ООО «А» применяло УСН. Учредителем компании являлось физлицо – И. В июне 2016 года уставной капитал компании увеличен, в состав учредителей вошло ООО «Л» (доля участия 27%). Указав на утрату права на УСН, компания заявила возмещение НДС в декларации за 2 квартал 2016 года.

По результатам камеральной проверки ИФНС отказала в возмещении налога, установив, что ООО «А» и «Л» – взаимозависимые фирмы: имеют одного руководителя, зарегистрированы по одному адресу, занимаются одним видом деятельности – являются агентами по оптовой торговле лесоматериалами и стройматериалами. Данное обстоятельство, по мнению налоговой, свидетельствует об отсутствии экономической целесообразности для введения ООО «Л» в состав участников ООО «А». Инспекция также обратила внимание, что налоговая база в декларации исчислена в минимальных размерах.

Суды трех инстанций (дело № А65-9411/2017) признали доводы налоговой несостоятельными. Доказательств направленности действий налогоплательщика исключительно на получение налоговой выгоды не представлено, факт его участия в схеме ухода от налогообложения не установлен. Госрегистрация изменений, внесенных в учредительные документы в связи с увеличением размера уставного капитала и количества участников, не оспорена, не признана недействительной. Со 2 квартала 2016 года по настоящее время компания уплачивает налоги по общему режиму налогообложения, представляет декларации как по налогу на прибыль и по НДС, к которым у инспекции претензий не имеется. Превышение количества приобретенного товара над объемом реализации в одном периоде не может быть положено в основу решения об отказе в возмещении НДС.

В решении кассации (Ф06-29315/2018 от 13.02.2018) указано: «включение в состав участников … юридического лица … с долей более 25%, взаимозависимость этих организаций сами по себе не свидетельствуют о создании обществом искусственных условий для возникновения права на возмещение НДС с целью получения необоснованной налоговой выгоды».