Журнал «Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 3/2011

На вопросы отвечает Ю. В. Подпорин, заместитель начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ.

С 2010 года было отменено лицензирование целого ряда видов деятельности, таких как, например, аудиторская деятельность, строительство, проектирование зданий и сооружений (п. 5.2, 6.1 ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 17 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», гл. 6.1 Градостроительного кодекса).

По сути произошла замена лицензирования на членство в саморегулируемых организациях (СРО). То есть индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не могут заниматься определенными видами деятельности, если они не являются членами СРО. Соответственно, хозяйствующие субъекты вынуждены становиться членами СРО?

Да, действительно, членство в СРО является обязательным для хозяйствующих субъектов (индивидуальных предпринимателей или юридических лиц), осуществляющих определенные законодательством виды деятельности, такие как, например, инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, подготовка проектной документации, непосредственно строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) объектов. В строительстве, в частности, саморегулирование введено Федеральным законом от 22.07.2008 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Не будучи членами СРО, такие хозяйствующие субъекты не имеют право осуществлять определенные виды деятельности.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» источниками формирования имущества СРО являются:

– регулярные и единовременные поступления от членов саморегулируемой организации (вступительные, членские и целевые взносы);

– добровольные имущественные взносы и пожертвования;

– средства, полученные от оказания услуг по предоставлению информации, образовательных услуг, средства, полученные от продажи информационных материалов, и другие не запрещенные законом источники.

Чтобы стать членом СРО, в том числе надо уплатить вступительные взносы, взносы в компенсационные фонды, членские взносы. Наибольшее количество действующих предприятий стало членами СРО в 2009 и 2010 годах. Можно ли было в 2009 и 2010 годах учесть данные расходы при расчете налоговой базы при УСНО?

В 2009 и 2010 годах «упрощенцы» не имели права учитывать в расходах при УСНО взносы в СРО. На протяжении 2010 года Минфин выпустил ряд писем, в которых категорически запрещал это делать (письма Минфина РФ от 01.11.2010 № 03-11-06/2/170, от 10.08.2010 № 03-03-06/4/75, от 12.04.2010 № 03-11-06/2/57). Пунктом 1 ст. 346.16 НК РФ определен перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, применяющих УСНО.

Данный перечень является закрытым.

Поскольку вступительные и членские взносы, уплачиваемые СРО, в нем отсутствуют, налогоплательщик не вправе был включать их в расходы, учитываемые при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО.

Федеральный закон от 28.12.2010 № 395-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 395-ФЗ) внес изменения в гл. 26.2 НК РФ. Пункт 1 ст. 346.16 НК РФ дополнен пп. 32.1, согласно которому при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на вступительные, членские и целевые взносы, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». С какого момента может применяться данное положение?

Да, перечень расходов «упрощенцев», учитываемых при расчете налоговой базы при УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы», расширен еще на один пункт. Теперь можно учитывать расходы, понесенные «упрощенцами» при вступлении и членстве в СРО, за исключением добровольных пожертвований. Данные расходы должны быть фактически понесены, то есть оплачены.

Это новшество вступило в силу со дня официального опубликования Федерального закона № 395-ФЗ. Данный закон был опубликован 30 декабря 2010 года. Отсюда следует, что учитывать расходы в виде взносов в СРО «упрощенцы» вправе с 30 декабря 2010 года, то есть с 1 января 2011 года взносы в СРО учитывать можно и нужно.

Но налоговый период по налогу при УСНО – календарный год, а изменения вступили в силу с 30 декабря 2010 года. Можно ли учесть расходы на вступление в СРО, понесенные в 2010 году до 30 декабря 2010 года, то есть распространяются ли эти положения на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года? А если данные расходы фактически были произведены 31 декабря 2010 года, их можно учесть?

В связи с тем, что Федеральный закон № 395-ФЗ не содержит нормы, согласно которой указанный изменения распространяются на правоотношения с 1 января 2010 года, расходы на вступительные, членские и целевые взносы в СРО учитываются при расчете налоговой базы при УСНО начиная с 1 января 2011 года.