Автор: Зобова Е. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

1 июля 2022 года стартовал эксперимент по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» («АУСН»). В продолжение рассмотрения особенностей данного спецрежима остановимся подробно на вопросах социального обеспечения.

Какие сведения должны представлять страхователи, применяющие АУСН, в ПФР и налоговые органы в отношении застрахованных лиц? Должны ли они уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний? Как учитывается страховой стаж для индивидуальных предпринимателей, применяющих данный спецрежим?

Федеральный закон от 25.02.2022 № 18-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 18-ФЗ) вносит ряд изменений в действующее законодательство в связи с введением нового спецрежима «АУСН». Все рассматриваемые новшества вступили в силу 1 июля 2022 года.

Персонифицированный учет в ПФР

Ряд новых норм внесены в Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ).

Индивидуальный лицевой счет

Теперь в общей части индивидуального лицевого счета указываются (п. 2 ст. 6 Федерального закона № 27-ФЗ дополнен пп. 10.3, 13.2 и 13.3):

  • периоды применения индивидуальным предпринимателем АУСН, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии с учетом особенностей, установленных ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;

  • сумма средств, соответствующая сумме страховых взносов на финансирование страховой пенсии для лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию и с выплат которым страхователями, применяющими АУСН, не уплачиваются страховые взносы в ПФР, исчисленная Пенсионным фондом самостоятельно с суммы выплат названным лицам по тарифам, предусмотренным пп. 13.1 настоящего пункта;

  • сумма средств, соответствующая сумме страховых взносов на финансирование страховой пенсии для индивидуальных предпринимателей, применяющих АУСН, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию и не уплачивают страховые взносы в ПФР в установленном п. 1 ст. 430 НК РФ фиксированном размере, определенная налоговыми органами согласно ст. 19 Федерального закона от 25.02.2022 № 17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (далее – Федеральный закон № 17-ФЗ), в размере, определяемом пропорционально тарифам, предусмотренным пп. 13.1 настоящего пункта.

В силу нового п. 10 ст. 6 Федерального закона № 27-ФЗ сведения о периодах выплаты застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком ПФР получает из ФГИС «Единая интегрированная информационная система «Соцстрах» ФСС.

Представление сведений о страховых взносах и страховом стаже

В статью 11 Федерального закона № 27-ФЗ внесен ряд новых норм (в п. 2, 2.2 и 2.3).

Сведения по форме СЗВ-СТАЖ

Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляют о каждом работающем у них застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с НК РФ начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-СТАЖ.

Установлено, что указанные сведения не представляются страхователями, применяющими АУСН, в отношении работающих у них застрахованных лиц.

Но из этого правила есть исключения: сведения по форме СЗВ-СТАЖ представляются в отношении лиц, при исчислении стажа работы которых применяется список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми определяется повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности согласно п. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ:

  • в отношении лиц, формирующих свои пенсионные права на основании Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

  • в отношении лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

  • в отношении лиц, работающих в сельском хозяйстве.

Также сведения по форме СЗВ-СТАЖ нужно представлять в отношении лиц, которые в отчетном периоде:

  • находились в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет;

  • работали в течение полного навигационного периода на водном транспорте или в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности;

  • находились в отпуске без сохранения заработной платы;

  • заключили договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе;

  • работали у страхователя не по трудовому договору.

Сведения по форме СЗВ-М

Согласно п. 2.2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляют о каждом работающем у них застрахованном лице сведения по фор-
ме СЗВ-М.

Установлено, что указанные сведения не представляются страхователями, применяющими АУСН, в отношении работающих у них застрахованных лиц. Исключением из данной нормы является обязанность представлять сведения по форме СЗВ-М в отношении следующих лиц:

  • заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;

  • заключивших договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе;

  • работающих у страхователя не по трудовому договору.

Персонифицированные сведения о застрахованных лицах в составе РСВ

Страхователи, применяющие АУСН, не представляют сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, о сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе расчета по страховым взносам (РСВ) в соответствии с НК РФ (п. 1 ст. 8, п. 2.3 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ).

Передача сведений ПФР

Согласно новому п. 2.7 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ сведения о наличии у страхователя, являющегося индивидуальным предпринимателем и применяющего АУСН, трудовых отношений с зарегистрированным лицом, а также о прекращении этих отношений с ним, содержащиеся в сведениях о трудовой деятельности зарегистрированного лица и находящиеся в распоряжении ПФР, передаются в территориальные органы ФСС.

Представление сведений для персонифицированного учета

Статья 11.1 Федерального закона № 27-ФЗ, которой урегулирован порядок представления сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, налоговыми органами, дополнена новыми нормами. Так, согласно новым п. 1.1 и 1.2 налоговый орган представляет ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором страхователем, применяющим АУСН, произведены выплаты работающим у него застрахованным лицам, сведения о сумме выплат в пользу каждого застрахованного лица, в том числе о сумме выплат, которые подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с НК РФ.

Налоговый орган представляет не позднее 10 февраля года, следующего за истекшим, сведения о суммах, подлежащих учету ПФР в качестве страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении индивидуальных предпринимателей, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ (страховые взносы, уплачиваемые предпринимателями за себя), применяющих АУСН, определяемых налоговыми органами в соответствии со ст. 19 Федерального закона № 17-ФЗ, за истекший год.

Все сведения представляются в виде электронных документов.

Обязательное социальное страхование от НС и ПЗ

Федеральный закон № 18-ФЗ внес ряд новых норм, связанных с применением АУСН, в Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ).

Регистрация и снятие с учета страхователей

Пункт 1 ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ дополнен пп. 3.1, согласно которому регистрация страхователей осуществляется в территориальных органах страховщика, то есть, в частности, страхователей – физических лиц, применяющих АУСН и заключивших трудовой договор с работником, если они не зарегистрированы в качестве страхователей, по месту жительства страхователя на основании сведений о применении им указанного спецрежима, полученных от налоговых органов, а также сведений о наличии трудовых отношений с работниками, полученных от ПФР в электронной форме, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения от ПФР данных сведений.

Документ, подтверждающий факт регистрации страхователей, применяющих АУСН, форма которого устанавливается страховщиком, направляется территориальным органом страховщика страхователю в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по адресу электронной почты, содержащемуся в составе сведений ЕГРЮЛ или ЕГРИП (при отражении адреса электронной почты в заявлении о государственной регистрации), представленных ФНС в территориальные органы страховщика (п. 2 ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ).

В случае прекращения страхователями применения АУСН территориальный орган страховщика в течение 14 календарных дней со дня получения от налоговых органов сведений о прекращении применения страхователем указанного спецрежима направляет страхователю в приведенном выше порядке документ о страховом тарифе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Снятие с учета страхователей осуществляется по месту регистрации в территориальных органах страховщика страхователей – физических лиц, применяющих АУСН, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня получения сведений о прекращении трудовых отношений с последним работником, полученных от ПФР в электронной форме (п. 3 ст. 6 Федерального закона № 125-ФЗ дополнен пп. 3.1).

Страховые взносы

В статью 22 Федерального закона № 125-ФЗ внесен ряд дополнений: согласно новому п. 2.2 страхователи, применяющие АУСН, уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в фиксированном размере – 2 040 руб. в год. Фиксированный размер страховых взносов, уплачиваемых указанными страхователями, подлежит ежегодной индексации с 1 января соответствующего года с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации и определяется ежегодно Правительством РФ.

Страхователям, применяющим АУСН, скидки и надбавки не устанавливаются.

Страхователю, прекратившему применение данного спецрежима, определяется тариф страховых взносов от НС и ПЗ в соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона № 125-ФЗ начиная с месяца прекращения применения указанного налогового режима.

Согласно новому п. 4.1 ст. 22 Федерального закона № 125-ФЗ страхователи, применяющие АУСН, уплачивают страховые взносы от НС и ПЗ ежемесячно в размере 1/12 фиксированного страхового взноса в срок, установленный п. 4 настоящей статьи, – не позднее 15-го числа.

Расчет по страховым взносам от НС и ПЗ

Согласно новому п. 1.6 ст. 24 Федерального закона № 125-ФЗ страхователи, применяющие АУСН, освобождаются от обязанности по представлению расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренной настоящей статьей.

Отсрочка по уплате страховых взносов от НС и ПЗ

Страхователям, применяющим АУСН, отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов не предоставляется (п. 3 ст. 26.3 Федерального закона № 125-ФЗ).

Камеральная и выездная проверки

Камеральная и выездная проверки в отношении страхователя, применяющего АУСН, не проводятся (за исключением камеральной проверки, предметом которой являются полнота и достоверность представляемых страхователем или застрахованным лицом (лицом, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного) сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты обеспечения по страхованию) (п. 2 ст. 26.15, п. 1 ст. 26.16 Федерального закона № 125-ФЗ).

Межбюджетные трансферты

Федеральный закон № 18-ФЗ внес следующие дополнения в п. 2 ст. 20 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Выпадающие доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов в связи с применением тарифов страховых взносов, установленных п. 1 ст. 18 Федерального закона № 17-ФЗ, и размеров страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, предусмотренных п. 7 ст. 18 того же закона, компенсируются за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам ПФР, ФСС, ФФОМС. Объем указанной компенсации определяется как разница между суммой страховых взносов, которую могли бы уплатить плательщики страховых взносов в соответствии с тарифами, предусмотренными п. 1 ст. 18 Федерального закона № 17-ФЗ, а также как разница между суммой страховых взносов, исчисленных в размере 46 % от суммы налога, подлежащей уплате плательщиками страховых взносов согласно данному закону, но не более размера страховых взносов, определенного п. 1 ст. 430 НК РФ, и суммой страховых взносов, подлежащих уплате ими за период применения АУСН по п. 7 ст. 18 Федерального закона № 17-ФЗ, и устанавливается на очередной финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Сведения для назначения страхового обеспечения

В Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ) внесены следующие изменения.

Регистрация и снятие с учета страхователей

Регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей – физических лиц, заключивших трудовой договор с работником и применяющих АУСН, осуществляются в территориальных органах страховщика по месту жительства указанных физических лиц одновременно с их регистрацией (снятием с учета) в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ на основании сведений о применении (прекращении применения) страхователем АУСН, полученных от налоговых органов, а также сведений о наличии (прекращении) трудовых отношений с работниками, полученных от ПФР в электронной форме (п. 1 ст. 2.3 Федерального закона № 255-ФЗ).

Расширение прав страховщика

Теперь страховщик имеет право получать для назначения и выплаты страхового обеспечения от ФНС сведения о заработной плате и об иных выплатах и вознаграждениях в пользу застрахованного лица, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в ФСС в соответствии с НК РФ (пп. «г» п. 5 ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 255-ФЗ).

Порядок назначения выплаты страхового возмещения

В соответствии с новыми нормами ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ (ч. 11.1 и 29) страхователи, применяющие АУСН, в срок не позднее одного рабочего дня со дня подачи застрахованным лицом заявления о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком должны направить страховщику в электронной форме, в том числе через личный кабинет налогоплательщика, сведения о поданном застрахованным лицом заявлении.

Сведения, необходимые для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, занятым у страхователей, применяющих АУСН, для их подтверждения либо уточнения (дополнения) направляются страховщиком страхователю в электронной форме, в том числе через личный кабинет налогоплательщика. Страхователь не позднее трех рабочих дней со дня получения указанных сведений должен подтвердить либо уточнить (дополнить) их и направить страховщику уточненные (дополненные) сведения в электронной форме, в том числе через личный кабинет налогоплательщика.

Страховой стаж индивидуальных предпринимателей

Федеральный закон № 400-ФЗ дополнен следующими нормами (п. 7.1 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ ).

Индивидуальным предпринимателям, применяющим АУСН, в страховой стаж засчитывается период, равный периоду применения спецрежима в соответствующем календарном году, если общая сумма, учитываемая ПФР в качестве страховых взносов, сведения о которой переданы налоговыми органами в органы ПФР, за календарный год составила не менее фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ, определяемого пропорционально количеству календарных месяцев и дней, приходящихся на период применения АУСН. В случае если общая сумма, учитываемая ПФР в качестве страховых взносов, сведения о которой переданы налоговыми органами, за названный календарный год составила менее фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, определяемого согласно настоящей части, в страховой стаж засчитывается период, устанавливаемый пропорционально страховым взносам, но не более продолжительности периода применения индивидуальным предпринимателем АУСН в этом календарном году.

* * *

1 июля 2022 года одновременно с началом действия нового спецрежима «АУСН» вступили в силу поправки в законодательство о социальном обеспечении. Выделим наиболее важные моменты:

  • страхователи, применяющие АУСН, по общему правилу не представляют сведения по формам СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М, но в отношении отдельных категорий лиц указанные сведения нужно представлять;

  • страхователи, применяющие АУСН, не представляют сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, о сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе расчета по страховым взносам (РСВ) (расчет по страховым взносам указанными плательщиками не представляется за период применения АУСН);

  • страхователи, применяющие АУСН, уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в фиксированном размере – 2 040 руб. в год. Данным страхователям скидки и надбавки не устанавливаются, отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов не предоставляется;

  • страхователи, применяющие АУСН, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам от НС и ПЗ не представляют;

  • камеральная и выездная проверки по страховым взносам от НС и ПЗ в отношении страхователя, применяющего АУСН, не проводятся (за исключением камеральной проверки, предметом которой являются полнота и достоверность представляемых страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты обеспечения по страхованию).

Для обеспечения пенсионных прав и прав на получение пособий по обязательному социальному страхованию работников, занятых у налогоплательщиков, применяющих новый налоговый режим, предусматривается финансирование государственных внебюджетных фондов за счет исчисленного налога и трансферта из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов.