ООО «Р» приобрело нежилые помещения для сдачи в аренду, и заявило вычет НДС. По результатам камеральной проверки инспекция возместила налог. После этого компания приняла решение о реорганизации путем выделения ООО «К» и передаче ему нежилых помещений по остаточной стоимости. При этом ООО «К» применяет УСН и плательщиком НДС не является. Компании имеют одного учредителя и руководителя.
По результатам выездной проверки ООО «Р» налоговая доначислила НДС, пени и штраф, указав на создание схемы по незаконному возмещению налога, поскольку помещения не будут использоваться в деятельности, облагаемой НДС.
Суды трех инстанций (дело № А45-23514/2016) признали законным решение инспекции, установив, что несмотря на смену собственника помещений их арендатор остался прежним, после реорганизации налогоплательщик деятельность не вел (принято решение о ликвидации), а ООО «К» занималось сдачей имущества в аренду, то есть продолжило деятельность налогоплательщика. Принимая решение о реорганизации, учредитель и руководитель ООО «Р» знал, что имущество не будет использоваться в деятельности, облагаемой НДС.
При этом обязательным условием вычета является использование товара в операциях, облагаемых НДС (пункт 2 статьи 171 НК), а фирмы, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС (пункт 2 статьи 346.11 НК). Следовательно, НДС, ранее возмещенный по основным средствам, переданным правопреемнику, может быть восстановлен только тем лицом, которому предоставлялось такое возмещение, разъяснил суд.
В решении кассации (Ф04-3842/2017 от 05.10.2017) указано: «реальной целью заявителя являлась смена режима налогообложения в отношении деятельности по сдаче в аренду спорных помещений (поскольку в рассматриваемой ситуации в последовательных действиях Общества (возмещение НДС, реорганизация, передача имущества взаимозависимой организации, применяющей УСН с момента регистрации) отсутствовали реальные экономические цели».