Автор: Минина Наталия Викторовна, профессиональный главный бухгалтер

г.Санкт-Петербург

Отмена плановых государственных проверок в 2022 году в соответствии Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» не распространяется на выездные налоговые проверки, являющиеся видом налогового контроля, в силу прямой нормы, содержащейся в Законах, уточняемых этим Постановлением, а именно п.3.1 ФЗ №294-ФЗ от 26.12.2008 года и п.5 ФЗ №248-ФЗ от 31.07.2020 года.

Выездные налоговые проверки, несмотря на огромные потери в государственной казне, повышенную инфляцию, безработицу и мировую блокаду экономике, будут проводиться в 2022 году в отношении всех категорий налогоплательщиков, без ограничений и изменений.

Для налогоплательщиков закрыта информация ФНС с планом проведения выездных налоговых проверок, поэтому точная информация не доступна.

Оценочная информация о вероятности наступления выездной налоговой проверки содержится в Приказе ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», который не изменен на 2022 год. В соответствии с ним, критериями рисков назначения выездной налоговой проверки являются [1]:

1. Налоговая нагрузка. Нормы «Налоговой нагрузки» доступны на сайте ФНС в разделе «Прозрачный бизнес», однако они содержат устаревшие, за 2020 год, показатели [2].

2. Доля НДС к уплате по отношению к НДС начисленному меньше ожидаемой ФНС, то есть налоговые вычеты по НДС превышают 89% над суммой начисленного НДС за 4 налоговых периода, то есть за календарный год.

3. Убытки в течение нескольких лет. Убытки оцениваются как полученные в бухгалтерском учете, так и при налогообложении.

4. Уменьшение прибыли в течение нескольких лет. Даже в том случае если налогоплательщик получает прибыль, но она уменьшается, для ФНС это повод для выездной налоговой проверки.

5. Доходы работников по РСВ и 6-НДФЛ в размере меньшие, чем в среднем по отрасли и региону. По факту ФНС отслеживает данные показатели, однако чаще всего присылает налогоплательщикам Требование о предоставлении пояснений, а не назначает выездные налоговые проверки. Нормы «Средней заработной платы» доступны на сайте ФНС в разделе «Прозрачный бизнес», однако они содержат устаревшие, за 2020 год, показатели [2].

6. По УСН, ПСН, ЕСХН многократное приближение к пороговым показателям, которые отменяют право на применение этих специальных налоговых режимов.

7. По ИП недостаточная величина прибыли. То есть величина расходов превышает 83%.

8. Использование "цепочки контрагентов" при осуществлении сделок. Отследить это по каждому налогоплательщику до начала выездной налоговой проверки проблематично.

9. Невыполнение налогоплательщиком обязанностей по предоставлению ФНС пояснений, документов и тому подобное.

10. Смена адресов налогоплательщиком для смены обслуживающей ФНС, в целях избежания налоговой проверки.

11. Рентабельность. Нормы «Рентабельности» доступны на сайте ФНС в разделе «Прозрачный бизнес», однако они содержат устаревшие, за 2020 год, показатели [2].

12. Наличие «высокого налогового риска». Перечень «рисков» приведен в Приказе от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

Наличие в характеристиках налогоплательщика одного или нескольких вышеназванных критериев, относит его в список потенциально подлежащих проверке. Однако для ее назначения, результаты выездной проверки должны быть эффективны. Для оценки степени эффективности, которую применяет ФНС, можно использовать среднее значение величины доначисленных обязательств и санкций, которые фактически были осуществлены за предшествующие три года.

Таблица 1 – Доначисления в результате выездных налоговых проверок за 2019 год [3]

ОКРУГ

ОРГАНИЗАЦИИ

ИП И ЧАСТНОПРАКТИКУЮЩИЕ ЛИЦА

2019 год

Количество
выездных
проверок

(2-НК)

Количество
лиц
нарушителей

(2-НК)

Доначисления (обязательства,
санкции),
руб.

(2-НК)

Средняя
величина
доначислений,
руб.

Количество выездных
проверок

(2-НК)

Количество
лиц
нарушителей

(2-НК)

Доначисления (обязательства,
санкции), руб.

(2-НК)

Средняя
величина
доначислений,
руб.

Крупнейшие налогоплательщики

439

409

136 015 716 000

332 556 763

0

0

0

0

Центральный федеральный округ

2 799

2 626

80 790 222 000

30 765 507

129

125

763 064 000

6 104 512

Северо-Западный федеральный округ

395

390

13 138 566 000

33 688 631

35

32

97 652 000

3 051 625

Северо-Кавказский федеральный округ

326

319

5 362 796 000

16 811 273

41

40

109 433 000

2 735 825

Южный федеральный округ

801

777

10 096 532 000

12 994 250

76

73

535 124 000

7 330 466

Приволжский федеральный округ

1 727

1 659

25 644 814 000

15 457 995

198

197

567 848 000

2 882 477

Уральский федеральный округ

613

601

10 871 588 000

18 089 165

156

154

957 380 000

6 216 753

Сибирский федеральный округ

811

785

7 083 490 000

9 023 554

77

75

215 177 000

2 869 027

Дальневосточный федеральный округ

364

355

5 841 481 000

16 454 876

90

88

229 406 000

2 606 886

Итог

8 275

7 921

294 845 205 000

485 842 013

802

784

3 475 084 000

33 797 571

В 2019 году при выездной налоговой проверке нарушения выявлены у 95,72% организаций и 97,76% ИП. Наибольшие доначисления у организаций осуществлены в Северо-Западном федеральном округе, наименьшие в Сибирском федеральном округе. Наибольшие доначисления у ИП осуществлены в Южном федеральном округе, наименьшие в Дальневосточном федеральном округе. Усредненная величина доначислений у каждой организации, без учета крупнейших налогоплательщиков, как имеющих наибольшее значение, составила 19.160.656 рублей. Усредненная величина доначислений у каждого ИП, составила 4.224.696 рублей.

Таблица 2 – Доначисления в результате выездных налоговых проверок за 2020 год [3]

ОКРУГ

ОРГАНИЗАЦИИ

ИП И ЧАСТНОПРАКТИКУЮЩИЕ ЛИЦА

2020 год

Количество
выездных
проверок

(2-НК)

Количество
лиц
нарушителей

(2-НК)

Доначисления (обязательства,
санкции), руб.

(2-НК)

Средняя
величина
доначислений,
руб.

Количество выездных
проверок

(2-НК)

Количество
лиц
нарушителей

(2-НК)

Доначисления (обязательства,
санкции), руб.

(2-НК)

Средняя
величина
доначислений,
руб.

Крупнейшие налогоплательщики

166

148

32 208 945 000

217 628 007

0

0

0

0

Центральный федеральный округ

2 060

1 915

71 579 460 000

37 378 308

89

88

2 324 633 000

26 416 284

Северо-Западный федеральный округ

266

260

17 273 229 000

66 435 496

22

22

223 809 000

10 173 136

Северо-Кавказский федеральный округ

258

247

10 634 629 000

43 055 178

20

20

196 009 000

9 800 450

Южный федеральный округ

440

427

8 730 548 000

20 446 248

59

56

381 449 000

6 811 589

Приволжский федеральный округ

1 052

1 024

18 494 357 000

18 060 896

117

114

390 517 000

3 425 588

Уральский федеральный округ

454

442

11 020 735 000

24 933 790

62

61

506 289 000

8 299 820

Сибирский федеральный округ

533

520

12 971 623 000

24 945 429

32

26

337 608 000

12 984 923

Дальневосточный федеральный округ

258

248

8 906 836 000

35 914 661

42

40

166 330 000

4 158 250

Итог

5 487

5 231

191 820 362 000

488 798 013

443

427

4 526 644 000

82 070 040

В 2020 году при выездной налоговой проверке нарушения выявлены у 95,33% организаций и 96,39% ИП. Наибольшие доначисления у организаций осуществлены в Северо-Западном федеральном округе, наименьшие в Приволжском федеральном округе. Наибольшие доначисления у ИП осуществлены в Центральном федеральном округе, наименьшие в Приволжском федеральном округе. Усредненная величина доначислений у каждой организации, без учета крупнейших налогоплательщиков, как имеющих наибольшее значение, составила 33.896.251 рублей. Усредненная величина доначислений у каждого ИП, составила 10.258.755 рублей.

Таблица 3 – Доначисления в результате выездных налоговых проверок за 2021 год [3]

ОКРУГ

ОРГАНИЗАЦИИ

ИП И ЧАСТНОПРАКТИКУЮЩИЕ ЛИЦА

2021 год

Количество выездных
проверок

(2-НК)

Количество
лиц
нарушителей

(2-НК)

Доначисления (обязательства,
санкции), руб.

(2-НК)

Средняя
величина
доначислений,
руб.

Количество выездных
проверок

(2-НК)

Количество
лиц
нарушителей

(2-НК)

Доначисления (обязательства,
санкции),
руб.

(2-НК)

Средняя
величина
доначислений,
руб.

Крупнейшие налогоплательщики

102

98

59 921 371 000

611 442 561

0

0

0

0

Центральный федеральный округ

3 276

3 081

182 956 486 000

59 382 177

142

139

2 279 705 000

16 400 755

Северо-Западный федеральный округ

317

308

19 995 404 000

64 920 143

37

37

321 379 000

8 685 919

Северо-Кавказский федеральный округ

239

231

7 819 022 000

33 848 580

20

19

77 708 000

4 089 895

Южный федеральный округ

628

604

14 208 561 000

23 524 108

68

64

834 497 000

13 039 016

Приволжский федеральный округ

1 195

1 158

39 178 423 000

33 832 835

116

115

1 074 720 000

9 345 391

Уральский федеральный округ

584

576

20 586 549 000

35 740 536

59

59

259 603 000

4 400 051

Сибирский федеральный округ

646

614

17 061 045 000

27 786 718

42

34

757 518 000

22 279 941

Дальневосточный федеральный округ

257

254

14 865 278 000

58 524 717

37

37

580 440 000

15 687 568

Итог

7 244

6 924

376 592 139 000

949 002 375

521

504

6 185 570 000

93 928 536

В 2021 году при выездной налоговой проверке нарушения выявлены у 95,58% организаций и 96,74% ИП. Наибольшие доначисления у организаций осуществлены в Северо-Западном федеральном округе, наименьшие в Приволжском федеральном округе. Наибольшие доначисления у ИП осуществлены в Центральном федеральном округе, наименьшие в Приволжском федеральном округе. Усредненная величина доначислений у каждой организации, без учета крупнейших налогоплательщиков, как имеющих наибольшее значение, составила 42.194.977 рублей. Усредненная величина доначислений у каждого ИП, составила 11.741.067 рублей.

Динамика результатов выездных налоговых проверок в отношении их изменений по средним доначислениям представлена на Рисунке 1.

Рисунок 1 – Динамика средних доначислений выездных налоговых проверок

Динамика представлена за 2019, 2020, 2021 годы, в разрезе округов, с разделением на организации и ИП. Динамика не однородна, но в большинстве анализируемых совокупностей выявлен рост средних доначислений налогоплательщикам по результатам выездных налоговых проверок.

Динамика результатов выездных налоговых проверок в отношении их изменений по усредненным доначислениям представлена на Рисунке 2.

Рисунок 2 – Динамика усредненных доначислений выездных налоговых проверок

Динамика представлена за 2019, 2020, 2021 годы, с разделением на организации и ИП. Рост усредненных доначислений значителен, особенно в 2020 году по отношению к 2019 году.

Оценить в 2022 году минимальный риск наступления выездной налоговой проверки исходя из величины средних и усредненных доначислений по ее результату, можно на основании показателей за 2021 год, так как ожидаемо в 2022 году они будут выше. Если предположить, что для ФНС минимальным результативным показателем выездной налоговой проверки будет получение 10% от выручки налогоплательщика и проверке подлежит три календарных года, то вероятнее всего проверять будут организации со среднегодовой выручкой в размере 140.649.923 (42.194.977 / 3 * 100 / 10) и ИП со среднегодовой выручкой в размере 38.236.890 (11.741.067 / 3 * 100 / 10).

Соотношение количества налогоплательщиков с выявленными нарушениями по отношению ко всем проверенным практически не изменяется и составляет округленно 100%. То есть риск доначислений при наступлении выездной налоговой проверки так же составляет практически 100%.

Риск выездной налоговой проверки так же можно оценить исходя из охвата ее проведения. Для этого использованы статистические данные, публикуемые на сайте ФНС, в разрезе округов.

Таблица 4 – Количество налогоплательщиков за 2019 год [3], [4]

ОКРУГ

ОРГАНИЗАЦИИ

ИП И ЧАСТНОПРАКТИКУЮЩИЕ ЛИЦА

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА

2019 год

Количество
выездных
проверок

(2-НК)

Количество
лиц

(1-ЮР)

%

Количество
выездных
проверок

(2-НК)

Количество
лиц
(1-ИП)

%

Количество
выездных
проверок

(2-НК)

Количество
лиц (отсутствует
информация)

Крупнейшие налогоплательщики

439

-

-

0

0

0

0

0

Центральный

федеральный округ

2 799

1 324 571

0,21

129

1 147 819

0,01

88

-

Северо-Западный федеральный округ

395

483 553

0,08

35

413 158

0,01

10

-

Северо-Кавказский федеральный округ

326

108 285

0,30

41

199 405

0,02

7

-

Южный

федеральный округ

801

298 492

0,27

76

573 568

0,01

12

-

Приволжский

федеральный округ

1 727

653 161

0,26

198

712 665

0,03

74

-

Уральский

едеральный округ

613

297 461

0,21

156

342 566

0,05

52

-

Сибирский

федеральный округ

811

387 964

0,21

77

425 843

0,02

29

-

Дальневосточный федеральный округ

364

191 130

0,19

90

225 071

0,04

15

-

Итог

8 275

3 744 617

0,22

802

4 040 095

0,02

287

-

Так как информация о количестве крупнейших налогоплательщиков, в том числе в разрезе округов, не является общедоступной и не содержится на сайте ФНС и в любом другом публикуемом источнике, то данная категория исключена из расчетов. В связи с этим, погрешность расчетов в отношении организаций за 2019 год составляет 5,31%.

Информация по ИП включает в себя крестьянско-фермерские хозяйства, в соответствии с опубликованной информацией ФНС.

В 2019 году выездная налоговая проверка была осуществлена в отношении 0,22% организаций, то есть в отношении 1 из 453. Данный показатель мал, как и риск проведения проверки. Наиболее часто проверяли организации в Северо-Кавказском Федеральном округе, наименее часто в Северо-Западном Федеральном округе. В отношении ИП эти показатели еще ниже, а именно выездная налоговая проверка была осуществлена в отношении 0,02% ИП, то есть в отношении 1 из 5038. Наиболее часто проверяли ИП в Уральском Федеральном округе, наименее часто в Северо-Западном Федеральном округе.

Таблица 5 – Количество налогоплательщиков за 2020 год [3], [4]

ОКРУГ

ОРГАНИЗАЦИИ

ИП И ЧАСТНОПРАКТИКУЮЩИЕ ЛИЦА

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА

2020 год

Количество
выездных
проверок

(2-НК)

Количество
лиц

(1-ЮР)

%

Количество
выездных
проверок

(2-НК)

Количество
лиц

(1-ИП)

%

Количество
выездных
проверок

(2-НК)

Количество
лиц
(отсутствует
информация)

Крупнейшие налогоплательщики

166

-

-

0

0

0

0

0

Центральный

федеральный округ

2 060

1 181 744

0,17

89

1 069 945

0,01

79

-

Северо-Западный федеральный округ

266

428 842

0,06

22

388 652

0,01

8

-

Северо-Кавказский федеральный округ

258

103 039

0,25

20

179 361

0,01

6

-

Южный

федеральный округ

440

281 162

0,16

59

520 167

0,01

14

-

Приволжский

федеральный округ

1 052

616 311

0,17

117

642 059

0,02

63

-

Уральский

федеральный округ

454

279 211

0,16

62

308 952

0,02

35

-

Сибирский

федеральный округ

533

363 400

0,15

32

381 957

0,01

21

-

Дальневосточный федеральный округ

258

182 847

0,14

42

204 731

0,02

4

-

Итог

5 487

3 436 556

0,16

443

3 695 824

0,01

230

-

Так как информация о количестве крупнейших налогоплательщиков, в том числе в разрезе округов, не является общедоступной и не содержится на сайте ФНС и в любом другом публикуемом источнике, то данная категория исключена из расчетов. В связи с этим, погрешность расчетов в отношении организаций за 2020 год составляет 3,03%.

Информация по ИП включает в себя крестьянско-фермерские хозяйства, в соответствии с опубликованной информацией ФНС.

В 2020 году выездная налоговая проверка была осуществлена в отношении 0,16% организаций, то есть в отношении 1 из 626. Данный показатель мал, как и риск проведения проверки. Наиболее часто проверяли организации в Северо-Кавказском Федеральном округе, наименее часто в Северо-Западном Федеральном округе. В отношении ИП эти показатели еще ниже, а именно выездная налоговая проверка была осуществлена в отношении 0,01% ИП, то есть в отношении 1 из 8343. Наиболее часто проверяли ИП в Уральском Федеральном округе, наименее часто в Северо-Западном Федеральном округе.

Таблица 6 – Количество налогоплательщиков за 2021 год [3], [4]

ОКРУГ

ОРГАНИЗАЦИИ

ИП И ЧАСТНОПРАКТИКУЮЩИЕ ЛИЦА

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА

2021 год

Количество
выездных
проверок

(2-НК)

Количество
лиц

(1-ЮР)

%

Количество
выездных
проверок

(2-НК)

Количество
лиц

(1-ИП)

%

Количество
выездных
проверок

(2-НК)

Количество
лиц
(отсутствует
информация)

Крупнейшие налогоплательщики

102

-

-

0

0

0

0

0

Центральный

федеральный округ

3 276

1 113 195

0,29

142

1 097 451

0,01

156

-

Северо-Западный федеральный округ

317

406 655

0,08

37

390 245

0,01

15

-

Северо-Кавказский федеральный округ

239

99 599

0,24

20

170 508

0,01

14

-

Южный

федеральный округ

628

271 319

0,23

68

518 076

0,01

40

-

Приволжский

федеральный округ

1 195

588 645

0,20

116

647 518

0,02

69

-

Уральский

федеральный округ

584

269 915

0,22

59

306 056

0,02

37

-

Сибирский

федеральный округ

646

349 123

0,19

42

377 858

0,01

16

-

Дальневосточный федеральный округ

257

175 832

0,15

37

197 767

0,02

9

-

Итог

7244

3 274 283

0,22

521

3 705 479

0,01

356

-

Так как информация о количестве крупнейших налогоплательщиков, в том числе в разрезе округов, не является общедоступной и не содержится на сайте ФНС и в любом другом публикуемом источнике, то данная категория исключена из расчетов. В связи с этим, погрешность расчетов в отношении организаций за 2020 год составляет 1,41%.

Информация по ИП включает в себя крестьянско-фермерские хозяйства, в соответствии с опубликованной информацией ФНС.

В 2021 году выездная налоговая проверка была осуществлена в отношении 0,22% организаций, то есть в отношении 1 из 452. Данный показатель мал, как и риск проведения проверки. Наиболее часто проверяли организации в Центральном Федеральном округе, наименее часто в Северо-Западном Федеральном округе. В отношении ИП эти показатели еще ниже, а именно выездная налоговая проверка была осуществлена в отношении 0,01% ИП, то есть в отношении 1 из 7112. Наиболее часто проверяли ИП в Уральском Федеральном округе, наименее часто в Северо-Западном Федеральном округе.

Динамика выездных налоговых проверок в отношении их изменений по количеству представлена на Рисунке 3.

Рисунок 3 – Динамика количества выездных налоговых проверок

Динамика представлена за 2019, 2020, 2021 годы, в разрезе округов, с разделением на организации и ИП. Практически во всех округах выявлен спад интенсивности в 2020 году и увеличение в 2021 году. При этом в абсолютном значении в 2021 году показатель проверок меньше чем в 2019 году (7275 и 7244), а в относительном значении они равны (0,22 и 0,22).

Динамика выездных налоговых проверок, в отношении их изменений по отношении к 100% всех налогоплательщиков, представлена на Рисунке 4.

Рисунок 4 – Динамика долей выездных налоговых проверок

Динамика представлена за 2019, 2020, 2021 годы, в разрезе округов, с разделением на организации и ИП. Графически разница между проверенными налогоплательщиками и действующими составляет 100%, по факту она составляет 99,78%-99,99%.

ФНС не предоставляет сведения о количестве и результатах проведения выездных налоговых проверок в разрезе следующих показателей, по которым, соответственно, невозможно оценить риск назначения выездной налоговой проверки:

  1. вид деятельности налогоплательщика (торговля, производство, услуги);

  2. категория налогоплательщика (МП, СП, КП)

  3. вид организации (коммерческая, некоммерческая)

  4. организационно-правовая форма (АО, ООО, ПТ и т.д.)

Однако ФНС публикует планы показателей деятельности ФНС на очередной год и, начиная с 2021 года, в него включен показатель «Охват выездными налоговыми проверками МСП, применяющих специальные налоговые режимы», который составляет 1:10.000.000 налогоплательщиков [5].

То есть в 2022 году ожидается рост количества выездных налоговых проверок в отношении всех категорий, в том числе мало защищенных, налогоплательщиков, увеличение доначислений по их результатам, ужесточение результативности доначислений до 96%.

Никакие риски назначения выездной налоговой проверки не несут IT-компании, в отношении которых они отменены, в попытке избежания оттока специалистов этой отрасли, по 03.03.2025 года, в соответствии с Письмом ФНС России от 24.03.2022 года СД-4-2/3586@.


Список использованных источников:

  1. Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»

  2. Прозрачный бизнес // ФНС [Электронный ресурс]. – URL:

    https://pb.nalog.ru/calculator.html

  1. 2-НК. Отчет по форме №2-НК за 2019 год, Отчет по форме №2-НК за 2019 год 2020, Отчет по форме №2-НК за 2019 год 2021 // ФНС [Электронный ресурс]. – URL:

    https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/10924767/

  1. 1-ЮР. Отчет по форме №1-ЮР за 2019 год, Отчет по форме №1-ЮР за 2019 год 2020, Отчет по форме №1-ЮР за 2019 год 2021 // ФНС [Электронный ресурс]. – URL:

    https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/10553558/

  1. Показатели деятельности ФНС России за 2021 год // ФНС [Электронный ресурс]. – URL:

    https://data.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/analit/indic21.pdf