Путин поручил проработать параметры амнистии для небольших компаний, которые для налоговой оптимизации прибегали к искусственному дроблению бизнеса. Кроме того, президент предложил сделать рост налоговой нагрузки плавным для тех, кто переходит с упрощенки на общую систему налогообложения. Ранее ФНС отмечала, что прописать параметры дробления в налоговом законодательстве не получится, и предпринимателям перед структурированием бизнеса лучше консультироваться с налоговиками.

Владимир Путин в послании Федеральному собранию предложил объявить амнистию для тех небольших компаний, которые в целях налоговой оптимизации прибегали к дроблению бизнеса. Президент поручил проработать параметры амнистии правительству и парламентариям.

«Не должно быть ситуации, когда компаниям фактически невыгодно набирать обороты. Потому что налоговые платежи при переходе с упрощенного на общий налоговый режим резко возрастают. Получается, что государство фактически подталкивает бизнес к дроблению, другим способам оптимизации фискальной нагрузки», — отметил Путин. 

Для того, чтобы попасть под амнистию, компании должны отказаться от искусственного, «по сути, притворного» дробления бизнеса, «перейти к нормальной, цивилизованной работе в белую». Путин подчеркнул, что никаких штрафов, санкций, пересчета налогов за предыдущие периоды не будет.

Кроме того, Путин поручил правительству со следующего года рассмотреть механизм «не резкого, а именно плавного» увеличения налоговой нагрузки для компаний, которые переходят с «упрощенки» на общий порядок налогообложения. «Минфин совместно с ФНС прорабатывает возможные сценарии для лиц, которые утратили возможность применять режим УСН из-за увеличения доходов или численности сотрудников», — сообщали ранее Forbes в Минфине.

Упрощенная система налогообложения (УСН) позволяет малому бизнесу платить 6% с доходов или 15% с разницы между доходами и расходами, не платить НДС и налог на имущество. При этом такой режим могут применять только предприятия с доходами ниже определенной суммы, которая индексируется каждый год. Когда компании превышают этот лимит, их налоговая нагрузка резко растет — приходится платить уже 20% налога на прибыль, НДС, налог на имущество. Это стимулирует компании искусственно дробить бизнес, чтобы вписаться в лимит, сохранив УСН.

C 2018 по август 2023 года в российских судах рассматривалось 643 дела о дроблении бизнеса с целью ухода от налогов, общая сумма налоговых доначислений составила 56 млрд рублей. В 2023 году внимание  налоговиков и следователей в связи с дроблением бизнеса привлекли блогеры Валерия Чекалина (Лерчек) и Елена Блиновская.  Так, по данным следствия, Чекалина с июля 2020 года по июль 2022 года, будучи индивидуальным предпринимателем, использовала систему УСН, хотя ее доход превышал допустимый лимит, и уклонилась от налогов на 311 млн рублей. Блиновскую обвинили в неуплате 918 млн рублей. Оба блогера признали вину. 

При этом Федеральная налоговая служба не считает необходимым закреплять в законодательстве критерии дробления. В законодательство «не зашьешь» все разнообразие предпринимательских практик, отмечал замглавы ФНС Дмитрий Сатин. Каждый предприниматель вправе предварительно проконсультироваться с налоговым инспектором, прежде чем структурировать бизнес тем или иным образом, подчеркивал он.