Глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров внес в Госдуму законопроект № 249505-7 о внесении изменений в части первую и вторую НК.

Предлагается сократить срок проведения камеральных проверок до одного месяца с момента подачи налоговой декларации (сейчас статьей 88 НК установлен срок 3 месяца).

Как уже сообщали СМИ, налоговая служба не поддерживает такое подстегивание сроков ее работы: "по словам заместителя главы ФНС Даниила Егорова, сроки, которые сейчас законом установлены для предоставления налогоплательщиками пояснений в ФНС (5 дней), исполнения истребованных документов (10 дней), электронного взаимодействия (6 дней) даже в случае с проверкой уплаты НДС, контроль за которым полностью автоматизирован в системе АСК НДС, оставляют налоговой службе (при камеральной проверке, ограниченной месяцем) всего 7 дней для получения полной информации, на основании которой вообще можно проверить налогоплательщика". При этом по ряду налогов нет никакой автоматизации, поэтому месяца на камералку недостаточно.

Кстати, ФНС недавно пообещала сжатые сроки камералок при возмещении НДС для добросовестных налогоплательщиков, изложив критерии выявления таковых.

Вернемся к законопроекту. Сейчас согласно пункту 10 статьи 89 НК повторная выездная налоговая проверка может проводиться, в том числе, налоговым органом, ранее проводившим проверку, в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации "к уменьшению". В рамках этой повторной выездной проверки проверяется период, за который представлена уточненка. Эту действующую ныне норму депутат предлагает скорректировать, установив, что предмет такой проверки должен ограничиваться правильностью исчисления налога на основании измененных сведений, повлекших уменьшение налога или увеличение убытка.

Статью 101 НК автор предлагает дополнить нормами об акте по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля. В таком акте должно быть указано нарушение, отраженное также в акте проверки и подтвержденное материалами допмероприятий. В случае принятия законопроекта акт нового типа с приложением полученных при допмероприятиях материалов будет вручаться проверяемому лицу в течение пяти дней. Случаи уклонения от вручения акта будут фиксироваться, а при пересылке акта заказным письмом днем его получения будет считаться шестой день со дня отправки.

Также предлагается увеличить лимит доходов для признания внутрироссийских "взаимозависимых" сделок контролируемыми – в целом с 1 до 3 млрд в год. Кроме того, автор считает нужным установить общий критерий "контролируемости" сделки российского лица с взаимозависимым иностранным – при сумме доходов по сделкам между указанными лицами от 60 млн рублей в год. В настоящее время согласно общему правилу, установленному первым предложением пункта 1 статьи 105.14 НК, контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами. При этом, в отличие от сделок, всеми сторонами (выгодоприобретателями) которых являются российские лица, для признания контролируемыми сделок с иностранными "своими" фирмами не установлено каких-либо ограничений. Таким образом, в случае принятия законопроекта не любые сделки такого типа будут считаться контролируемыми.

Вносится ряд поправок в статью 164 НК – в случае принятия поправок нулевой ставкой НДС будут облагаться услуги по предоставлению любого (а не только принадлежащего на праве собственности или аренды, в том числе лизинга, как сейчас) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для международных перевозок, перевозок экспортируемых товаров по РФ, перевозок товаров через территорию РФ.

Для подтверждения нулевой ставки при экспорте согласно нормам статьи 165 НК нужна копия контракта с иностранным лицом. Слова "с иностранным лицом" из подпункта 1 пункта 1 данной статьи предлагается исключить.

Также предложено ввести необязательность повторного представления обобщенных документов по нескольким контрактам, ранее представленных в налоговый орган для подтверждения нулевой ставки, а также ряд других поправок в статью 165 НК. В том числе – товаросопроводительные документы предлагается исключить из списка подтверждающих документов при экспорте. Автор считает, что таможенные и налоговые органы могут сейчас убедиться в реальности пересечения товаром границы, не прибегая к изучению названных бумаг.

Пунктом 8 статьи 167 НК сейчас установлен момент определения налоговой базы при передаче имущественных прав. Имеющиеся правила предлагается дополнить тезисом о том, что указанный момент определяется как день передачи имущественных прав.

По мнению автора, законопроект направлен на стимулирование деловой активности путем снижения административной нагрузки на бизнес. Проект содержит первоочередные меры по настройке стабильности налоговой системы, обозначенные бизнес-сообществом, указал автор в пояснительной записке.