Источник: ГАРАНТ.РУ

Организация "А" имела в штате сотрудников, которые фактически занимались закупкой ГСМ, также у организации "А" были в собственности бензовозы. Организация "А" решила, что продуктивнее будет не иметь в штате лишних сотрудников и не нести риски по дорогой технике в условиях западных санкций, в связи с чем продала бензовозы. Бензовозы приобрела организация "Б". Также из организации "А" увольнялись сотрудники, которые потом трудоустроились в организацию "Б".

Если ранее организация "А" закупала ГСМ у ряда третьих лиц, то впоследствии прекратила почти полностью искать контрагентов по продаже ГСМ и закупать нефтепродукты самостоятельно у широкого спектра контрагентов. Вместе с тем организация "А" стала приобретать ГСМ преимущественно у организации "Б". При этом фактически сложилась ситуация, когда при работе с организацией "Б" стоимость ГСМ увеличилась на 11% по сравнению с периодами, когда организация "А" в основном самостоятельно искала контрагентов по ГСМ.

У организации "А" и организации "Б" имеются общие учредители. Организации "А" и "Б" находятся на общей системе налогообложения. Организация "А" планирует подать НДС к возмещению за 1 квартал текущего года.

Имеются ли налоговые риски в данной ситуации, каким образом их можно нивелировать? Если в последующие периоды (в будущем) стоимость ГСМ для организации "А" снизится, то останутся ли риски?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Если налоговый орган установит факт взаимозависимости организации "А" и организации "Б", то отсутствие доказательств соответствия цен по сделке рыночным ценам, отсутствие разумных экономических оснований совершения этой сделки могут привести к налоговой проверке указанной сделки на предмет ее соответствия НК РФ, последующему пересмотру налоговых обязательств (при наличии необоснованной налоговой выгоды).

В рассматриваемой ситуации заключение договора между организациями по ценам, соответствующим рыночным, не приведет к претензиям со стороны налоговых органов. Кроме того, если цены, примененные сторонами сделки (взаимозависимыми лицами), отличаются от рыночных, что привело к занижению сумм налогов (НДС, налога на прибыль), подлежащих к уплате организацией "А", то организация в праве самостоятельно произвести корректировку сумм налогов в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, применив для целей налогообложения рыночную цену.

Обоснование позиции:

В соответствии с п. 1 ст. 421, п. 1 ст. 424 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора; исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

Для целей налогообложения рыночными (п. 1 ст. 105.3 НК РФ) признаются сделки, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми (смотрите также письма Минфина России от 01.11.2018 N 03-03-06/3/78677, от 03.10.2017 N 03-04-06/64417, от 15.09.2017 N 03-04-05/59613).

Признание лиц взаимозависимыми

Положения раздела V-1 НК РФ применяются к сделкам между взаимозависимыми лицами.

Взаимозависимость лиц определяется в соответствии со статьями 105.1 и 105.2 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 105.1 НК РФ лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых ими и (или) экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

С учетом п. 1 ст. 105.1 НК взаимозависимыми лицами признаются организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов (подп. 3 п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Порядок определения доли прямого и косвенного участия лица в организации в целях НК РФ установлен в ст. 105.2 НК РФ (письмо Минфина России от 31.08.2023 N 03-03-06/1/83218, смотрите подробнее: Энциклопедия решений. Взаимозависимые лица для целей налогообложения: понятие и порядок признания (апрель 2024), письма ФНС от 02.07.2013 N ОА-4-13/11912 "О направлении письма Минфина России", Минфина России от 21.06.2013. N 03-01-18/23476, Энциклопедия решений. Доля косвенного участия лица в организации для целей налогообложения (апрель 2024), Энциклопедия решений. Доля прямого участия лица в организации для целей налогообложения (апрель 2024)).

Кроме того, для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться (абзац 2 п. 1 ст. 105.1 НК РФ) в силу участия одного лица в капитале других лиц, в соответствии с заключенным между ними соглашением либо при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами.

В этом случае суд может признать лица взаимозависимыми (согласно п. 7 ст. 105.1 НК РФ) и по основаниям, не предусмотренным п. 2 ст. 105.1 НК РФ, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в п. 1 ст. 105.1 НК РФ, так как перечень взаимозависимых лиц, перечисленных в ст. 105.1 НК РФ, является открытым (постановление АС Западно-Сибирского округа от 10.07.2017 N Ф04-5739/16 по делу N А45-7682/2016)*(1).

Однако для признания сделки контролируемой (местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ) необходимо одновременное соблюдение следующих условий: сделка совершена между взаимозависимыми лицами; сделка не подпадает под исключения, перечисленные в п. 4 ст. 105.14 НК РФ; имеется одно из обстоятельств, перечисленных в п. 2 ст. 105.14 НК РФ; сумма доходов по таким сделкам за календарный год превышает 1 млрд руб. (смотрите материал: Основные изменения в Налоговом кодексе РФ в 2022 году (под редакцией А.В. Брызгалина). "Налоги и финансовое право", 2021 г.)).

Если не выполняется одно или несколько из данных условий, то сделка не будет признаваться контролируемой.

Так, в подп. 1 п. 2 и п. 3 ст. 105.14 НК РФ предусмотрено, что сделки между взаимозависимыми лицами, местом регистрации сторон по которым является РФ, признаются контролируемыми в случае, если стороны указанных сделок применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключены такие сделки, и сумма доходов по этим сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд рублей.

В рассматриваемом вопросе компании "А" и "Б" находятся на общей системе налогообложения. Если стороны сделки не применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка, то такая сделка контролируемой не является (письма Минфина России от 25.12.2019 N 03-12-11/1/101449, от 22.01.2019 N 03-12-11/1/2884, материал: Комментарий к письму Минфина России от 25 декабря 2019 г. N 03-12-11/1/101449 (С.М. Львовский, журнал "Нормативные акты для бухгалтера", N 4, февраль 2020 г.), Вопрос: Признание сделок между российскими взаимозависимыми организациями контролируемыми (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2023 г.)).

Таким образом, если стороны договоров купли-продажи ГСМ не подпадают под формальные признаки взаимозависимых лиц в силу положений п. 2 ст. 105.1 НК РФ, то могут быть признаны взаимозависимыми лицами судом только при возможности организации "Б" оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок и (или) экономические результаты деятельности организации "А".

Налоговый контроль в рамках камеральных и выездных налоговых проверок

Сделки между взаимозависимыми лицами можно разделить на две группы: контролируемые, признаваемые таковыми при соблюдении положений ст. 105.14 НК РФ, и иные сделки между взаимозависимыми лицами (неконтролируемые, письмо Минфина России от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145).

Налоговые проверки полноты исчисления и уплаты налогов при совершении налогоплательщиков контролируемых сделок осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов - ФНС России (п. 1 ст. 105.17 НК РФ).

ФНС России вправе проверить соответствие сумм по контролируемым сделкам рыночному уровню цен с применением методов, предусмотренных положениями главы 14.3 НК РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ). При этом контроль соответствия цен рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок (абзац 3 п. 1 ст. 105.17 НК РФ).

Территориальные налоговые органы не наделены полномочиями по определению рыночных цен в контролируемых сделках для целей налогообложения и не вправе самостоятельно (без поручения ФНС России) проводить контрольные мероприятия по вопросам соответствия цен в контролируемых сделках рыночным ценам (письмо ФНС России от 29.01.2024 N ШЮ-4-13/796@).

Следовательно, по общему правилу в случаях, не предусмотренных разделом V.1 НК РФ, налоговые органы не вправе оспаривать цену товаров, указанную сторонами сделки и учтенную при налогообложении.

Инспекции вправе принимать уведомления о контролируемых сделках, проверять корректность их заполнения, привлекать налогоплательщиков к ответственности в случае выявления нарушений при формировании уведомлений, извещать ФНС о выявлении контролируемых сделок, не отраженных в уведомлении. Если инспекция получила информацию об отклонении цены в контролируемой сделке от рыночной, то она должна сообщить об этом Межрегиональной инспекции по ценообразованию для целей налогообложения (МИ по ценам). При необходимости МИ по ценам может запрашивать дополнительную информацию (документы), находящуюся в распоряжении территориального налогового органа (письмо ФНС России от 29.01.2024 N ШЮ-4-13/796@).

Полномочия в части налогового контроля цен в сделках по уровням системы налоговых органов в РФ разграничены: проверка соответствия цен в контролируемых сделках осуществляется непосредственно ФНС России; проверка цен в сделках между взаимозависимыми лицами, но которые не признаются контролируемыми, может проводиться территориальными налоговыми органами в ходе камеральной или выездной налоговой проверки (письмо ФНС России от 16.09.2014 N ЕД-4-2/18674@, Президиум Верховного Суда РФ в п. 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 НК РФ (утвержден 16.02.2017)).

Одновременно, указанное ограничение не оказывает влияния на иные полномочия территориальных налоговых органов.

В частности, в случае получения достоверных доказательств наличия в действиях налогоплательщика в рамках контролируемой сделки обстоятельств, предусмотренных ст. 54.1 НК РФ, территориальный налоговый орган вправе пересмотреть налоговые обязательства по сделке с учетом подходов, изложенных в письме ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@. Признание сделки контролируемой не лишает территориальный налоговый орган возможности проверки расходов по данной сделке на предмет их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ (например, в части оценки расходов в результате совершения внутригрупповых операций - смотрите письма ФНС России от 06.08.2020 N ШЮ-4-13/12599@ и от 12.02.2021 N ШЮ-4-13/1749@).

Доказывание обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 54.1 НК РФ, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных п. 2 ст. 54.1 НК РФ, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с разделами V, V-1, V-2 НК РФ (п. 5 ст. 82 НК РФ, письма ФНС России от 05.10.2017 N СА-4-7/20116, от 30.11.2018 N ЕД-4-2/23197)*(2).

В случаях совершения между взаимозависимыми лицами сделок, не отвечающих признакам контролируемых, в рамках камеральных и выездных налоговых проверок территориальным налоговым органом также может быть выявлен факт получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды вследствие уменьшения налоговой базы посредством манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми лицами (смотрите письма Минфина России от 25.02.2016 N 03-01-11/10321, от 26.12.2012 N 03-02-07/1-316, абзацы десятый, двенадцатый письма от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145, письма ФНС России от 30.09.2015 N ЕД-4-2/17078@, от 16.09.2014 N ЕД-4-2/18674@, решение ВС РФ от 01.02.2016 N АКПИ15-1383, определение Верховного Суда РФ от 08.08.2016 N 305-КГ16-9205).

В п. 3 Обзора отмечено, что налоговые органы не вправе оспаривать цену товаров (работ, услуг), указанную сторонами неконтролируемой сделки и учтенную при налогообложении. Несоответствие примененной налогоплательщиком цены рыночному уровню само по себе не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды, возникновении у него недоимки, определяемой исходя из выявленной ценовой разницы.

Однако многократное отклонение цены сделки (в десятки раз) от рыночного уровня может учитываться в качестве одного из признаков получения необоснованной налоговой выгоды в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, указывающими на несоответствие между оформлением сделки и содержанием финансово-хозяйственной операции (п. 3 Обзора, определения ВС РФ от 29.03.2018 N 303-КГ17-19327, от 27.11.2017 N 304-КГ17-15704, письма ФНС России от 27.11.2017 N ЕД-4-13/23938@, от 28.10.2021 N СД-4-3/15248@, от 11.01.2018 N СА-4-7/6940@, п. 9 письма ФНС России от 09.07.2018 N СА-4-7/13130).

При этом каких-либо критериев, позволяющих судить о многократном отклонении цены сделки от рыночного уровня, не установлено. В каждом конкретном случае суд исходит из фактических обстоятельств дела*(3).

Для определения рыночных цен необходимо применять предусмотренные главой 14.3 НК РФ методы, приоритетным из которых является метод сопоставимых рыночных цен (п. 2 ст. 105.3, подп. 1 п. 1, п. 3 ст. 105.7 НК РФ, смотрите постановление Девятого ААС от 22.05.2019 г. N 09АП-16383/19)*(4).

В то же время взаимозависимость участников сделок сама по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, а может иметь юридическое значение в целях налогового контроля, только если установлено, что такая взаимозависимость используется участниками сделки как возможность для осуществления согласованных действий, не обусловленных разумными экономическими и иными причинами (смотрите п. 13 раздела V Обзора судебной практики ВС РФ N 2 (2016), утвержденного Президиумом ВС РФ 06.07.2016, определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 11.04.2016 N 308-КГ15-16651, пп. 1, 6 Постановления N 53, постановление АС Московского округа от 16.01.2019 N Ф05-22009/18, АС Северо-Кавказского округа от 22.08.2020 N Ф08-6721/20 по делу N А32-38841/2018).

Обязанность доказывать факт получения необоснованной налоговой выгоды лежит на налоговых органах (письмо Минфина России от 26.12.2012 N 03-02-07/1-316).

При этом в ходе налоговой проверки территориальный налоговый орган, установив факт взаимозависимости налогоплательщика с контрагентом по сделке, а также то, что цена по сделке отличается от рыночной цены, должен доказать отсутствие разумных экономических оснований совершения этой сделки и то, что совокупность этих фактов привела к получению необоснованной налоговой выгоды. Только при наличии данных обстоятельств территориальный налоговый орган вправе определять цену сделки по методам, содержащимся в главе 14.3 НК РФ. В данном случае это не контроль за ценами, право на осуществление которого предоставлено центральному аппарату ФНС России, а метод расчета налоговой выгоды (смотрите, например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 22.08.2020 N Ф08-6721/20 по делу N А32-38841/2018).

Также если цены, примененные сторонами сделки (взаимозависимыми лицами), отличаются от рыночных, что привело к занижению сумм налогов (НДС, налога на прибыль), подлежащих к уплате, то налогоплательщик в праве самостоятельно произвести корректировку сумм налога в соответствии со ст. 105.3 НК РФ*(5), применить для целей налогообложения рыночную цену. Именно "откорректированная" таким образом цена будет признаваться рыночной для целей налогообложения (п. 3 ст. 105.3 НК РФ).

Таким образом, само по себе заключение договора с взаимозависимой организацией не приводит к налоговым рискам. У организации "А" возможны риски в том случае, если сделка совершается с целью уменьшения налоговых обязательств.

При совершении сделок между взаимозависимыми организациями могут возникнуть риски при наличии многократного превышения рыночной цены в совокупности с другими обстоятельствами. В случае значительного отклонения уровня цен от рыночных, налоговые органы могут доказывать наличие необоснованной налоговой выгоды, которая привела к увеличению расходов по налогу на прибыль, а также к увеличению сумм вычетов по НДС. Возможна проверка налоговыми органами сделок, совершенных организацией "А", на предмет их соответствия НК РФ, последующий пересмотр налоговых обязательств.

Кроме того, если в ходе проверки выяснится, что цена у других поставщиков на аналогичный продукт ниже, необходимо быть готовым обосновать причину приобретения товара именно у этого продавца, наличие разумных экономических оснований совершения этой сделки.

По уже совершенным сделкам (при наличии многократного превышения рыночной цены), при наличии занижения сумм налогов, подлежащих уплате, организация "А" может самостоятельно произвести корректировку соответствующей налоговой базы (ст. 105.3 НК РФ).

В рассматриваемой ситуации заключение договора между организациями по ценам, соответствующим рыночным, не приведет к претензиям со стороны налоговых органов. Если многократное превышение цены от рыночной при совершении сделки с взаимозависимым лицом отсутствует, то при возникновении вопросов у налогового органа организации "А" необходимо предоставить обоснование соответствия цен рыночным.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Цена гражданско-правового договора;

- Энциклопедия решений. Контролируемые сделки;

- Энциклопедия решений. Сделки, не признаваемые контролируемыми;

- Энциклопедия решений. Взаимозависимые лица для целей налогообложения: понятие и порядок признания;

- Энциклопедия решений. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;

- Вопрос: Налоговые риски при продаже объектов недвижимости взаимозависимым физическим лицам по ценам ниже кадастровой стоимости (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.);

- Вопрос: Налоговые риски в случае установления для одного из покупателей иной методики расчета цены, приводящей к значительному отличию от обычных фиксированных цен (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2020 г.);

- Вопрос: Возможные налоговые риски при утверждении организацией двух прейскурантов, причем цены для ряда взаимозависимых лиц будут ниже, чем для остальных контрагентов (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2022 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Стафеева Лариса

Ответ прошел контроль качества

3 мая 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Определением Верховного Суда РФ от 10.11.2017 N 301-КГ17-16023 по делу N А28-5635/2016 взаимозависимость установлена на основании такого признака, как фактическое выполнение работ субъектом в целях реализации инвестиционного проекта налогоплательщика.

Кроме того, наличие обстоятельств: отсутствие самостоятельной деятельности организации; подконтрольность организации индивидуальному предпринимателю и полное влияние последнего на их хозяйственную деятельность; приобретение и реализация хозяйствующими субъектами ГСМ у одного и того же поставщика, являются признаками подконтрольности лиц (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.02.2019 N Ф03-62/2019 по делу N А59-5764/2017).

Подконтрольность организации налогоплательщику может быть в том, что последний является единственным источником доходов организации и осуществления ею предпринимательской деятельности (постановление АС Поволжского округа от 13.11.2018 N Ф06-38902/2018 по делу N А12-46707/2017).

Подконтрольность лиц является одним из доказательств согласованности действий участников сделок, создания фиктивного документооборота, иллюзорной деловой активности, искусственного дробления бизнеса, заключения мнимых и притворных сделок. В этом случае налоговые органы могут доказать, что налогоплательщик и его контрагент не были взаимозависимыми, но совершали согласованные действия, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.

*(2) Так, ст. 54.1 НК РФ не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика. При доказанности умышленности действий налогоплательщика, направленных на неуплату налога, налоговые обязательства, возникшие в результате таких действий, корректируются в полном объеме (письмо ФНС России от 16.08.2017 N СА-4-7/16152@).

При этом одним из ключевых моментов в целях применения п. 1 ст. 54.1 НК РФ является исключение умышленного (сознательного) противоправного искажения налогоплательщиком сведений (п. 2 ст. 110 НК РФ), направленных на использование "агрессивных" механизмов налоговой оптимизации. Когда целью заключения налогоплательщиком сделки (операции) являлось не получение результатов предпринимательской деятельности, а получение налоговой экономии. При этом налоговые органы должны доказать, что такая сделка (операция) не имеет какого-либо разумного объяснения с позиции хозяйственной необходимости ее заключения и совершения, а имеет своей целью лишь уменьшение налоговых обязательств и (или) является частью схемы, основной целью которой является уменьшение налоговых обязательств.

Таким образом, налогоплательщикам необходимо не допускать обстоятельств, дающих налоговому органу повод усомниться в реальности сделок с учетом примененного механизма расчета цены, или повод усмотреть умысел их совершения исключительно с целью неуплаты налогов.

*(3) Например, в определении ВС РФ от 29.03.2018 N 303-КГ17-19327 суд указал, что "отклонение цен по спорным сделкам с взаимозависимым контрагентом в диапазоне от 11% до 52% по сравнению с ценами на аналогичный товар по сделкам предпринимателя с другими контрагентами многократным не является".

В постановлении АС Уральского округа от 28.02.2019 по делу N А34-3771/2018 суд пришел к выводу о том, что налоговый орган не доказал нерыночный уровень цен при покупке обществом зерна и им не были исчерпаны все возможности и в полном объеме использованы методы определения рыночного уровня цен, закрепленные в ст. 105.7 НК РФ. Отклонение цены сделки (на 46,60%) заявителя с взаимозависимым лицом и иными лицами от рыночного уровня цен само по себе не может служить основанием для признания необоснованной налоговой выгоды.

*(4) Согласно п. 1 ст. 105.9 НК РФ метод сопоставимых рыночных цен является методом определения соответствия цены товаров (работ, услуг) в анализируемой сделке рыночной цене на основании сопоставления цены, примененной в анализируемой сделке, с интервалом рыночных цен, определенным в порядке, предусмотренном п. 2 6 ст. 105.9 НК РФ. Интервал рыночных цен определяется на основе имеющейся информации о ценах, примененных в течение анализируемого периода, или информации на ближайшую дату до совершения контролируемой сделки (п. 4 ст. 105.9 НК РФ). В случае, если цена, примененная в анализируемой сделке, находится в пределах интервала рыночных цен, то для целей налогообложения признается, что такая цена соответствует рыночной цене (п. 7 ст. 105.9 НК РФ).

При определении интервала рыночных цен не учитывается цена, примененная в анализируемой сделке и сделки, сторонами которых являются взаимозависимые лица (п. 3 ст. 105.9 НК РФ, смотрите также материал: Энциклопедия решений. Методы, используемые при проведении проверки соответствия цен рыночным по контролируемым сделкам (апрель 2024) Энциклопедия решений. Проверка соответствия цен рыночным по контролируемым сделкам, осуществляемая ФНС России (апрель 2024), Финансовый результат: методология, учет, налоги (О.В. Агабекян, журнал "Экономико-правовой бюллетень", N 8, август 2018 г.), Контролируемые сделки: как снизить риски (С. Джаарбеков, журнал "Актуальная бухгалтерия", N 11, ноябрь 2015 г.), Контроль цен: настоящее и будущее (М.В. Моисеев, "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 17-19, сентябрь-октябрь 2011 г.)).

* (5) Если налогоплательщик заключает сделки с взаимозависимыми лицами по ценам, отклоняющимся от рыночных, то он вправе:

- уплатить налоги исходя из рыночных цен согласно п. 3 ст. 105.3 НК РФ, а не из зафиксированной в соответствующем договоре;

- в течение года перечислять авансовые платежи исходя из зафиксированной в договоре цены (п. 7 ст. 105.3 НК РФ), но по итогам года скорректировать налоговую базу и доплатить налог без доначисления пени на эту недоимку.