ЦБ выпустил новые методические рекомендации от 13.04.16 № 10-МР о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов.

ЦБ рекомендует банкам обратить внимание на клиентов-юрлиц, по банковским счетам которых продолжительное время (в среднем 3 месяца) не проводятся операции, включая операции по зачислению денежных средств, либо проводятся в незначительных объемах, а затем указанные счета начинают активно использоваться для совершения в том числе операций, имеющих запутанный и (или) необычный характер, не имеющих очевидного экономического смысла и (или) очевидной законной цели.

Банк должен настрожиться, если клиент отвечает таким критериям:

  • поначалу длительное время списание денежных средств со счета не превышает 3 млн рублей в месяц (в том числе в счет уплаты коммунальных услуг, аренды недвижимого имущества, а также иных платежей, связанных с деятельностью клиента);
  • операции по банковскому счету носят нерегулярный характер;
  • налоги или другие обязательные платежи со счета не уплачиваются или перечисляются в размерах, не превышающих 0,5% от дебетового оборота по такому счету, при этом размер НДФЛ может свидетельствовать о "серых" зарплатах работников;
  • размер уставного капитала равен или незначительно превышает минимальный размер уставного капитала, установленный законом для создания юрлица;
  • учредитель (участник) клиента, его руководитель и (или) бухгалтер совпадают в одном лице;
  • в качестве адреса постоянно действующего исполнительного органа (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени клиента без доверенности) указан адрес, в отношении которого имеется информация ФНС о расположении по такому адресу также иных юрлиц;
  • постоянно действующий исполнительный орган клиента, иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени клиента без доверенности, отсутствует по адресу, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ.

Начало активного использования клиентом банковского счета может совпадать со сменой учредителей (участников) и (или) изменением его фирменного наименования и (или) адреса и (или) места нахождения, с закрытием банковских счетов в иных кредитных организациях по "антиотмывочным" причинам.

Поэтому в договорах с клиентами банки должны предусматривать условие о возможности блокировки технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая интернет-банкинг). Если обнаружен счет, отвечающий изложенным признакам, или не используемый, на основании такого условия в договоре банк должен лишить клиента интернет-банкинга до тех пор, пока клиент не обратится в банк лично, чтобы обновить сведения о себе, своих представителе, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце, подтвердить уплату налогов (включая НДФЛ) выписками со счетов в других банках и объяснить причину начала активного использования счета.

Если клиент начал активность, кредитным организациям рекомендуется реализовывать право принимать меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиента. При непредставлении клиентом запрошенных документов и информации, а также если есть подозрения о нарушении антиотмывочного законодательства, кредитным организациям рекомендуется отказывать клиенту в совершении операции. В случае принятия в течение календарного года двух таких решений банк может рассмотреть вопрос о расторжении договора с таким клиентом.