Бухгалтер одной из столичных компаний рассказала, что на их предприятии проходила камеральная проверка, по результатам которой было выявлено взаимодействие с фирмами-«однодневками». Но до вынесения решения по итогам «камералки» главбух организации успела подать уточненную декларацию. Однако сотрудники инспекции Федеральной налоговой службы отказались ее принимать. Мало того, инспекторы потребовали ее отозвать. Чья позиция является правильной: налогоплательщика или налогового инспектора?
Панацея от доначислений
Согласно статье 81 Налогового кодекса, если фирма обнаружит в поданной декларации ошибки, которые привели к занижению суммы налога, нужно внести в отчет необходимые изменения. Если же неточность в декларации не привела к занижению налога, фирма все равно вправе подать свои уточнения. Ранее, когда Налоговый кодекс не содержал вышеприведенную формулировку, принимать «уточненки» инспекторы считали своим правом, а не обязанностью. Но сейчас неправомерность подобных действий налоговой инспекции очевидна. ИФНС обязана принять уточненную декларацию и зарегистрировать ее не позднее рабочего дня, следующего за датой ее принятия (п. 2.5.1 регламента, утвержденного приказом МНС от 4 февраля
— Налоговая инспекция не вправе не принимать документы налогоплательщика или требовать их отзыва. Более того, фирма может потребовать от проверяющих поставить штамп о приеме документов. Он подтвердит добросовестность компании, если дело дойдет до суда. Если налоговики по какой-то причине отказываются принимать документы от организации, необходимо направить их почтой — заказным письмом с уведомлением. Причем обязательно сделать опись вложенных бумаг.
Сотрудники ИФНС не имеют права проигнорировать сведения, содержащиеся в уточненной декларации. Они обязаны провести камеральную проверку поданных фирмой документов. То есть налоговики не могут оставить поданную уточненную декларацию без внимания: налоговое законодательство обязывает их рассмотреть представленные бумаги — иначе инспекторы не вправе доначислить организации налог. Такую позицию подтверждает и судебная практика (постановление ФАС СЗО от 16 марта
«Бесправные» налоговики
Штрафа по итогам камеральной проверки декларации по НДС можно избежать, если подать уточненную декларацию, приложив к ней подтверждающие вычеты документы. Налоговая инспекция в ходе камеральной проверки декларации по НДС затребовала у организации документы, подтверждающие вычеты. Однако бумаги в установленный срок представлены не были. В результате ИФНС вынесла решение об отказе в принятии входного налога и решила оштрафовать фирму. Несмотря на это, организация представила уточненную декларацию за тот же период и приложила к ней все необходимые документы. Однако налоговики решили все же оштрафовать компанию по результатам проверки первоначальной декларации. Организация, не согласившись с решением налоговой инспекции, обратилась в суд. Судьи поддержали фирму, указав, что непредставление документов в ходе камеральной проверки еще не свидетельствует о вине плательщика в недоплате налогов (п. 1 ст. 122 НК). Поскольку по уточненной декларации у налоговиков претензий нет, а других доказательств вины компании инспекторы не представили, штрафовать компанию не за что (постановление ФАС ЗСО от 20 сентября
Следует обратить внимание, что срок представления уточненной декларации Налоговым кодексом не установлен. Это означает, что фирма может направить налоговикам «уточненку» в любое время после обнаружения ошибки, рассказывает Анжела Валиева:
— Президиум Высшего Арбитражного Суда в своем постановлении от 16 мая
Например, компания в 2004 году обратилась в ИФНС с заявлением о принятии уточненной декларации за 2000 год. Налоговая получить документы отказалась, утверждая, что данные отчетности к уменьшению могут быть проведены в карточках лицевых счетов в течение 3 лет со дня уплаты налога. Фирма обратилась в суд, не согласившись с ответом инспекторов. Суд указал, что «в статье 80 Налогового кодекса закреплено положение, по которому налоговый орган не вправе отказать в приеме декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить на копии отчетности отметку о принятии декларации и дате ее получения. Таким образом, в силу прямого указания закона действия налогового органа, отказавшего в принятии декларации, являются неправомерными независимо от обстоятельств конкретного дела» (постановление Президиума ВАС от 7 февраля
Следовательно, судебная практика подтверждает, что налоговики не вправе отказать фирме принять уточненную декларацию и тем более требовать отозвать документ. По словам Анжелы Валиевой, понять мотивы налоговиков можно — им нужно выполнить план по проверкам и сбору налогов. Но если пойти налоговикам на уступки и отозвать «уточненку», то избежать выездной проверки, доначислений и штрафов не удастся.
Раздражитель контролера
В ситуации, когда налоговики отказались принимать «уточненку» в процессе камеральной проверки, внимание инспекторов привлекли фирмы-«однодневки». О том, что борьба с ними является одним из приоритетных направлений работы ФНС, говорилось неоднократно. По словам главного бухгалтера компании «Бизнес Альянс» Владимира Дмитракова, самый верный способ обезопасить себя — это не иметь никаких отношений с фиктивными организациями. Тем бухгалтерам, которые используют различные схемы, нужно быть предельно внимательными. Ведь когда контрагент организации относится к фирмам-«однодневкам», можно лишиться права на вычет. Так произойдет, если налоговая инспекция докажет, что предприятие действовало без долж-ной осмотрительности и осторожности, говорит Анжела Валиева:
— Если же фирма совершает операции преимущественно с фирмами-«однодневками», то полученная налоговая выгода может быть признана необоснованной. Причем независимо от осмотрительности и осторожности. Такой вывод следует из Постановления Пленума ВАС от 12 октября
Главный бухгалтер компании «Веста-М Трейдинг» Елена Максимова столкнулась с ситуацией, когда фирмой-«однодневкой» случайно оказалось ее предприятие. Ей позвонил контрагент, рассказывает бухгалтер:
— Он сообщил, что его налоговая отправила в нашу инспекцию запрос о встречной проверке. В итоге был получен ответ, что наша фирма неконтактна. Мы стали разбираться, звонить, ведь организация ежемесячно сдает отчеты по НДС, периодически проходит сверку, получает справки об отсутствии задолженности, выписки из реестра, в котором указан наш правильный контактный телефон. Однако отдел встречной проверки не нашел нашей фирмы. Оказалось, что у них был указан неверный номер, поскольку на всех телефонах в центре города изменились первые цифры. Через 2 месяца ситуация повторилась, мы отнесли в налоговую повторное уведомление о том, что контактные телефоны поменялись не по нашей вине. Таким образом проблема была решена.
Чтобы доказать проверяющим или суду, что организация проявляла должную осмотрительность в выборе контрагентов, необходимо представить налоговикам информацию о своих партнерах. Следует издать приказ о проверке контрагентов, утверждает Анжела Валиева:
— В нем необходимо указать, что у каждого потенциального партнера запрашивается пакет учредительных документов. А при заключении крупных сделок фирма должна запрашивать в налоговой выписку из ЕГРЮЛ.
И если сделка привлечет внимание инспектора, организация сможет сослаться на то, что cделала все возможное для проверки потенциального контрагента.
Но даже если в документах полный порядок, предприятие должно быть готово дать четкий ответ, почему и для чего была заключена та или иная сделка, совершена та или иная хозяйственная операция. По словам Анжелы Валиевой, внимание сотрудников налоговой инспекции обязательно привлекут: создание организации-контрагента незадолго до совершения хозяйственной операции; разовый характер операции; использование посредников.