Для блокировки счетов фирм и ИП станет меньше оснований - законопроект о налоговой политике

Думский комитет опубликовал свое заключение на законопроект. Напомним, что нового налоговая политика приготовила для бизнеса.

Комитет Госдумы по бюджету и налогам составил свое заключение на законопроект о реализации очередных основных направлений налоговой политики – ОННП (577665-8). Законопроект вносился в марте этого года, а дальше, по-видимому, ждал реализации идей из президентского послания. Теперь чиновникам предстоит, во-первых, уравновесить нормы этого проекта с новым - о повышении налогов (пардон, о "совершенствовании налоговой системы"). Например, проект по ОННП уточняет порядок применения повышенных налоговых ставок (8% и 20%) при УСН, а проект о "совершенствовании" повышенные ставки полностью отменяет, вводя при этом НДС для упрощенцев. О том, как изменится УСН, и что этом думает комитет, читайте здесь.

Что еще могут подправить

Во-вторых, были и другие правки НК, которые не учтены в проекте по ОННП. В-третьих, комитет предлагает рассмотреть целесообразность продления различных временных норм, и, если это нужно, отразить продление в этом законопроекте. По существу других замечаний к части законопроекта, касающейся бизнеса, высказано только два.

Так, законопроект предоставляет налоговой службе полномочия по утверждению критериев ликвидности имущества, которое может быть предметом залога, и оценке платежеспособности лица, заинтересованного в изменении срока уплаты налоговых платежей (отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит). Но в этих нормах комитет увидел возможность неоднозначного толкования и применения в индивидуальном порядке, что предстоит исправить ко второму чтению.

Также проект устанавливает запрет на завершение процедуры ликвидации организации ранее окончания камеральной налоговой проверки. При этом процедура ликвидации не является предметом регулирования НК. Это – сфера, описываемая положениями Гражданского кодекса и закона 129-ФЗ о госрегистрации юрлиц и ИП, указал комитет.

Новости администрирования

Комитет рассказал и о других новациях налогового администрирования, заложенных в проект. Предлагается установить срок, по истечении которого документ в электронной форме, направленный налоговым органом по ТКС через оператора ЭДО, считается полученным налогоплательщиком (по аналогии с получением бумажных документов). Как следствие, потеряет актуальность норма о блокировке счетов, если налоговикам не переданы квитанции о приеме в электронной форме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган. Такое основание для блокировки законопроект упраздняет.

Предусматривается дальнейшее расширение круга потенциальных участников налогового мониторинга путем сокращения лимитов по налогам, доходам и активам. Также к мониторингу допустят государственные и муниципальные учреждения без выполнения соответствующих условий.

Ежеквартальное представление единой (упрощенной) налоговой декларации заменят на ее однократную подачу после последнего проведения операций, в результате которых происходило движение денежных средств на счетах в банках (в кассе организации). Кроме того, предлагается исключить из состава ЕНП суммы взносов на дополнительное соцобеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников угольной промышленности.

По сути, эти и другие поправки были отражены в законопроекте, подготовленном еще в августе прошлого года, который и стал "родителем" нынешнего – получившего теперь рецензию комитета.

Новое в налогообложении

Как мы ранее рассказали при внесении проекта, также готовится следующее:

  • ИП, а также частнопрактикующие лица смогут платить авансы по НДФЛ на три дня позднее. Сейчас это 25-е числа месяцев, следующих за окончанием каждого квартала, а будут – 28-е;
  • дополняются случаи применения нулевой ставки по налогу на прибыль при продаже акций. Если акции организации обращаются на организованном рынке, и в налоговом периоде количество реализованных налогоплательщиком акций не превышает 1% общего количества акций этой организации, то нулевая ставка будет применяться независимо от состава активов этой организации;
  • заявление на освобождение ИП от взносов за определенные периоды надо будет подавать в срок не позднее трех лет с даты возникновения права на освобождение. Кроме того, в НК будет прописано, что доход в целях 1%-ных взносов можно будет уменьшать на профвычеты по НДФЛ. Подробнее о том, что готовится для ИП и частнопрактикующих лиц, – здесь.

Также комитет сообщил, что пункт 4 статьи 271 НК дополняется временной нормой (до 31 декабря 2026 года) – устанавливается дата получения внереализационных доходов в виде санкций за нарушение обязательств со стороны организации из "вражеской" страны. Такой доход будет учитываться по мере поступления денежных средств (имущества, имущественных прав). Если есть российский соответчик – он должен будет фиксировать расходы также по кассовому методу.

Для целей ИТ-льгот ограничивается круг лиц, входящих в одну группу лиц с той или иной организацией, только российскими лицами.

При УСН и ЕСХН в доходах не будут учитываться суммы возмещения, полученные за изъятие земельных участков, недвижимости для государственных и муниципальных нужд.

Что ждать от этого же законопроекта гражданам – здесь. В частности, появится идентификатор, используемый наравне с ИНН; изменится налог с выплат при увольнении, с продажи измененной недвижимости и другое.