Это касается имущества, используемого в бизнесе. Но ничего не изменилось также и в том, что для предоставления льготы налоговикам нужны доказательства такого использования имущества. Так что в некоторых случаях лишнюю "бумажку" лучше подать.

ИП на УСН или на ПСН в общем случае не платят налог на имущество физлиц за недвижимость, используемую в бизнесе. Это установлено пунктом 3 статьи 346.11 для УСН, подпунктом 2 пункта 10 статьи 346.43 для ПСН. Исключение в обоих случаях  составляют лишь объекты, включенные в региональный "кадастровый" перечень – помещения в торгово-офисных центрах и тому подобные.

Ранее ФНС с Минфином разъясняли, что указанное освобождение от налога квалифицируется как налоговая льгота. Раньще надо было подавать заявление и подтверждающие документы, потом – с 2018 года – отменена обязательность подачи подтверждающих документов, а позднее в целом для физлиц сделали возможность обходиться и без заявления.

В частности, как теперь установлено статьёй 407 НК, если гражданин (не важно, является ли он ИП) не подал заявление на льготу и не сообщил об отказе от нее, то льгота предоставляется на основании сведений, имеющихся у налоговиков (в том числе, ранее предоставленных самим гражданином или же – другими госорганами). Льгота предоставляется начиная с налогового периода (с года), в котором у налогоплательщика возникло право на нее.

Поскольку в этой норме нет ограничений по категории налогоплательщиков (ИП или не ИП), то ФНС считает, что без заявления может обойтись в том числе и ИП (письмо от 30 января 2024 г. № БС-4-21/866@).

То же самое ФНС говорила и ранее – еще три года назад, то есть, вскоре после того, как для "физиков" отменили необходимость подавать заявления. Однако как тогда был один "подводный камень", так и сейчас есть: чтобы налог не начислили, налоговики должны располагать сведениями о праве ИП на льготу, а именно – подтверждением, что имущество используется в бизнесе. Если из года в год у ИП все стабильно, и налог не начисляют, то, конечно, нет повода опять возвращаться к подаче заявлений и доказательств.

Но если были какие-то изменения, зафиксированные Росреестром, или если речь, например, о жилом объекте или гараже (сдаваемых в аренду), то лучше заявление все-таки подать (или в некоторых случаях даже подавать регулярно). Делать это ФНС обычно советует до начала формирования налоговых уведомлений, в прошлом году – до 1 мая, в этом году пока о таком сроке не объявлялось.