Журнал «Актуальная бухгалтерия» № 10, октябрь 2008

В ситуации, когда первичные документы поступают в бухгалтерию фирмы с опозданием, возникает необходимость в корректировке учета. Мы расскажем о том, как правильно поступить, если не вовремя полученная первичка влияет на формирование стоимости основных средств.

Опоздание документов – лишь ниточка, потянув за которую придется распутать целый клубок проблем. А значит, у бухгалтера возникнет много вопросов. Какие документы нужно исправлять? В каком периоде нужно вносить исправления – в текущем или прошлом? Сдавать ли уточненные декларации? Давайте найдем ответы вместе.

Первоначальная стоимость ОС

В бухгалтерском учете первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату, складывается из фактических затрат на их приобретение, сооружение и изготовление (п. 8 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н ). Не включаются в первоначальную стоимость НДС и другие возмещаемые налоги (за исключением случаев, предусмотренных законодательством) (о проблемах, связанных с распределением НДС при покупке ОС, если компания совмещает два режима налогообложения, читайте в журнале «Актуальная бухгалтерия» №5, 2008). Близкое определение первоначальной стоимости основного средства есть и в налоговом законодательстве (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Итак, при постановке основного средства на учет будет сформирована его первоначальная стоимость, которая при вводе в эксплуатацию найдет отражение в акте приема-передачи основных средств (формы № ОС-1, ОС-1а, ОС-1б, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7), и инвентарной карточке (формы № ОС-6, ОС-6а). Одновременно будет определена и сумма ежемесячных амортизационных отчислений. Таким образом, если документы, влияющие на первоначальную стоимость имущества, поступят с задержкой, придется провести ряд корректировок.

Опоздание документов может быть связано с внешними обстоятельствами: документы задержал, например, продавец или транспортная организация, бумаги были отправлены почтой и т. д. Но причина может быть и внутрифирменной – нарушение порядка документооборота.

Особое внимание нужно обратить на ситуацию, когда до получения всех документов стоимость ОС была менее 20 000 рублей и ее списали на расходы. После получения документов оказалось, что стоимость этого средства больше 20 000 рублей и его нужно перевести в состав амортизируемого имущества (п. 1 ст. 256 НК РФ). Таким образом, в уменьшение прибыли были списаны затраты, которые фактически должны войти в первоначальную стоимость и амортизироваться.

Как исправить ошибки свои и чужие

Давайте разберемся, как действовать бухгалтеру при несвоевременном получении документов, влияющих на первоначальную стоимость основных средств (схема ниже).

1. Вносим исправления в первичку:

- если расходы должны были повлиять на стоимость основного средства при вводе его в эксплуатацию, придется корректурным способом исправить акт ОС-1 и инвентарную карточку;

- если документы связаны с изменением стоимости ОС в результате модернизации или дооборудования, нужно внести соответствующие записи только в инвентарную карточку.

2. В соответствующем порядке исправляем бухгалтерский учет ( п. 11 указаний, утв. приказом

Минфина России от 22.07.2003 № 67н ):

- если документы относятся к текущему году, исправления делаем текущей датой;

- если документы относятся к прошлому году, но годовую отчетность еще не успели утвердить, корректировку нужно сделать декабрем прошлого года;

- если документы относятся к прошлому году, но отчетность уже сдана, корректируем текущей датой.

При этом:

- корректируем первоначальную стоимость основного средства;

  • рассчитываем новую – исправленную сумму амортизационных отчислений и вносим необходимые исправления в учет.
  •  

Пример

В мае 2008 г. фирма закупила оборудование, требующее монтажа, на сумму 1 000 000 руб. (в т. ч. НДС – 152 542 руб.). В июне монтаж оборудования был завершен. Стоимость проведенных подрядчиками работ при этом составила 70 000 руб. (в т. ч. НДС – 10 678 руб.). Срок полезного использования оборудования установлен 5 лет. Амортизация начисляется линейным методом.

В учете сделаны проводки:

Май 2008 г.

ДЕБЕТ 07 КРЕДИТ 60

– 847 458 руб. – принято к учету оборудование, требующее монтажа;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 152 542 руб. – отражена сумма НДС по приобретенному оборудованию.

Напомним, что НДС к вычету можно предъявить в момент принятия оборудования к учету по счету 07 (п. 1 ст. 172 НК РФ; письмо Минфина России от 12.10.2006 № 03-04-11/193).

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 152 542 руб. – принят к вычету НДС по оборудованию, принятому к учету;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 1 000 000 руб. – перечислена оплата поставщику оборудования;

ДЕБЕТ 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» КРЕДИТ 07

– 847 458 руб. – оборудование передано в монтаж.

Июнь 2008 г.

ДЕБЕТ 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств» КРЕДИТ 60

– 59 322 руб. – учтены затраты на монтаж, предъявленные подрядчиком;

ДЕБЕТ 19 «НДС по приобретенным ценностям» КРЕДИТ 60

– 10 678 руб. – отражена сумма НДС по монтажным работам;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 10 678 руб. – зачтен НДС со стоимости монтажных работ;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 70 000 руб. – оплачены работы подрядной организации по монтажу.

В первоначальную стоимость оборудования должна быть включена стоимость монтажа:

847 458 + 59 322 = 906 780 руб.

ДЕБЕТ 01 «Основные средства» КРЕДИТ 08 субсчет «Приобретение объектов основных средств»

– 906 780 руб. – оборудование введено в эксплуатацию.

Ежемесячно, начиная с июня 2008 года, и до окончания срока полезного использования оборудования нужно начислять амортизацию. Расчет амортизации:

906 780 руб : 60 мес. (5 лет Ч 12 мес.) = 15 113 руб.

 

Проводка:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02

– 15 113 руб. – начислена амортизация.

В июле 2008 г. от подрядной организации поступила накладная за июнь 2008 г. на отдельную деталь, которая была установлена на оборудование при его монтаже. Стоимость детали 15 000 руб. (в т. ч. НДС – 2288 руб.) бухгалтер отразила в составе МПЗ и списала в расход:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

– 12 712 руб. – деталь принята к учету в составе МПЗ;

ДЕБЕТ 19 субсчет «НДС по приобретенным МПЗ» КРЕДИТ 60

– 2288 руб. – отражена сумма НДС по приобретенной детали;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19

– 2288 руб. – предъявлен к вычету НДС по детали, принятой к учету;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10

– 12 712 руб. – деталь списана в производство.

Ошибку обнаружили в августе. В этом же месяце ее необходимо исправить. При этом надо внести исправления в первоначальную стоимость основного средства. Необходимо сделать следующие корректировки:

ДЕБЕТ 10 «Материалы» КРЕДИТ 60

– 12 712 руб. – из состава МПЗ исключена стоимость детали;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10

– 12 712 руб. – стоимость детали исключена из состава затрат;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

– 12 712 руб. – увеличена стоимость вложений во внеоборотные активы;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– 906 780 руб. – сторнирована стоимость введенного в эксплуатацию оборудования;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– 919 492 руб. (906 780 + 12 712) – отражена стоимость введенного в эксплуатацию оборудования.

Теперь бухгалтер должен пересчитать суммы амортизационных начислений. Ежемесячная сумма составит 15 325 руб. (919 492 руб. : : 60 мес.).

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02

– 30 226 руб. (15 113 руб. . 2 мес.) – исключена начисленная сумма аморти зации;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02

– 30 650 руб. (15 325 руб. . 2 мес.) – начислена амортизация.

3. Вносим исправления в налоговый учет. В налоговом учете, если выявленные ошибки относятся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, перерасчет налоговой базы и суммы налога необходимо делать за период, в котором были совершены эти ошибки (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Это значит, что нужно:

- исправить сумму расходов того периода, к которому таковые относятся;

- исправить суммы ежемесячно начисленной амортизации.

4. Корректируем налог на имущество. Если исправления затронули стоимость основного средства в бухучете и повлияли на суммы начисленной амортизации, придется пересчитать и налог на имущество. Ведь база для этого налога – среднегодовая стоимость имущества – формируется исходя из остаточной стоимости основных средств, рассчитанной по данным бухгалтерского

учета ( п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375 НК РФ ).

Для этого нужно сделать корректирующие проводки, сдать уточненные декларации за все периоды, прошедшие до момента внесения исправлений. Так как начисленная сумма налога на

имущество включается в расходы ( п. 1 ст. 264 НК РФ ), то внесенные изменения повлияют на налог на прибыль.

5. Пересчитываем налог на прибыль и сдаем уточненные декларации за все периоды, прошедшие с момента внесения исправлений в налоговом учете.

 

Автор статьи: А.И. Матросова , главный бухгалтер компании «БВТ Группа»

Экспертиза статьи: Ю.В. Волкова, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер-эксперт

Бизнес под угрозой

Многие на собственном опыте убедились в том, что «Почта России» работает не так хорошо, как хотелось бы. Но что тут говорить о доставке личной корренпонденции, когда даже документы из налоговой инспекции и правоохранительных органов приходят с большим опозданием. Задержки почтовых отправлений порой грозят не только огромными штрафами, но и прекращением бизнеса, как, например, в случае с одной страховой компанией. В марте 2006 года Росстрахнадзор выслал ей письмо с перечислением нарушений при формировании страховых резервов с требованием устранить недочеты. Но компания получила эту корреспонденцию только в июне. За это время Росстрахнадзор успел сначала при остановить лицензию компании, а затем и окончательно отозвать ее. Следует сказать, что в возникшем судебном разбирательстве на арбитров не произвели впеатления аргументы страховщиков по поводу того, что никакого письма они так и не получили. Как следствие действия Росстрахнадзора были признаны законными. И это несмотря на то, что свою вину признала сама подольская почта, за что был уволен ее руководитель. Представитель «Почты России» заявил, что в таких случаях они всегда готовы свидетельствовать в суде. Хотя вину почты суд так и не признал, страховой компании было предложено добиваться возмещения убытков.

Подготовила Юлия Григорова