Необоснованный налог с капитализированных процентов: подписан закон

Закон, по словам его инициаторов, был нацелен на то, чтобы такой налог минимизировать. Однако приняли закон в таком виде, что возможен даже обратный эффект.

Президент подписал федеральный закон от 04.11.2022 № 435-ФЗ с поправками в часть вторую НК, касающимися НДФЛ на проценты по вкладам граждан, начисленные сверх определенного лимита.

Подоплека возникновения этого закона была следующей. Налогом облагаются не только те проценты, которые получены наличными или на текущий счет (то есть, с возможностью их свободного использования), но и те, которые капитализированы в тот же вклад. Однако бывает так, что банк лишен лицензии, и средства из своего вклада, включая то, что туда попало в виде процентов, гражданин в полном объеме не получает, а налог с этих капитализированных процентов уже уплачен.

Закон установил, что:

О доходах физлиц, полученных ими в виде процентов по вкладам, будут обязаны отчитываться не только банки, но и АСВ. Ведь если банк ликвидирован, то АСВ возмещает физлицу потери:

  • сначала – сумму в пределах гарантированной – то есть, до 1,4 млн рублей;
  • затем, забрав своё, АСВ становится конкурсным управляющим в деле о банкротстве банка и распределяет конкурсную массу – то есть, оставшееся имущество банка-банкрота, между кредиторами, включая физлиц-вкладчиков.

В этой связи устанавливаются две новые даты, по состоянию на которые может быть исчислен налог с процентов:

  • дату получения страхового возмещения
  • дату получения ранее капитализированных процентов за счет конкурсной массы.

Зри в корень

Смысл был в том, чтобы прекратить начисление налога с процентов на дату их капитализации. Это заявлено было при внесении законопроекта. Однако как раз этого принятый закон никак не гарантирует.

По правилу, которое работает во многих случаях, включая получение процентов, датой фактического получения дохода считается дата "выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках" (статья 223 НК, подпункт 1 пункта 1). Именно это позволяет Минфину в его ныне действующих разъяснениях говорить, что причисление процентов во вклад – это тоже фактическое получение дохода. Поэтому и начисляется налог в момент капитализации.

И как раз это правило принятый закон и не меняет ровно никак. В итоге может получиться, что налог с одних и тех же сумм капитализированных процентов посчитают вообще дважды: и на дату капитализации (по-прежнему с общих сумм процентов), и на дату компенсации со стороны АСВ (в части, которую удалось получить).

И еще нюанс. Закон о страховании вкладов не разделяет выплаты на проценты и сам вклад. В то же время, АСВ должно будет сообщать в налоговую конкретно о выплаченных процентах (видимо, будет подсчитывать их исходя из движения по вкладу). И, естественно, будет отчитываться, что якобы именно проценты выплатило в первую очередь, чтобы казна получала больше и быстрее.

Время есть

Но – платить гражданам еще, как говорится, не завтра, ведь в качестве антикризисной меры установлено, что налог на проценты по вкладам не будет взиматься дважды:

  • в текущем году за проценты, полученные в 2021 году;
  • в следующем году – за этот год;
  • когда налог на вклады вернется, его будут считать по более выгодной формуле – к вычету из налоговой базы будет приниматься сумма, рассчитанная из максимальной ключевой ставки, имевшейся в периоде с 1 января по 1 декабря соответствующего года.

Так что, кто знает, может еще внесут поправки к сегодняшним неудачным поправкам.

НДФЛ на проценты по вкладам физлиц в банках в общем и целом был введен с 2021 года. Банки сообщают в налоговую обо всех вкладах и счетах граждан, по которым начислялись проценты. Когда именно размещен вклад, значения не имеет. Не учитываются доходы до 1% годовых по рублевым вкладам (счетам), а также – по счетам экскроу. Все полученные от разных банков сведения налоговики должны сами суммировать, а налог включать в налоговое уведомление вместе с имущественными налогами.