Автор: Галочкина А. Б., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Налоговая служба дала очередные разъяснения по вопросам налогообложения имущества, обобщив их в Письме от 23.09.2022 № БС-4-21/12683@ «О разъяснениях по отдельным вопросам администрирования налогообложения имущества». Решение о том, следовать этим трактовкам действующего налогового законодательства или нет, принимает сам налогоплательщик. Но надо учитывать, что данная информация доведена до сотрудников налоговых органов, обеспечивающих налогообложение имущества. Подробности – далее.
Письмо ФНС России № БС-4-21/12683@ было выпущено по результатам проведенного 22.09.2022 видеоселекторного совещания Управления налогообложения имущества с территориальными налоговыми органами.
Для изучения были направлены следующие разъяснения ФНС:
-
Письмо от 15.08.2022 № 21-1-06/0020@ «О дате начала применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по земельному налогу»;
-
Письмо от 15.08.2022 № 21-4-05/0031@ «Об определении адреса для направления налоговых уведомлений»;
-
Письмо от 29.08.2022 № СД-4-21/11343@ «Об определении обособленного подразделения организации, на которое зарегистрировано налогооблагаемое автомототранспортное средство»;
-
Письмо от 14.09.2022 № БС-4-21/12191@ «О применении в отношении здания с наименованием «общежитие» особенностей определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости»;
-
Письмо от 16.09.2022 № БС-4-21/12304@ «О применении для исчисления земельного налога сведений органа местного самоуправления о фактическом использовании земельного участка».
О дате начала применения кадастровой стоимости в качестве базы по земельному налогу
Вопрос о дате начала применения кадастровой стоимости в качестве базы по земельному налогу в случае изменения кадастровой стоимости на основании акта уполномоченного органа субъекта РФ об утверждении результатов определения кадастровой оценки вызывает интерес у налогоплательщиков.
По данному вопросу налоговым органам было направлено Письмо ФНС России от 18.02.2019 № БС-4-21/2652@ «О применении сведений о кадастровой стоимости (налоговой базе), полученных в соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке» с разъяснениями Минфина (Письмо от 14.02.2019 № 03-05-04-01/9247). Это письмо размещено на сайте ФНС в разделе «Письма ФНС России, обязательные для применения налоговыми органами» и носит актуальный характер.
На основании п. 2 ст. 375, п. 1 ст. 391 и п. 1 ст. 403 НК РФ база по налогу на имущество организаций (в отношении отдельных объектов недвижимого имущества), земельному налогу и налогу на имущество физических лиц (для субъектов РФ, перешедших к исчислению налога по кадастровой стоимости) определяется как кадастровая стоимость соответствующих объектов недвижимого имущества, указанная в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Акт об утверждении кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (ст. 15 Федерального закона № 237-ФЗ).
Согласно правовой позиции КС РФ, выраженной в Постановлении от 02.07.2013 № 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен ст. 5 НК РФ. Указанной статьей предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
К сведению: дата начала применения кадастровой стоимости определяется датой вступления в силу акта, утвердившего результаты установления кадастровой стоимости, а не датой фактического внесения сведений о такой стоимости в ЕГРН.
Применительно к кадастровой стоимости, определенной в соответствии с Федеральным законом № 237-ФЗ, для налогообложения необходимо учитывать дату начала ее применения, указанную в ЕГРН и совпадающую с датой вступления в силу акта об утверждении результатов установления кадастровой стоимости.
В частности, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, утвержденные в 2018 году, внесенные в ЕГРН на основании актов субъектов РФ, вступивших в силу 01.01.2019, подлежат применению для исчисления налога на имущество организаций, земельного налога и налога на имущество физических лиц с 01.01.2019 независимо от даты их фактического внесения в ЕГРН.
Об определении адреса для направления налоговых уведомлений
Сведения об адресах налогоплательщиков при реализации ТП 103.05.03.00.0010 «Формирование, печать и направление налоговых уведомлений на уплату налогов ФЛ» определяются по итогам выполнения ТП 103.01.03.00.0000 «Учет физических лиц» (на основе сведений в ПП «ЦУН» АИС «Налог-3») и ТП 103.05.03.00.0030 «Ведение реестра адресов для направления НО документов ФЛ, не являющемуся ИП, при отсутствии у него места жительства (места пребывания) на территории РФ и отсутствии в ЕГРН сведений об адресе, предоставленном НО для направления этому лицу документов, указанных в п. 5 ст. 31 НК РФ».
К сведению: определение адреса для направления налогового уведомления осуществляется в соответствии с п. 5 ст. 31 НК РФ и не имеет особенностей по сравнению с направлением налогоплательщику – физическому лицу иных документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
К сведению: согласно п. 5 ст. 31 НК РФ в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом:
налогоплательщику – российской организации (ее филиалу, представительству) – по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в ЕГРЮЛ;
налогоплательщику – иностранной организации – по адресу места осуществления им деятельности на территории Российской Федерации, содержащемуся в ЕГРН;
налогоплательщику – иностранной организации (за исключением международной организации, дипломатического представительства), не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через обособленное подразделение, – по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в ЕГРН;
налогоплательщику – иностранной организации, не осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство и имеющей на территории Российской Федерации объект недвижимого имущества на праве собственности, – по адресу места нахождения указанного объекта недвижимого имущества или по предоставленному налоговому органу адресу;
налогоплательщику – индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, адвокату, учредившему адвокатский кабинет, физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, – по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в ЕГРН. При отсутствии у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, места жительства (места пребывания) на территории Российской Федерации и отсутствии в ЕГРН сведений об адресе для направления этому лицу документов, перечисленных в настоящем пункте, такие документы направляются налоговым органом по адресу места нахождения одного из принадлежащих физическому лицу объектов недвижимого имущества (за исключением земельного участка).
Об определении обособленного подразделения организации, на которое зарегистрировано налогооблагаемое автомототранспортное средство
Федеральная налоговая служба также рассмотрела вопрос об определении обособленного подразделения организации, на которое зарегистрировано облагаемое транспортным налогом автомототранспортное средство.
Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено ст. 362 НК РФ.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363 НК РФ).
В свою очередь, в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств (п. 1 ст. 83 НК РФ).
Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами и лицами, указанными в ст. 85 НК РФ (п. 5 ст. 83).
В целях применения ст. 83 НК РФ для автомототранспортных средств местом нахождения признается место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство (пп. 2 п. 5 ст. 83).
Сведения о КПП по месту нахождения обособленного подразделения российской организации, в случае регистрации автомототранспортного средства по месту нахождения обособленного подразделения, представляются в налоговый орган в силу п. 4 ст. 85 НК РФ в составе строки 3.4 формы «Сведения об автомототранспортных средствах и об их владельцах», утвержденной Приказом ФНС России от 25.11.2015 № ММВ-7-11/545@ «Об утверждении формы и формата представления сведений об автомототранспортных средствах и об их владельцах, а также порядка заполнения формы и о внесении изменения в приложение № 8 приказа ФНС России от 17.09.2007 № ММ-3-09/536@». Затем сведения автоматически обрабатываются в АИС «Налог-3», в том числе используются для целей, указанных в п. 5 ст. 83 НК РФ.
К сведению: ответственность за актуальность и достоверность сведений несет орган, осуществляющий государственную регистрацию автомототранспортных средств на территории Российской Федерации, который представляет сведения в налоговый орган.
В случае если информация, представленная в налоговый орган с обращением налогоплательщика, противоречит сведениям, полученным налоговым органом в соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ, налоговый орган запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения уточненные данные (документы и материалы) в органе, сообщившем сведения (п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», п. 13 ст. 85 НК РФ). Дальнейшее налоговое администрирование осуществляется в установленном порядке с учетом результатов рассмотрения указанного запроса.
О применении в отношении здания с наименованием «общежитие» особенностей определения базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости
Налоговая служба ответила на вопрос о применении в отношении здания с наименованием «общежитие» особенностей определения базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ для жилых помещений.
В соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в п. 1 ст. 378.2 НК РФ (включая жилые помещения), определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ, поскольку Налоговый кодекс не содержит определения понятия «жилое помещение», необходимо руководствоваться нормами других отраслей законодательства Российской Федерации.
В свою очередь, в силу ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. Иных видов жилых помещений Жилищный кодекс не предусматривает.
К сведению: по мнению ФНС, положения пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ применяются в отношении жилых помещений, учтенных в ЕГРН в качестве жилого дома, части жилого дома, квартиры, части квартиры, комнаты.
О применении для исчисления земельного налога сведений органа местного самоуправления о фактическом использовании земельного участка
ФНС представила свою позицию о применении для исчисления земельного налога сведений органа местного самоуправления о фактическом использовании земельного участка.
Порядок исчисления налога, определенный ст. 396 НК РФ, не предусматривает представление в налоговый орган в качестве основания для исчисления налога сведений органа местного самоуправления о фактическом использовании земельного участка.
Вместе с тем на основании пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, п. 2 ст. 72 ЗК РФ, ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также разъяснений Минфина (Письмо от 17.02.2022 № 03-05-04-02/11500), направленных налоговым органам Письмом ФНС России от 18.02.2022 № БС-4-21/1989@, ведомство сделало следующий вывод.
К сведению: ФНС полагает возможным применять для исчисления земельного налога документированные результаты контрольных мероприятий, проведенных органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, подтверждающие выявление нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, перечисленных в пп. 1, 2 п. 18 ст. 396 НК РФ.
Добавим, что в Письме Минфина России № 03-05-04-02/11500 рассмотрен порядок налогообложения земельных участков в случае выявления в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушений требований земельного законодательства.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3% в отношении отдельных видов земельных участков, в том числе:
-
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
-
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
-
не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также в отношении земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
-
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В отношении прочих (не указанных в пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ) земельных участков предельная налоговая ставка установлена в размере 1,5% (пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).
Налоговый кодекс не содержит исчерпывающего перечня документов (сведений), подтверждающих использование земельного участка в предпринимательской деятельности либо его использование не по целевому назначению, представление которых в налоговые органы влечет безусловное применение налоговой ставки, определенной в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ.
К таким документам (сведениям), рассматриваемым налоговым органом, в частности, могут относиться сведения, акты, постановления, предписания, представленные органами, осуществляющими государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль, материалы проверок правоохранительных органов, полученные согласно законодательству, сведения, содержащиеся в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности, сведения, представленные в порядке межведомственного информационного взаимодействия, и т. п. По мнению Минфина, если обследования земельных участков проведены в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном для осуществления муниципального земельного контроля нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, то результаты обследований и проверок, а также составленные на их основании акты, предписания об устранении выявленных нарушений могут рассматриваться налоговыми органами для подтверждения фактов использования (неиспользования) земельных участков по целевому назначению для применения налоговых ставок, определенных в силу норм НК РФ.
При этом финансисты ссылаются на судебную практику, которая подтверждает приведенные выводы (в частности, Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26.07.2021 № 02АП-4699/2021 по делу № А82-20956/2020, Постановление АС ПО от 15.10.2021 № Ф06-9291/2021 по делу № А65-1304/2021).
Кроме того, указывается, что вопрос об уточнении отдельных положений ст. 396 НК РФ будет рассмотрен в рамках проводимой Минфином работы по совершенствованию гл. 31 НК РФ.
При этом добавим, что Постановление АС ПО № Ф06-9291/2021, на которое ссылается в письме Минфин, отменено Определением Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 11.04.2022 № 306-ЭС21-25432 по делу № А65-1304/2021. ВС РФ оставил в силе решения судов первой и апелляционной инстанций, которые указали, что цель приобретения земельного участка не влияет на правомерность применения пониженной ставки земельного налога.
И еще один важный момент: на основании рассмотренного письма Минфина налоговая служба поручила УФНС по субъектам РФ:
-
обеспечить запрос и получение от органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль, сведений о вынесенных ими в 2021 году и неотмененных предписаниях, указанных в пп. 1, 2 п. 18 ст. 396 НК РФ. Рекомендуемый состав запрашиваемых сведений определяется по аналогии с приложением 1 к Приказу ФНС России от 20.12.2019 № ММВ-7-21/646@ и приложением 1 к Методическим рекомендациям по вопросам информационного взаимодействия налоговых органов по субъектам Российской Федерации с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного земельного контроля (надзора) (приложение к Письму ФНС России от 14.12.2021 № БС-4-21/17451@);
-
в срок до 15.04.2022 обеспечить использование полученных сведений для настройки НСИ в АИС «Налог-3» в части налоговых ставок по земельному налогу в отношении соответствующих земельных участков.