет учредительных документов. А при заключении крупных сделок фирма должна запрашивать в налоговой выписку из ЕГРЮЛ.

И если сделка привлечет внимание инспектора, организация сможет сослаться на то, что cделала все возможное для проверки потенциального контрагента.

Но даже если в документах полный порядок, предприятие должно быть готово дать четкий ответ, почему и для чего была заключена та или иная сделка, совершена та или иная хозяйственная операция. По словам Анжелы Валиевой, внимание сотрудников налоговой инспекции обязательно привлекут: создание организации-контрагента незадолго до совершения хозяйственной операции; разовый характер операции; использование посредников.

Журнал «Московский бухгалтер» № 15/2007