Гаврилов А. Н., консультант по правовым вопросам

Журнал "Учет в сфере образования" № 5/2009

Должностная инструкция педагога - внутренний правовой документ учебного заведения. В нем оговариваются права и обязанности работника. А если должностная инструкция отсутствует, каковы последствия? Кто утверждает такой документ? Подробнее об этом расскажем в нашей статье.

Нужно ли составлять должностную инструкцию?

Трудовой кодекс РФ не содержит упоминаний о должностной инструкции. Значит, отсутствие этого документа не может быть расценено как нарушение трудового законодательства. Следовательно, этот факт не влечет за собой какой-либо ответственности.

Однако отсутствие должностной инструкции может обернуться негативными последствиями в случае возникновения конфликта (например, между педагогом и руководителем учебного заведения или учеником). А вот при наличии этого документа определить правомерность действий педагога будет значительно проще.

Кроме того, внутренний контроль в учреждении руководитель (его заместитель) производит в соответствии с приказом о распределении обязанностей или должностными инструкциями. Об этом сказано в письме Минобразования России от 7 февраля 2001 г. № 22-06-147.

Не стоит забывать и о том, что зафиксированные документально функции работников - дополнительный аргумент для подтверждения расходов учреждения и возможности признания их в учете.

Принимая во внимание сказанное, в интересах учебного заведения все-таки составить должностную инструкцию.

Разработка и утверждение инструкции

Основой для разработки должностной инструкции служат квалификационные характеристики. Они содержатся в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37).

В приложении 2 к постановлению Минтруда России от 11 ноября 1992 г. № 33 приведены тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования. Их также следует учитывать при формировании должностной инструкции педагога.

Как правило, содержание этого документа предполагает наличие таких разделов:

- общие положения;

- должностные обязанности;

- права, компетенция;

- ответственность.

Разрабатывать подобный документ вправе коллегиальные органы образовательного учреждения либо руководители подразделений. При этом учитываются замечания и пожелания работников.

Должностная инструкция утверждается руководителем образовательного учреждения.

Она может быть оформлена отдельным документом или в качестве приложения к трудовому договору с работником.

Отметим, что при приеме на работу (до подписания трудового договора) учреждение обязано ознакомить работника под роспись с его должностной инструкцией. Об этом сказано в статье 68 Трудового кодекса РФ.

Образец должностной инструкции педагога приведен в приложении на стр. 76.

Изменение инструкции

Внесение поправок в должностную инструкцию может быть связано, например, с изменением обязательных условий трудового договора. Это происходит по усмотрению администрации образовательного учреждения. В данном случае для внесения изменений в инструкцию необходимо получить согласие педагога. Особенно если документ оформлен в виде приложения к трудовому договору с работником.

Но иногда достаточно изменить лишь редакцию должностной инструкции педагога и ознакомить его под роспись с новым текстом. В частности, это возможно, когда трудовой договор не подвергается пересмотру, а сама инструкция оформлена как отдельный документ.


образец

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ УЧИТЕЛЯ № 10

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МОУ СОШ № 12 г. Сергиев Посад

Суворова О.С.

(подпись) (Ф.И.О.)

 

« 01» сентября 200 9 г.

М.П.

1. Общие положения

1.1. Учитель относится к категории специалистов.

1.2. На должность учителя назначается лицо, имеющее высшее или среднее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Назначение на должность учителя и освобождение от нее производится приказом директора учреждения.

1.4. Учитель должен знать:

- Конституцию РФ;

- законы РФ, постановления и решения Правительства РФ, федеральных и региональных органов управления образованием по вопросам образования;

- конвенцию о правах ребенка;

- основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;

- педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;

- методику преподавания предмета и воспитательной работы;

- программы и учебники, необходимые в процессе обучения;

- требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;

- средства обучения и их дидактические возможности;

- основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

- основы научной организации труда;

- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, и противопожарной защиты;

- основы доврачебной медицинской помощи.

1.5. Учитель подчиняется непосредственно завучу по учебно-методической работе.

1.6. Во время отсутствия учителя (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя учреждения. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

2. Должностные обязанности

Учитель:

2.1. Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета.

2.2. Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения.

2.3. Реализует образовательные программы.

2.4. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за его реализацию.

2.5. Соблюдает права и свободы обучающихся.

2.6. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

2.7. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

2.8. Взаимодействует с родителями (лицами, их заменяющими) учащихся.

2.9. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2.10. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

3. Права, компетенция.

Учитель имеет право:

3.1. Знакомиться с проектами решений руководителя учреждения, касающимися его деятельности.

3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства:

- предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы;

- замечания по деятельности работников учреждения;

- предложения по устранению имеющихся в деятельности учреждения недостатков.

3.3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.4. Привлекать специалистов структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (в соответствии с положениями о структурных подразделениях либо с разрешения руководства).

3.5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

4. Ответственность

Учитель несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством РФ.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

4.3. За причинение материального ущерба в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с приказом № 25.

С должностной инструкцией ознакомлен

Викторов О.В

(подпись) (Ф.И.О.)

« 02» сентября 200 9 г.