Автор: В. В. Данилова
Журнал "Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения" № 7/2017
Каким гражданам военная служба может заменяться на альтернативную? В чем заключаются особенности оформления «альтернативщика» на работу? Какие документы он должен представить? Какие периоды не засчитываются в срок альтернативной службы? Чем режим рабочего времени и времени отдыха таких работников отличается от остальных? Какие гарантии и ограничения установлены для «альтернативщиков»? В каком порядке их увольнять?
Законодательством РФ для граждан от 18 до 27 лет, подлежащих призыву на военную службу, предусмотрено право заменить ее альтернативной гражданской службой, то есть специфической трудовой деятельностью по определенным профессиям и должностям. Таких лиц по сравнению с количеством призывников, конечно, немного, но с каждым годом становится больше. И работодателям, к которым могут быть направлены «альтернативщики», нужно знать, как и на каком основании их принимать на работу, как увольнять и какие особенности при альтернативной службе должны соблюдаться. Об этом мы и расскажем в статье.
Oсновным регулирующим законом в данной области является Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (далее – Закон № 113-ФЗ). В нем дано такое определение: альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную службу, регулируется Трудовым кодексом с учетом нюансов, предусмотренных Законом № 113-ФЗ. Кроме этого, следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 № 256, которым утвержден Порядок прохождения альтернативной гражданской службы (далее – Порядок).
У кого есть право на замену и на какую?
Решение о том, можно ли заменить призывнику военную службу на альтернативную, принимает призывная комиссия. Однозначно будет отказано гражданам, которые согласно ст. 3 Закона № 113-ФЗ:
-
имеют основания для освобождения от призыва на военную службу (например, не годны к ней по состоянию здоровья);
-
не подлежат призыву на военную службу (в частности, находятся под следствием или судимы);
-
имеют отсрочку от призыва (временно не годны по состоянию здоровья, воспитывают ребенка без матери и др.).
Законом № 113-ФЗ установлено лишь два случая, когда гражданин имеет право на замену военной службы альтернативной:
1. Если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
2. Когда он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами (ст. 2).
Что касается видов подходящих для «альтернативщиков» работ и профессий, среди них есть как рабочие специальности (грузчик, дворник, столяр и пр.), так и высококвалифицированные (врач, программист, юрист) – всего 104 специальности. При этом по сравнению с действующим ранее перечнем 22 специальности исключены.
Перечень видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается ее прохождение, утвержден Приказом Минтруда РФ от 08.02.2017 № 152н.
Согласно ст. 4 Закона № 113-ФЗ организации, в которых граждане могут проходить альтернативную службу и которые перечислены в перечне, подведомственны федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ. Кроме того, такие граждане могут занимать гражданские должности в организациях ВС РФ, других войсках и воинских формированиях.
Территориально граждане проходят альтернативную службу, как правило, за пределами своего субъекта РФ, за исключением лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, – они направляются в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.
К сведению:
При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят «альтернативщик», и места прохождения такой службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина и потребность организаций в трудовых ресурсах. При этом нужно помнить, что трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения (ч. 5, 6 ст. 4 Закона № 113-ФЗ).
Оформляем трудовой договор.
В силу п. 39 Порядка по прибытии в организацию для прохождения альтернативной службы гражданин предъявляет работодателю следующие документы:
-
предписание;
-
паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий;
-
удостоверение и учетную карту;
-
проездные документы на проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы;
-
трудовую книжку, кроме случая, когда трудовой договор заключается впервые;
-
страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (при наличии);
-
документы об образовании и (или) квалификации или владении специальными знаниями (при наличии);
-
документы воинского учета.
В учетной карте гражданина работодатель должен сделать отметку о его прибытии в организацию (п. 50 Порядка).
В соответствии со ст. 59 ТК РФ, ст. 16 Закона № 113-ФЗ и Порядком с гражданином, прибывшим для прохождения альтернативной службы, заключается срочный трудовой договор. При этом днем начала работы будет день убытия к месту прохождения такой службы, указанный в предписании военного комиссариата.
Срок действия договора равен сроку прохождения альтернативной службы, при службе в органах исполнительной власти он составляет 21 месяц. Причем в срок службы включается время нахождения гражданина в пути, подтвержденное проездными и другими документами.
В срок альтернативной службы не засчитываются |
|||
---|---|---|---|
↓ |
↓ |
↓ |
↓ |
Прогулы |
Время учебного отпуска |
Время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста |
Время отстранения от работы по причине алкогольного или иного опьянения |
На основании трудового договора работодатель издает приказ о приеме на работу. Кроме того, в трехдневный срок с момента заключения договора следует уведомить об этом орган исполнительной власти, которому подведомственна организация, а также военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную службу, и военный комиссариат по месту прохождения службы (п. 50 Порядка).
Обратите внимание:
Испытательный срок при приеме на работу для гражданина, проходящего альтернативную службу, не устанавливается (п. 41 Порядка).
Как и всем сотрудникам, в трудовую книжку «альтернативщика» следует внести запись и заполнить его личную карточку.
Моментом окончания действия трудового договора будет день расторжения работодателем срочного трудового договора при прекращении альтернативной гражданской службы.
Особенности прохождения службы.
Как уже было отмечено, трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную службу, регулируется Трудовым кодексом с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 113-ФЗ и Порядком. Особенности при приеме на работу мы рассмотрели, теперь рассмотрим нюансы осуществления альтернативной службы.
1. Обращения работников-«альтернативщиков». Согласно п. 42 Порядка работник, проходящий альтернативную службу, имеет право направлять обращения и жалобы по вопросам прохождения службы должностному лицу, определяемому руководителем органа исполнительной власти, которому подведомственна организация.
2. Рабочее время и время отдыха. В силу ст. 20 Закона № 113-ФЗ продолжительность рабочего времени граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Так, согласно ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Если гражданин, например, проходит альтернативную службу в медицинском учреждении и включен в медперсонал, продолжительность его рабочего времени за учетный период не может превышать 39 часов в неделю (ст. 350 ТК РФ).
При использовании гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, отпуска по уходу за ребенком предоставляется свободное от работы время для проезда к месту использования указанного отпуска и обратно (ст. 17 Закона № 113-ФЗ).
При этом в соответствии с п. 43 Порядка исполнение «альтернативщиком» трудовых обязанностей осуществляется при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени, если он участвует в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ, в подведомственной которому организации гражданин проходит альтернативную гражданскую службу. В этом случае работодатель учитывает время исполнения гражданином трудовых обязанностей в сутках. За каждые трое суток участия в указанных мероприятиях гражданину предоставляется двое суток отдыха, причем, как правило, по окончании этих мероприятий.
Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, полагаются отпуска в порядке, установленном ТК РФ. При этом продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.
При убытии гражданина в отпуск работодатель выдает ему отпускной билет, форма которого утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.04.2005 № 261[1] (далее – Приказ № 261). По окончании отпуска гражданин должен явиться к месту прохождения альтернативной службы в установленный работодателем срок. По прибытии он сдает работодателю отпускной билет и проездные документы. Все сведения о предоставленных отпусках работодатель должен вносить в учетную карту гражданина, проходящего альтернативную службу.
Добавим, что ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, и при предоставлении работодателю документов, подтверждающих основания для продления отпуска (п. 54 Порядка).
3. Перевод. Пунктом 44 Порядка установлено право гражданина, проходящего альтернативную службу, на перевод из одной организации в другую.
Основания для перевода |
→ |
Ликвидация организации |
---|---|---|
→ |
Сокращение штатной численности организации |
|
→ |
Производственная необходимость |
|
→ |
Наличие противопоказаний для выполнения работы и невозможность перевода на другую работу в этой организации |
|
→ |
Наличие противопоказаний для проживания в местности, где проходит альтернативная гражданская служба |
|
→ |
Иные случаи (по решению Минтруда) |
Решение о переводе «альтернативщика» из одной организации в другую с обоснованием необходимости такого перевода принимается Рострудом по представлению органа исполнительной власти, которому подведомственна первая организация. Роструд доводит решение о переводе до органов исполнительной власти, которым подведомственны эти организации, а те, в свою очередь, доводят решение до данных организаций.
На основании решения работодатель издает приказ о переводе, расторгает с работником трудовой договор, производит полный расчет, выдает трудовую книжку и учетную карту с произведенными в установленном порядке записями. Еще он уведомляет организацию, в которую направляется для дальнейшего прохождения службы, о сроке прибытия, а также военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную службу, военный комиссариат по новому месту прохождения службы и Роструд о переводе гражданина на новое место альтернативной службы.
Гражданину под расписку выдается предписание на убытие к новому месту прохождения альтернативной гражданской службы (форма этого документа утверждена Приказом № 261). Он обязан прибыть в организацию, в которую переводится, в срок, указанный в предписании.
Оформление на работу в другую организацию осуществляется по установленной для приема на работу процедуре, описанной выше. Что касается оплаты труда таких работников, она производится в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда (ч. 2 ст. 20 Закона № 113-ФЗ).
Гарантии и ограничения для «альтернативщиков».
Работникам, проходящим альтернативную службу, работодатель предоставляет гарантии в соответствии с законодательством. При этом в ст. 20 Закона № 113-ФЗ отдельно отмечено, что такие граждане подлежат:
-
обязательному государственному социальному страхованию, а также государственному пенсионному обеспечению по инвалидности в соответствии с законодательством РФ;
-
обеспечению специальной одеждой, специальной обувью, другими средствами индивидуальной защиты и иному материальному обеспечению. Оно осуществляется организациями в порядке, по нормам и в сроки, которые установлены законодательством РФ для соответствующего вида работ.
Установлены и специальные гарантии, в частности, работодатель должен:
-
бесплатно обеспечить общежитием граждан, проходящих альтернативную службу вне территории, где они постоянно проживают (ч. 3 ст. 20 Закона № 113-ФЗ);
-
приобретать проездные документы для проезда на новое место службы при переводе в другую организацию (п. 47 Порядка);
-
предоставлять гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом для лиц, совмещающих работу с обучением. При этом им не может быть установлена (установлено) сокращенная рабочая неделя (сокращенное рабочее время) (ч. 6 ст. 19 Закона № 113-ФЗ);
-
организовать за свой счет доставку гроба с телом гражданина, умершего (погибшего) в период прохождения альтернативной гражданской службы, к месту погребения в сопровождении представителя работодателя (ч. 4 ст. 23 Закона № 113-ФЗ).
Лица, проходящие альтернативную службу, имеют и другие льготы и гарантии. Так, в силу ст. 19 Закона № 113-ФЗ:
-
время прохождения такой службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности;
-
время прохождения такой службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, засчитывается в стаж работы в этих районах и местностях;
-
за таким лицом сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на эту службу. При этом гражданин не может быть исключен из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
-
за гражданином, работавшим до направления на альтернативную службу в государственной или муниципальной организации, в течение трех месяцев после его увольнения со службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии – на другую равноценную работу в той же или, с согласия работника, другой организации;
-
за гражданином, направленным на альтернативную службу в период его обучения в образовательной организации, при увольнении со службы сохраняется право быть зачисленным для продолжения учебы в ту образовательную организацию и на тот курс, где он обучался до направления на службу;
-
«альтернативщики» имеют право на охрану здоровья и медпомощь, которая оказывается в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения по месту прохождения службы;
-
эти лица имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту прохождения службы, в связи с переводом на новое место службы, к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год), к месту жительства при увольнении с альтернативной службы.
Отметим, что расходы, связанные с реализацией права на бесплатный проезд, а также расходы, связанные с доставкой к месту погребения гроба с телом (останками) гражданина, умершего (погибшего) в период прохождения альтернативной службы компенсируются работодателю за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от 05.10.2004 № 518.
При этом, в отличие от обычных сотрудников, для граждан, проходящих альтернативную службу, установлены некоторые ограничения. В силу п. 2 ст. 21 Закона № 113-ФЗ такие служащие не могут:
-
отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей;
-
занимать руководящие должности;
-
участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;
-
совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;
-
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться социальными гарантиями;
-
покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя;
-
прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе;
-
оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.
Особенности увольнения.
Главной особенностью при увольнении является запрет на увольнение – как по собственному желанию «альтернативщика», так и по инициативе работодателя. Пунктом 56 Порядка и ст. 23 Закона № 113-ФЗ установлены специальные основания увольнения с альтернативной службы.
Решение о прекращении такой службы в связи с увольнением гражданина принимается должностным лицом на основании представления о прекращении альтернативной гражданской службы в связи с увольнением гражданина с нее и оформляется приказом. То есть работодатель направляет должностному лицу органа, которому подведомственна организация, в установленные сроки представление на работника с приложением предусмотренных в п. 59 Порядка документов. К основным документам, которые прилагаются к представлению во всех случаях увольнения, относятся:
-
служебная характеристика;
-
копия учетной карты;
-
копия трудовой книжки;
-
документы, подтверждающие периоды альтернативной службы, подлежащие зачету в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности с учетом работы на должностях и в местностях, дающих право на льготы и компенсации в порядке, установленном законодательством РФ (при наличии таких периодов).
В зависимости от основания увольнения к этим документам следует приложить дополнительные (основания и сроки увольнения, сроки подачи представления и перечень дополнительных документов см. в таблице).
Основание увольнения |
Срок направления представления на увольнение |
Срок увольнения |
Дополнительные документы |
---|---|---|---|
Истечение срока службы |
Не позднее чем за два месяца до истечения этого срока |
Дата увольнения указывается в приказе должностного лица |
Документы, подтверждающие наличие периодов, которые не засчитываются в срок альтернативной службы |
Признание работника негодным к альтернативной службе по медпоказаниям |
Три дня с момента получения заключения военно-врачебной комиссии (ВВК) |
Не позднее месяца со дня получения учреждением заключения ВВК |
Заключение военно-врачебной комиссии |
Избрание (назначение) работника в органы законодательной власти или депутатом |
Незамедлительно |
Со дня избрания (назначения) на соответствующую должность |
Копия решения уполномоченного органа об избрании (назначении) гражданина в органы законодательной власти или копия извещения избирательной комиссии об избрании его депутатом |
Вступление в законную силу приговора суда о назначении работнику наказания в виде лишения свободы |
Три дня со дня получения уведомления суда |
Со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда |
Копия приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы |
Досрочное увольнение* |
Три дня со дня подачи работником заявления о досрочном увольнении |
Не позднее месяца со дня подачи заявления |
Заявление гражданина о досрочном увольнении со службы, копии документов, подтверждающих наличие оснований для досрочного увольнения |
* Под досрочным увольнением с альтернативной службы понимается наличие оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы (в связи с организационно-штатными мероприятиями, переходом на службу в другие органы и др.).
Итак, приказ должностного лица о прекращении альтернативной службы в связи с увольнением гражданина должен быть издан в двухнедельный срок со дня получения представления к увольнению. Приказ доводится до работодателя в порядке, установленном органом исполнительной власти. В соответствии с приказом в день увольнения (последний день работы) гражданина, проходящего альтернативную службу, работодатель расторгает с ним срочный трудовой договор, производит полный расчет, выдает ему под расписку трудовую книжку и учетную карту с произведенными в них в установленном порядке записями.
В течение трех рабочих дней работодатель обязан уведомить орган исполнительной власти, которому подведомственна организация, а также военный комиссариат, в котором гражданин состоит на воинском учете, о расторжении срочного трудового договора. В свою очередь, уведомленный орган исполнительной власти сообщает о расторжении данного договора с гражданином в Роструд.
Гражданин обязан в двухнедельный срок со дня увольнения явиться в военный комиссариат, направивший его на альтернативную службу, и сдать удостоверение и учетную карту.
* * *
Как видим, трудовая деятельность «альтернативщиков» имеет довольно много особенностей, прежде всего в части оснований увольнения, перевода и предоставления дополнительных гарантий. При этом работодатель обязан контролировать исполнение трудовых обязанностей такими работниками. Хотя уволить их по общим основаниям, установленным Трудовым кодексом, не получится, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей граждане, проходящие альтернативную службу, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Кроме этого, они несут административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность по законодательству РФ – с учетом особенностей, связанных с прохождением альтернативной службы (ст. 6, 22 Закона № 113-ФЗ).
А в случае уклонения гражданина от прохождения такой службы (что является составом уголовного преступления) работодатель должен направить соответствующие материалы руководителю следственного органа СК РФ по месту прохождения альтернативной службы.
[1] «Об утверждении формы отпускного билета гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, и формы предписания на убытие к новому месту прохождения альтернативной гражданской службы».