Методическими рекомендациями от 21.07.2017 N 18-МР ЦБ выпустил еще один свод правил об управлении банками риском легализации. В целом речь идет о выявлении и пресечении операций, реальные цели которых – уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей, вывод капитала из РФ, отмывание и другие противозаконные цели, в том числе транзитных операций.
При выявлении клиентов, операции которых отвечают признакам транзитных, ЦБ рекомендует банкам обращать внимание на клиентов, которые искусственно завышают размер уплачиваемых с банковских счетов налогов и других обязательных платежей с 0,5% от дебетового оборота по счету в среднем до 0,9% или немного выше. Цифра 0,5% взялась из более ранних рекомендаций ЦБ (10-МР от 13.04.2016) – такой ориентир для выявления незначительной доли уплачиваемых налогов (не сопоставимой с масштабом деятельности клиента) действовал в течение последнего года, теперь, как видим, ЦБ играет на повышение, рекомендуя исходить из значения, приближенного к 0,9% от дебетового оборота либо незначительно превышающего эту цифру.
При этом уплата налогов на уровне ниже обозначенного – не единственный определяющий фактор для "автоматического" признания факта совершения клиентом сомнительных операций. ЦБ также рекомендует банкам анализировать следующее:
- со счета не производятся выплаты зарплаты работникам клиента, а также связанные с ними перечисления по НДФЛ и взносам, либо производимые платежи не соответствуют среднесписочной численности сотрудников клиента и (или) свидетельствуют о занижении реальных сумм зарплаты (налогооблагаемой базы);
- фонд зарплаты сотрудников клиента установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
- со счета уплачивается НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
- остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимыми клиентом по счету;
- основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности;
- отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания;
- происходит резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного при открытии (ведении) счета клиентом максимального оборота денежных средств;
- со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие);
- денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС (операциям по реализации товаров, оказанию услуг, передаче денежных средств в обеспечение обязательств, предоставлению займов, реализации лома металлов). При этом при сходной хозяйственной деятельности иных клиентов при указанной структуре входящих и исходящих платежей объем НДС, подлежащего уплате в бюджет, зачастую должен приближаться к объему НДС, учтенному в зачислениях по операциям, облагаемым НДС.
В рамках получения сведений о деятельности клиента банк должен принимать во внимание особенности налогообложения клиента, а также оценивать сопоставимость реальных возможностей клиента по ведению хозяйственной деятельности и объемов уплаченных налогов и сборов с объемами операций, проводимых по его счетам.
Также ЦБ напомнил об обязанности кредитных организаций располагать идентификационной информацией об устройстве, которой в зависимости от технической возможности является IP-адрес, MAC-адрес, номер SIM-карты, номер телефона и (или) иной идентификатор устройства, с которого клиент получает доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью переводов денежных средств.
ЦБ рекомендует проверять идентификатор устройства клиента на предмет совпадения с идентификаторами устройств других клиентов, в том числе тех, счета которых были закрыты в рамках реализации "противолегализационных" мероприятий.
В случае совпадения данных устройств ЦБ предлагает:
- относить такого клиента к категории повышенного риска и реализовывать в отношении него мероприятия, направленные на минимизацию риска отмывания
- представлять в Банк России в составе запрашиваемой им информации по клиентам и их операциям сведения об идентификаторах устройств клиента.
В дополнение к рекомендациям по организации управления рисками, возникающими в ходе дистанционного банковского обслуживания (ДБО), изложенным в письмах Банка России от 30.08.2006 N 115-Т и от 31.03.2008 N 36-Т, регулятор рекомендует анализировать факты получения лицами, выступающими от имени клиента (представителями), криптографических ключей и аутентификационной информации для доступа и работы в системе ДБО на предмет выявления случаев представления такими лицами интересов других клиентов, в том числе тех клиентов, счета которых были закрыты в рамках реализации "противолегализационных" мероприятий. В случае совпадения клиента придется относить к категории повышенного риска.