По результатам выездной налоговой проверки инспекция доначислила компании налог на прибыль, а также пени и штраф, посчитав неправомерным включение в расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль за 2009 год затрат на приобретение щебня в сумме 1,8 млн рублей, которые относились к 2008 году.

После составления инспекцией справки и акта об окончании выездной налоговой проверки, компания представила уточненные налоговые декларации за 2008 и 2009 годы. В уточненной налоговой декларации за 2008 год компанией отражен убыток в размере – 1,8 млн рублей, вследствие отнесения на финансовый результат за 2008 год сумм расходов 1,8 млн рублей, понесенных в 2008 году и не принятых инспекцией в ходе выездной налоговой проверки в составе расходов в 2009 году. При этом налог к уплате по декларации за 2009 год был равен нулю, так как налоговая база была уменьшена на сумму убытка, полученного за 2008 год. Однако при вынесении решения данные декларации инспекцией учтены не были.

Признавая решение инспекции правомерным, суды трех инстанций (дело № А07-7878/2013) указали на статью 272 НК, в соответствии с которой датой осуществления материальных расходов признается дата передачи в производство сырья и материалов. Следовательно, права на отражение спорных расходов в 2009 году у компании не было.

Суды отмечают, что представление уточненных деклараций после окончания выездной проверки не повлияло на законность решения инспекции, поскольку последней проведена камеральная проверка данных деклараций, по результатам которой налоговые обязательства компании были скорректированы.

В решении кассации указано: «оставленный на усмотрение налогового органа порядок, в рамках которого осуществляется проверка уточненной налоговой декларации, поданной после окончания выездной налоговой проверки, но до вынесения решения по ней, реализован инспекцией путем проведения камеральной налоговой проверки».