Автор: Минина Наталия Викторовна, профессиональный главный бухгалтер
г.Санкт-Петербург
Отмена плановых государственных проверок в 2022 году в соответствии Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» не распространяется на выездные налоговые проверки, являющиеся видом налогового контроля, в силу прямой нормы, содержащейся в Законах, уточняемых этим Постановлением, а именно п.3.1 ФЗ №294-ФЗ от 26.12.2008 года и п.5 ФЗ №248-ФЗ от 31.07.2020 года.
Выездные налоговые проверки, несмотря на огромные потери в государственной казне, повышенную инфляцию, безработицу и мировую блокаду экономике, будут проводиться в 2022 году в отношении всех категорий налогоплательщиков, без ограничений и изменений.
Для налогоплательщиков закрыта информация ФНС с планом проведения выездных налоговых проверок, поэтому точная информация не доступна.
Оценочная информация о вероятности наступления выездной налоговой проверки содержится в Приказе ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», который не изменен на 2022 год. В соответствии с ним, критериями рисков назначения выездной налоговой проверки являются [1]:
1. Налоговая нагрузка. Нормы «Налоговой нагрузки» доступны на сайте ФНС в разделе «Прозрачный бизнес», однако они содержат устаревшие, за 2020 год, показатели [2].
2. Доля НДС к уплате по отношению к НДС начисленному меньше ожидаемой ФНС, то есть налоговые вычеты по НДС превышают 89% над суммой начисленного НДС за 4 налоговых периода, то есть за календарный год.
3. Убытки в течение нескольких лет. Убытки оцениваются как полученные в бухгалтерском учете, так и при налогообложении.
4. Уменьшение прибыли в течение нескольких лет. Даже в том случае если налогоплательщик получает прибыль, но она уменьшается, для ФНС это повод для выездной налоговой проверки.
5. Доходы работников по РСВ и 6-НДФЛ в размере меньшие, чем в среднем по отрасли и региону. По факту ФНС отслеживает данные показатели, однако чаще всего присылает налогоплательщикам Требование о предоставлении пояснений, а не назначает выездные налоговые проверки. Нормы «Средней заработной платы» доступны на сайте ФНС в разделе «Прозрачный бизнес», однако они содержат устаревшие, за 2020 год, показатели [2].
6. По УСН, ПСН, ЕСХН многократное приближение к пороговым показателям, которые отменяют право на применение этих специальных налоговых режимов.
7. По ИП недостаточная величина прибыли. То есть величина расходов превышает 83%.
8. Использование "цепочки контрагентов" при осуществлении сделок. Отследить это по каждому налогоплательщику до начала выездной налоговой проверки проблематично.
9. Невыполнение налогоплательщиком обязанностей по предоставлению ФНС пояснений, документов и тому подобное.
10. Смена адресов налогоплательщиком для смены обслуживающей ФНС, в целях избежания налоговой проверки.
11. Рентабельность. Нормы «Рентабельности» доступны на сайте ФНС в разделе «Прозрачный бизнес», однако они содержат устаревшие, за 2020 год, показатели [2].
12. Наличие «высокого налогового риска». Перечень «рисков» приведен в Приказе от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.
Наличие в характеристиках налогоплательщика одного или нескольких вышеназванных критериев, относит его в список потенциально подлежащих проверке. Однако для ее назначения, результаты выездной проверки должны быть эффективны. Для оценки степени эффективности, которую применяет ФНС, можно использовать среднее значение величины доначисленных обязательств и санкций, которые фактически были осуществлены за предшествующие три года.
Таблица 1 – Доначисления в результате выездных налоговых проверок за 2019 год [3]
ОКРУГ |
ОРГАНИЗАЦИИ |
ИП И ЧАСТНОПРАКТИКУЮЩИЕ ЛИЦА |
||||||
2019 год |
Количество |
Количество |
Доначисления (обязательства, (2-НК) |
Средняя |
Количество выездных (2-НК) |
Количество |
Доначисления (обязательства, (2-НК) |
Средняя |
Крупнейшие налогоплательщики |
439 |
409 |
136 015 716 000 |
332 556 763 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Центральный федеральный округ |
2 799 |
2 626 |
80 790 222 000 |
30 765 507 |
129 |
125 |
763 064 000 |
6 104 512 |
Северо-Западный федеральный округ |
395 |
390 |
13 138 566 000 |
33 688 631 |
35 |
32 |
97 652 000 |
3 051 625 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
326 |
319 |
5 362 796 000 |
16 811 273 |
41 |
40 |
109 433 000 |
2 735 825 |
Южный федеральный округ |
801 |
777 |
10 096 532 000 |
12 994 250 |
76 |
73 |
535 124 000 |
7 330 466 |
Приволжский федеральный округ |
1 727 |
1 659 |
25 644 814 000 |
15 457 995 |
198 |
197 |
567 848 000 |
2 882 477 |
Уральский федеральный округ |
613 |
601 |
10 871 588 000 |
18 089 165 |
156 |
154 |
957 380 000 |
6 216 753 |
Сибирский федеральный округ |
811 |
785 |
7 083 490 000 |
9 023 554 |
77 |
75 |
215 177 000 |
2 869 027 |
Дальневосточный федеральный округ |
364 |
355 |
5 841 481 000 |
16 454 876 |
90 |
88 |
229 406 000 |
2 606 886 |
Итог |
8 275 |
7 921 |
294 845 205 000 |
485 842 013 |
802 |
784 |
3 475 084 000 |
33 797 571 |
В 2019 году при выездной налоговой проверке нарушения выявлены у 95,72% организаций и 97,76% ИП. Наибольшие доначисления у организаций осуществлены в Северо-Западном федеральном округе, наименьшие в Сибирском федеральном округе. Наибольшие доначисления у ИП осуществлены в Южном федеральном округе, наименьшие в Дальневосточном федеральном округе. Усредненная величина доначислений у каждой организации, без учета крупнейших налогоплательщиков, как имеющих наибольшее значение, составила 19.160.656 рублей. Усредненная величина доначислений у каждого ИП, составила 4.224.696 рублей.
Таблица 2 – Доначисления в результате выездных налоговых проверок за 2020 год [3]
ОКРУГ |
ОРГАНИЗАЦИИ |
ИП И ЧАСТНОПРАКТИКУЮЩИЕ ЛИЦА |
||||||
2020 год |
Количество |
Количество |
Доначисления (обязательства, (2-НК) |
Средняя |
Количество выездных (2-НК) |
Количество |
Доначисления (обязательства, (2-НК) |
Средняя |
Крупнейшие налогоплательщики |
166 |
148 |
32 208 945 000 |
217 628 007 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Центральный федеральный округ |
2 060 |
1 915 |
71 579 460 000 |
37 378 308 |
89 |
88 |
2 324 633 000 |
26 416 284 |
Северо-Западный федеральный округ |
266 |
260 |
17 273 229 000 |
66 435 496 |
22 |
22 |
223 809 000 |
10 173 136 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
258 |
247 |
10 634 629 000 |
43 055 178 |
20 |
20 |
196 009 000 |
9 800 450 |
Южный федеральный округ |
440 |
427 |
8 730 548 000 |
20 446 248 |
59 |
56 |
381 449 000 |
6 811 589 |
Приволжский федеральный округ |
1 052 |
1 024 |
18 494 357 000 |
18 060 896 |
117 |
114 |
390 517 000 |
3 425 588 |
Уральский федеральный округ |
454 |
442 |
11 020 735 000 |
24 933 790 |
62 |
61 |
506 289 000 |
8 299 820 |
Сибирский федеральный округ |
533 |
520 |
12 971 623 000 |
24 945 429 |
32 |
26 |
337 608 000 |
12 984 923 |
Дальневосточный федеральный округ |
258 |
248 |
8 906 836 000 |
35 914 661 |
42 |
40 |
166 330 000 |
4 158 250 |
Итог |
5 487 |
5 231 |
191 820 362 000 |
488 798 013 |
443 |
427 |
4 526 644 000 |
82 070 040 |
В 2020 году при выездной налоговой проверке нарушения выявлены у 95,33% организаций и 96,39% ИП. Наибольшие доначисления у организаций осуществлены в Северо-Западном федеральном округе, наименьшие в Приволжском федеральном округе. Наибольшие доначисления у ИП осуществлены в Центральном федеральном округе, наименьшие в Приволжском федеральном округе. Усредненная величина доначислений у каждой организации, без учета крупнейших налогоплательщиков, как имеющих наибольшее значение, составила 33.896.251 рублей. Усредненная величина доначислений у каждого ИП, составила 10.258.755 рублей.
Таблица 3 – Доначисления в результате выездных налоговых проверок за 2021 год [3]
ОКРУГ |
ОРГАНИЗАЦИИ |
ИП И ЧАСТНОПРАКТИКУЮЩИЕ ЛИЦА |
||||||
2021 год |
Количество выездных |
Количество |
Доначисления (обязательства, (2-НК) |
Средняя |
Количество выездных (2-НК) |
Количество |
Доначисления (обязательства, (2-НК) |
Средняя |
Крупнейшие налогоплательщики |
102 |
98 |
59 921 371 000 |
611 442 561 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Центральный федеральный округ |
3 276 |
3 081 |
182 956 486 000 |
59 382 177 |
142 |
139 |
2 279 705 000 |
16 400 755 |
Северо-Западный федеральный округ |
317 |
308 |
19 995 404 000 |
64 920 143 |
37 |
37 |
321 379 000 |
8 685 919 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
239 |
231 |
7 819 022 000 |
33 848 580 |
20 |
19 |
77 708 000 |
4 089 895 |
Южный федеральный округ |
628 |
604 |
14 208 561 000 |
23 524 108 |
68 |
64 |
834 497 000 |
13 039 016 |
Приволжский федеральный округ |
1 195 |
1 158 |
39 178 423 000 |
33 832 835 |
116 |
115 |
1 074 720 000 |
9 345 391 |
Уральский федеральный округ |
584 |
576 |
20 586 549 000 |
35 740 536 |
59 |
59 |
259 603 000 |
4 400 051 |
Сибирский федеральный округ |
646 |
614 |
17 061 045 000 |
27 786 718 |
42 |
34 |
757 518 000 |
22 279 941 |
Дальневосточный федеральный округ |
257 |
254 |
14 865 278 000 |
58 524 717 |
37 |
37 |
580 440 000 |
15 687 568 |
Итог |
7 244 |
6 924 |
376 592 139 000 |
949 002 375 |
521 |
504 |
6 185 570 000 |
93 928 536 |
В 2021 году при выездной налоговой проверке нарушения выявлены у 95,58% организаций и 96,74% ИП. Наибольшие доначисления у организаций осуществлены в Северо-Западном федеральном округе, наименьшие в Приволжском федеральном округе. Наибольшие доначисления у ИП осуществлены в Центральном федеральном округе, наименьшие в Приволжском федеральном округе. Усредненная величина доначислений у каждой организации, без учета крупнейших налогоплательщиков, как имеющих наибольшее значение, составила 42.194.977 рублей. Усредненная величина доначислений у каждого ИП, составила 11.741.067 рублей.
Динамика результатов выездных налоговых проверок в отношении их изменений по средним доначислениям представлена на Рисунке 1.
Рисунок 1 – Динамика средних доначислений выездных налоговых проверок
Динамика представлена за 2019, 2020, 2021 годы, в разрезе округов, с разделением на организации и ИП. Динамика не однородна, но в большинстве анализируемых совокупностей выявлен рост средних доначислений налогоплательщикам по результатам выездных налоговых проверок.
Динамика результатов выездных налоговых проверок в отношении их изменений по усредненным доначислениям представлена на Рисунке 2.
Рисунок 2 – Динамика усредненных доначислений выездных налоговых проверок
Динамика представлена за 2019, 2020, 2021 годы, с разделением на организации и ИП. Рост усредненных доначислений значителен, особенно в 2020 году по отношению к 2019 году.
Оценить в 2022 году минимальный риск наступления выездной налоговой проверки исходя из величины средних и усредненных доначислений по ее результату, можно на основании показателей за 2021 год, так как ожидаемо в 2022 году они будут выше. Если предположить, что для ФНС минимальным результативным показателем выездной налоговой проверки будет получение 10% от выручки налогоплательщика и проверке подлежит три календарных года, то вероятнее всего проверять будут организации со среднегодовой выручкой в размере 140.649.923 (42.194.977 / 3 * 100 / 10) и ИП со среднегодовой выручкой в размере 38.236.890 (11.741.067 / 3 * 100 / 10).
Соотношение количества налогоплательщиков с выявленными нарушениями по отношению ко всем проверенным практически не изменяется и составляет округленно 100%. То есть риск доначислений при наступлении выездной налоговой проверки так же составляет практически 100%.
Риск выездной налоговой проверки так же можно оценить исходя из охвата ее проведения. Для этого использованы статистические данные, публикуемые на сайте ФНС, в разрезе округов.
Таблица 4 – Количество налогоплательщиков за 2019 год [3], [4]
ОКРУГ |
ОРГАНИЗАЦИИ |
ИП И ЧАСТНОПРАКТИКУЮЩИЕ ЛИЦА |
ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА |
|||||
2019 год |
Количество (2-НК) |
Количество |
% |
Количество (2-НК) |
Количество |
% |
Количество (2-НК) |
Количество |
Крупнейшие налогоплательщики |
439 |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Центральный федеральный округ |
2 799 |
1 324 571 |
0,21 |
129 |
1 147 819 |
0,01 |
88 |
- |
Северо-Западный федеральный округ |
395 |
483 553 |
0,08 |
35 |
413 158 |
0,01 |
10 |
- |
Северо-Кавказский федеральный округ |
326 |
108 285 |
0,30 |
41 |
199 405 |
0,02 |
7 |
- |
Южный федеральный округ |
801 |
298 492 |
0,27 |
76 |
573 568 |
0,01 |
12 |
- |
Приволжский федеральный округ |
1 727 |
653 161 |
0,26 |
198 |
712 665 |
0,03 |
74 |
- |
Уральский едеральный округ |
613 |
297 461 |
0,21 |
156 |
342 566 |
0,05 |
52 |
- |
Сибирский федеральный округ |
811 |
387 964 |
0,21 |
77 |
425 843 |
0,02 |
29 |
- |
Дальневосточный федеральный округ |
364 |
191 130 |
0,19 |
90 |
225 071 |
0,04 |
15 |
- |
Итог |
8 275 |
3 744 617 |
0,22 |
802 |
4 040 095 |
0,02 |
287 |
- |
Так как информация о количестве крупнейших налогоплательщиков, в том числе в разрезе округов, не является общедоступной и не содержится на сайте ФНС и в любом другом публикуемом источнике, то данная категория исключена из расчетов. В связи с этим, погрешность расчетов в отношении организаций за 2019 год составляет 5,31%.
Информация по ИП включает в себя крестьянско-фермерские хозяйства, в соответствии с опубликованной информацией ФНС.
В 2019 году выездная налоговая проверка была осуществлена в отношении 0,22% организаций, то есть в отношении 1 из 453. Данный показатель мал, как и риск проведения проверки. Наиболее часто проверяли организации в Северо-Кавказском Федеральном округе, наименее часто в Северо-Западном Федеральном округе. В отношении ИП эти показатели еще ниже, а именно выездная налоговая проверка была осуществлена в отношении 0,02% ИП, то есть в отношении 1 из 5038. Наиболее часто проверяли ИП в Уральском Федеральном округе, наименее часто в Северо-Западном Федеральном округе.
Таблица 5 – Количество налогоплательщиков за 2020 год [3], [4]
ОКРУГ |
ОРГАНИЗАЦИИ |
ИП И ЧАСТНОПРАКТИКУЮЩИЕ ЛИЦА |
ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА |
|||||
2020 год |
Количество (2-НК) |
Количество |
% |
Количество (2-НК) |
Количество |
% |
Количество (2-НК) |
Количество |
Крупнейшие налогоплательщики |
166 |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Центральный федеральный округ |
2 060 |
1 181 744 |
0,17 |
89 |
1 069 945 |
0,01 |
79 |
- |
Северо-Западный федеральный округ |
266 |
428 842 |
0,06 |
22 |
388 652 |
0,01 |
8 |
- |
Северо-Кавказский федеральный округ |
258 |
103 039 |
0,25 |
20 |
179 361 |
0,01 |
6 |
- |
Южный федеральный округ |
440 |
281 162 |
0,16 |
59 |
520 167 |
0,01 |
14 |
- |
Приволжский федеральный округ |
1 052 |
616 311 |
0,17 |
117 |
642 059 |
0,02 |
63 |
- |
Уральский федеральный округ |
454 |
279 211 |
0,16 |
62 |
308 952 |
0,02 |
35 |
- |
Сибирский федеральный округ |
533 |
363 400 |
0,15 |
32 |
381 957 |
0,01 |
21 |
- |
Дальневосточный федеральный округ |
258 |
182 847 |
0,14 |
42 |
204 731 |
0,02 |
4 |
- |
Итог |
5 487 |
3 436 556 |
0,16 |
443 |
3 695 824 |
0,01 |
230 |
- |
Так как информация о количестве крупнейших налогоплательщиков, в том числе в разрезе округов, не является общедоступной и не содержится на сайте ФНС и в любом другом публикуемом источнике, то данная категория исключена из расчетов. В связи с этим, погрешность расчетов в отношении организаций за 2020 год составляет 3,03%.
Информация по ИП включает в себя крестьянско-фермерские хозяйства, в соответствии с опубликованной информацией ФНС.
В 2020 году выездная налоговая проверка была осуществлена в отношении 0,16% организаций, то есть в отношении 1 из 626. Данный показатель мал, как и риск проведения проверки. Наиболее часто проверяли организации в Северо-Кавказском Федеральном округе, наименее часто в Северо-Западном Федеральном округе. В отношении ИП эти показатели еще ниже, а именно выездная налоговая проверка была осуществлена в отношении 0,01% ИП, то есть в отношении 1 из 8343. Наиболее часто проверяли ИП в Уральском Федеральном округе, наименее часто в Северо-Западном Федеральном округе.
Таблица 6 – Количество налогоплательщиков за 2021 год [3], [4]
ОКРУГ |
ОРГАНИЗАЦИИ |
ИП И ЧАСТНОПРАКТИКУЮЩИЕ ЛИЦА |
ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА |
|||||
2021 год |
Количество (2-НК) |
Количество |
% |
Количество (2-НК) |
Количество |
% |
Количество (2-НК) |
Количество |
Крупнейшие налогоплательщики |
102 |
- |
- |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Центральный федеральный округ |
3 276 |
1 113 195 |
0,29 |
142 |
1 097 451 |
0,01 |
156 |
- |
Северо-Западный федеральный округ |
317 |
406 655 |
0,08 |
37 |
390 245 |
0,01 |
15 |
- |
Северо-Кавказский федеральный округ |
239 |
99 599 |
0,24 |
20 |
170 508 |
0,01 |
14 |
- |
Южный федеральный округ |
628 |
271 319 |
0,23 |
68 |
518 076 |
0,01 |
40 |
- |
Приволжский федеральный округ |
1 195 |
588 645 |
0,20 |
116 |
647 518 |
0,02 |
69 |
- |
Уральский федеральный округ |
584 |
269 915 |
0,22 |
59 |
306 056 |
0,02 |
37 |
- |
Сибирский федеральный округ |
646 |
349 123 |
0,19 |
42 |
377 858 |
0,01 |
16 |
- |
Дальневосточный федеральный округ |
257 |
175 832 |
0,15 |
37 |
197 767 |
0,02 |
9 |
- |
Итог |
7244 |
3 274 283 |
0,22 |
521 |
3 705 479 |
0,01 |
356 |
- |
Так как информация о количестве крупнейших налогоплательщиков, в том числе в разрезе округов, не является общедоступной и не содержится на сайте ФНС и в любом другом публикуемом источнике, то данная категория исключена из расчетов. В связи с этим, погрешность расчетов в отношении организаций за 2020 год составляет 1,41%.
Информация по ИП включает в себя крестьянско-фермерские хозяйства, в соответствии с опубликованной информацией ФНС.
В 2021 году выездная налоговая проверка была осуществлена в отношении 0,22% организаций, то есть в отношении 1 из 452. Данный показатель мал, как и риск проведения проверки. Наиболее часто проверяли организации в Центральном Федеральном округе, наименее часто в Северо-Западном Федеральном округе. В отношении ИП эти показатели еще ниже, а именно выездная налоговая проверка была осуществлена в отношении 0,01% ИП, то есть в отношении 1 из 7112. Наиболее часто проверяли ИП в Уральском Федеральном округе, наименее часто в Северо-Западном Федеральном округе.
Динамика выездных налоговых проверок в отношении их изменений по количеству представлена на Рисунке 3.
Рисунок 3 – Динамика количества выездных налоговых проверок
Динамика представлена за 2019, 2020, 2021 годы, в разрезе округов, с разделением на организации и ИП. Практически во всех округах выявлен спад интенсивности в 2020 году и увеличение в 2021 году. При этом в абсолютном значении в 2021 году показатель проверок меньше чем в 2019 году (7275 и 7244), а в относительном значении они равны (0,22 и 0,22).
Динамика выездных налоговых проверок, в отношении их изменений по отношении к 100% всех налогоплательщиков, представлена на Рисунке 4.
Рисунок 4 – Динамика долей выездных налоговых проверок
Динамика представлена за 2019, 2020, 2021 годы, в разрезе округов, с разделением на организации и ИП. Графически разница между проверенными налогоплательщиками и действующими составляет 100%, по факту она составляет 99,78%-99,99%.
ФНС не предоставляет сведения о количестве и результатах проведения выездных налоговых проверок в разрезе следующих показателей, по которым, соответственно, невозможно оценить риск назначения выездной налоговой проверки:
-
вид деятельности налогоплательщика (торговля, производство, услуги);
-
категория налогоплательщика (МП, СП, КП)
-
вид организации (коммерческая, некоммерческая)
-
организационно-правовая форма (АО, ООО, ПТ и т.д.)
Однако ФНС публикует планы показателей деятельности ФНС на очередной год и, начиная с 2021 года, в него включен показатель «Охват выездными налоговыми проверками МСП, применяющих специальные налоговые режимы», который составляет 1:10.000.000 налогоплательщиков [5].
То есть в 2022 году ожидается рост количества выездных налоговых проверок в отношении всех категорий, в том числе мало защищенных, налогоплательщиков, увеличение доначислений по их результатам, ужесточение результативности доначислений до 96%.
Никакие риски назначения выездной налоговой проверки не несут IT-компании, в отношении которых они отменены, в попытке избежания оттока специалистов этой отрасли, по 03.03.2025 года, в соответствии с Письмом ФНС России от 24.03.2022 года СД-4-2/3586@.
Список использованных источников:
-
Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»
-
Прозрачный бизнес // ФНС [Электронный ресурс]. – URL:
-
2-НК. Отчет по форме №2-НК за 2019 год, Отчет по форме №2-НК за 2019 год 2020, Отчет по форме №2-НК за 2019 год 2021 // ФНС [Электронный ресурс]. – URL:
https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/10924767/
-
1-ЮР. Отчет по форме №1-ЮР за 2019 год, Отчет по форме №1-ЮР за 2019 год 2020, Отчет по форме №1-ЮР за 2019 год 2021 // ФНС [Электронный ресурс]. – URL:
https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/10553558/
-
Показатели деятельности ФНС России за 2021 год // ФНС [Электронный ресурс]. – URL:
https://data.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/analit/indic21.pdf