Станислав Джаарбеков, заместитель директора, председатель экспертного совета
Института развития современных образовательных технологий (ИРСОТ),
юрист, аттестованный аудитор, член Московской аудиторской палаты
Сегодня мы поговорим о письме Минфина от 21 марта 2017 года № 03-15-06/16239. Этим письмом Минфин России разъяснил некоторые вопросы уплаты страховых взносов. Так, здесь рассмотрены 7 сложных вопросов, вызывающие трудности на практике: облагаются или не облагаются страховыми взносами те или иные выплаты.
Первый вопрос. Об обложении страховыми взносами вознаграждений членам Совета директоров.
Было много вопросов на эту тему, сформировалась обширная судебная практика. Так, в частности, в 2016 году были приняты Определения Конституционного Суда, которые и учел Минфин России в своем Разъяснении. Минфин России говорит, что вознаграждение, выплачиваемое членам Совета директоров, является, по сути, выплатой по договору гражданско-правового характера. При этом не важно, оформлены ли правоотношения юридически или нет. По сути, взаимоотношения директоров и компании являются гражданско-правовыми, и соответственно, исходя из этого и строится обложение страховыми взносами. Такие страховые взносы облагаются в части ПФ и ФОМС, а что касается той части страховых взносов, которая уплачивается в ФСС, то от этой части взносов такие выплаты освобождены. Напомню, выплаты по ГПД не облагаются в части взносов, уплачиваемых в ФСС.
Второй пункт посвящен вопросу обложения страховыми взносами различных выплат социального характера работникам. Здесь Минфин приходит к выводу, что такие выплаты страховыми взносами облагаются. Логика проста: обложению страховыми взносами подлежат любые выплаты в пользу физических лиц, связанных трудовыми отношениями. В ст. 422 НК приводится перечень выплат, которые НЕ подлежат обложению страховыми взносами, и в этом перечне не указаны выплаты социального характера. Поэтому, по мнению Минфина, такие взносы страховыми выплатами облагаются. Хочу отметить, что судебная практика по этому вопросу далеко не столь категорична. Существует множество решения по выплатам такого рода, где суды говорят, что подобные выплаты не связаны напрямую с трудовыми отношениями и взносами не облагаются, но позиция Минфина однозначна: такие выплаты облагаются страховыми взносами. Перечислю те выплаты, которые Минфин упоминает во втором вопросе и считает выплатами социального характера.
Это, например, социальные выплаты, производимые организацией в виде дополнительного пособия по уходу за ребенком до трех лет. А также:
-
Оплата дополнительного дородового отпуска.
-
Компенсация работникам стоимости путевок.
-
Компенсация за нарушение работодателем установленных сроков выплаты зарплаты.
-
Оплата выходных дней за участие в ДНД.
-
Оплата нерабочих дней по семейным обстоятельствам.
-
Возмещение работникам стоимости медикаментов, оплаты стоимости лечения работников, не поименованных в ст. 422 НК.
Такого рода выплаты, по мнению Минфина, подлежат обложению страховыми взносами.
Третий вопрос. Обложение страховыми взносами подарков работникам. В отношении подарков Минфин уже не раз высказывал свое мнение, что страховыми взносами подарки не облагаются. При этом Минфин ссылается на ст. 420 НК, в которой говорится, что объектом обложения страховыми взносами не признаются выплаты, связанные с переходом права собственности или иными имущественными правами. И далее Минфин анализирует нормы ГК, по которым дарение означает переход права собственности, и, следовательно, подарки не облагаются страховыми взносами. Единственное, на что Минфин обращает внимание и в этом письме, и в тех, что были раньше: это условие распространяется на подарки, которые выдаются по договору дарения. И ссылается на нормы ГК, согласно которым подарки на сумму свыше 3 тыс. рублей должны оформляться договором дарения. Если договором дарения подарок не оформлен, возникает вопрос: можно ли такие выплаты страховым взносом не облагать, или это нечто иное? Так что если нужно избежать страховых взносов, нужно оформлять договор дарения.
Четвертый вопрос. Об обложении страховыми взносами сумм среднего заработка, выплачиваемого работникам за предоставляемые работникам дополнительные выходные дни для ухода за детьми и инвалидами.
Статья 262 Трудового кодекса предусматривает право родителя, у которого есть дети-инвалиды, на 4 дополнительных выходных дня в месяц. Причем эти дополнительные дни могут распределяться между родителями по их усмотрению. В четвертом пункте Минфин отвечает на вопрос, нужно ли облагать страховыми взносами выплаты за предоставляемый дополнительный отпуск по уходу за детьми-инвалидами. Минифин России ссылается на ст. 422 НК. В перечне необлагаемых страховыми взносами выплат, приведенном в ст. 422 НК, дополнительные выходные дни не значатся, следовательно, такие дополнительные отпускные облагаются страховыми взносами. Дальше Минфин отмечает, что эти выплаты участвуют в зачетном механизме, касающегося ФСС. То есть сами выплаты отражаются за счет ФСС, но сама выплата подлежит обложению страховыми взносами.
Пятый вопрос. В обложении страховыми взносами компенсации, выплачиваемой в случае досрочного трудового договора с работником до истечения срока предупреждения об увольнении. Речь идет о расторжении трудового договора. В ст. 422 НК предусматривается, что выплаты выходного пособия в связи с расторжением трудового договора не облагается страховыми взносами в пределах трех среднемесячных окладов – в общих случаях, и в некоторых случаях – шести окладов (это касается работающих в условиях Крайнего Севера). Но очень часто выплачивается не выходное пособие как таковое, потому что изначально выходное пособие в трудовом договоре не предусматривается, и компания выплачивает работнику выплаты, связанные с расторжением трудового договора. То есть механизм следующий: был трудовой договор, затем заключается соглашение о расторжении трудового договора, и в нем предусматривается компенсация. Минфин говорит о том, что эта компенсация не является выходным пособием, поэтому на него не действует правило, что выплаты в размере трех месячных окладов не облагаются страховыми взносами. Получается, что у нас нет никакой нормы и такие выплаты надо облагать полностью? Минфин в этом случае ссылается на ст. 180 ТК, в которой говорится, что организация в иных случаях имеет право расторгнуть трудовой договор и выплатить компенсацию в размере одного среднемесячного заработка. Соответственно, Минфин, опираясь на ст. 180 ТК, считает, что норматив для необложения страховыми взносами – один среднемесячный заработок (не три, как считалось всегда, а один), обратите на это внимание.
Шестой пункт касается компенсаций, выплачиваемых работнику, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, до достижения им трехлетнего возраста. Как известно, размер этой компенсации – 50 рублей в соответствии с Указом Президента 1110 от 1994 года. Минфин говорит, что поскольку эти выплаты предусмотрены законодательством, то они страховыми взносами не облагаются.
Последний, седьмой вопрос, касается дополнительных тарифов страховых взносов на обязательное страхование в случае частичной занятости работников. Как вы знаете, в некоторых так называемых «вредных» профессиях установлены дополнительные тарифы страховых взносов. В последнем вопросе Минфин рассматривает ситуацию, когда работник частично занят на предприятии с нормальными условиями, частично занят на работе с вредными условиями труда. Соответственно, как применять дополнительные тарифы страховых взносов в отношении такого работника. Общий принцип такой: идет обложение выплат страховыми взносами пропорционально занятости на предприятии с вредными условиями труда. Поподробнее вы можете посмотреть 7-й пункт Письма. Минфин предлагает делать расчет страховых взносов, исходя из частичной занятости такого работника на вредном производстве.