Автор: Казаков Е. С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Эта тема актуальна для любого налогоплательщика, чьи права были нарушены решением налоговой инспекции о взыскании налогов, страховых взносов и т. п.

Отдельно обращаем на данную статью внимание индивидуальных предпринимателей, которые находятся на УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы» (при существенных оборотах), вследствие чего должны уплачивать фиксированные страховые взносы в размере 1% от дохода. Особенно материал актуален для тех из них, кто сталкивается с налоговиками, не желающими учитывать судебные решения о том, как правильно рассчитывать такие взносы.

Решение, благоприятное для налогоплательщиков, вынес ВС РФ.

Статья 79 НК РФ регламентирует возврат налогоплательщику излишне взысканных с него налогов и других платежей, в том числе страховых взносов. Правда, прописанный в ней порядок не позволяет налогоплательщику рассчитывать на оперативный возврат соответствующих средств, если налоговики вообще согласятся их вернуть. Однажды обозначив какие-то основания для взыскания, свою ошибку они признают неохотно.

Налогоплательщику бывает проще сразу обратиться в суд с иском о возврате излишне взысканных сумм. Но имеет ли он на это право, не надо ли сначала разобраться с налоговой, пусть ее позиция и абсолютно ясна?

Из Определения Судебной коллегии ВС РФ от 21.08.2020 № 301-ЭС20-5798 стало понятно, что такое право у налогоплательщика есть.

Добился этого решения именно предприниматель на УСНО, у которого были излишне взысканы фиксированные страховые взносы. Точнее, налоговики выставили предпринимателю требование, а он его исполнил. Но, не согласившись с этим требованием по сути, обратился в суд, не даже требуя от налоговой возврата. Ведь исход спора с налоговиками в данном случае был очевиден, что, собственно, показала и история судебных разбирательств.

Казалось бы, расходы учитывать нужно…

Суть спора касается того, как определяются фиксированные страховые взносы предпринимателя, находящегося на УСНО и выбравшего объект налогообложения «доходы минус расходы». Проблема в том, как рассчитать сумму дохода, облагаемую по ставке 1 % (сверх по-настоящему фиксированной суммы страховых взносов, которая, независимо от результатов работы предпринимателя, имеет постоянную величину): надо ли учитывать при ее расчете расходы?

Ответ на этот вопрос, казалось бы, уже найден, причем самыми высокими судами – в Постановлении КС РФ от 30.11.2016 № 27-П, Определении КС РФ от 30.01.2020 № 10-О, п. 27 Обзора судебной практики № 3 (2017) ВС РФ. Арбитры всецело за то, что в рассматриваемой ситуации расходы учитывать надо. Вот только налоговики на практике, как правило, отказываются принимать во внимание эти судебные решения и рассчитывают взносы со всей суммы дохода, не уменьшая ее на расходы.

Именно это произошло в данном случае – см. Решение Арбитражного суда Владимирской области от 04.06.2019 по делу № А11-3900/2019. Сославшись на КС РФ и ВС РФ, арбитры удовлетворили требование предпринимателя и обязали ИФНС возвратить излишне уплаченные страховые взносы.

Как суды помогают налоговикам, когда те и не просят

Но не тут-то было. Уже в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2019 № 01АП-6996/2019 по данному делу предпринимателю было отказано в возврате. Причем сама необходимость возврата не подвергалась сомнению. Дело в другом.

Поскольку страховые взносы уплачены предпринимателем во исполнение требования ИФНС, они считаются излишне взысканными и подлежат возврату в порядке, установленном ст. 79 НК РФ. Пунктом 2 этой статьи установлено, что решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или через «личный кабинет» налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. В соответствии с п. 3 ст. 79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога.

Судьи пришли к выводу: из системного толкования приведенной нормы и правовой позиции, изложенной в п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», следует, что с учетом правового регулирования возврата излишне взысканного налога, действующего с 01.01.2018, обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.

Предприниматель до обращения в суд не обращался в ИФНС с заявлением о возврате излишне взысканных страховых взносов и не получал отказ в их возврате.

В силу ст. 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, предусмотренный федеральным законом.

Поскольку, по мнению апелляционного суда, предпринимателем не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора с ИФНС, заявленные им требования о возврате излишне уплаченных страховых взносов следовало оставить без рассмотрения. Что арбитры и сделали, отменив решение суда первой инстанции.

Предприниматель оспорил это решение. Однако в Постановлении АС ВВО от 30.01.2020 № Ф01-7504/2019 по данному делу судьи хоть и нашли нарушение норм материального права со стороны суда апелляционной инстанции, но остались при убеждении, что предприниматель до обращения в суд должен был исчерпать все возможности возвратить искомую сумму в административном порядке.

ВС РФ научит судей применять закон

Пришлось предпринимателю обращаться в ВС РФ. И тот расставил все точки над i. Арбитры указали: поскольку спорные суммы страховых взносов были уплачены предпринимателем не добровольно, а на основании требования налогового органа, указанные суммы считаются не излишне уплаченными, а излишне взысканными. Поэтому порядок их возврата регламентируется не ст. 78, а ст. 79 НК РФ.

Отметим: до 14.12.2017 в п. 3 ст. 79 НК РФ говорилось, что исковое заявление в суд о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В силу Федерального закона от 14.11.2017 № 322-ФЗ с названной даты это указание изъято из п. 3 ст. 79 НК РФ. Теперь в нем установлено, что заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, если иное не предусмотрено по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения (в прежней редакции нормы на подачу заявления в налоговый орган отводился один месяц).

По этому поводу арбитры ВС РФ отметили, что ст. 79 НК РФ регламентирует административный порядок возврата из бюджета сумм излишне взысканных налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, а не порядок обращения в суд. Увеличение срока подачи заявления с одного месяца до трех лет расширяет возможности налогоплательщиков на реализацию своего права на возврат из бюджета сумм излишне взысканных налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов в административном порядке с одновременным предоставлением им возможности на обжалование отказа в таком возврате в вышестоящий налоговый орган, а затем – в суд. Обязательный досудебный порядок предусмотрен именно для такой категории споров. При этом реализуется и другая цель законопроекта – снижение судебной нагрузки.

В то же время исключение из п. 3 ст. 79 НК РФ указания на возможность непосредственного обращения налогоплательщика в суд с исковым заявлением о возврате из бюджета сумм излишне взысканных налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов само по себе не исключает права налогоплательщика на обращение в суд с имущественным требованием о возврате из бюджета излишне взысканных сумм.

При этом в новой редакции ст. 79 НК РФ отсутствует указание о возможности обращения налогоплательщика в суд с исковым заявлением о возврате излишне взысканных сумм только при условии соблюдения досудебного порядка урегулирования вопроса об их возврате. Не установлен такой порядок и иным федеральным законом. При этом установление в законе обязательного досудебного порядка рассмотрения спора является административным барьером для доступа к правосудию. Соответственно наличие такого барьера должно четко и однозначно следовать из законодательства и практики его применения. В связи с этим подача заявления о возврате излишне взысканных платежей в налоговый орган до обращения в суд является правом налогоплательщика, но не его обязанностью.

Обратите внимание: в данном случае судьи ВС РФ сделали важное замечание: отменяя решение суда первой инстанции и оставляя исковое заявление предпринимателя без рассмотрения, суд апелляционной инстанции не учел, что спор в суде первой инстанции был разрешен по существу в пользу налогоплательщика правильно, а позиция налогового органа, занятая при рассмотрении дела, не позволяла рассчитывать на то, что обращение налогоплательщика в налоговый орган после принятия постановления апелляционной инстанции с заявлением о возврате излишне взысканных сумм будет последним удовлетворено, возможен был новый виток судебных разбирательств и нарушение принципов правовой определенности и рассмотрения дела в разумный срок.

В заключение арбитры ВС РФ подчеркнули, что выводы суда первой инстанции относительно рассмотрения спора по существу заявленных требований соответствуют правовой позиции КС РФ, изложенной в упомянутых выше Постановлении № 27-П и Определении № 10-О, а также правовой позиции ВС РФ, изложенной в п. 27 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 (2017).

* * *

ВС РФ дал понять, что необязательно требовать от налоговиков возврата излишне взысканных ими средств. Как правило, это бессмысленно: чиновники уже заняли четкую позицию, и маловероятно, что она изменится. Так что можно сразу обращаться в суд с подобным требованием, даже если налогоплательщик выполнил указание налоговиков.

Это особенно важно для предпринимателей, с которых контролеры пытаются взыскать фиксированные страховые взносы, настаивая на позиции, которая, казалось бы, уже неоднократно была опровергнута в судах. Речь идет в том числе о суммах, уплаченных за периоды ранее 2020 года.