Журнал «Документы и комментарии» № 18, сентябрь 2009 г.

Илья Антоненко,финансовый директор
группы лизинговых компаний «Северная Венеция» (Санкт-Петербург),
ведущий эксперт «Национальной консалтинговой компании»

ФНС России назвала условия, которые необходимо выполнить компаниям, чтобы без проблем списать расходы на утилизацию просроченных товаров. Главное для этого - правильно оформить такую операцию. Налоговики согласовали свою позицию с Минфином России. Правда, надо учесть, что разъяснения, выпущенные самим финансовым ведомством, до сих пор неоднозначны. (ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ от 16.07.09 № 3-2-09/139 О ПОРЯДКЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С УТИЛИЗАЦИЕЙ ТОВАРОВ С ИСТЕКШИМ СРОКОМ ГОДНОСТИ)

НАЛОГОВИКИ ПРИЗНАЛИ РАСХОДЫ ОБОСНОВАННЫМИ

Спор о том, можно ли учесть расходы на утилизацию просроченного товара, возник из-за того, что они прямо не поименованы в главе 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. В то же время открытый перечень прочих и внереализационных расходов позволяет учесть любые расходы (подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ). Конечно, при условии, что они документально подтверждены, экономически обоснованы и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (ст. 252 НК РФ).

Именно из этих норм Налогового кодекса исходили специалисты ФНС России при рассмотрении вопроса о порядке учета затрат на утилизацию товаров с истекшим сроком годности. И вот к какому выводу они пришли.

С одной стороны, компания приобретает товар, чтобы в дальнейшем получить доход от его продажи. Вместе с тем по истечении срока годности товара его реализация невозможна. Она прямо запрещена пунктом 5 статьи 5 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1). В данном случае дохода нет и не предвидится. Следовательно, затраты по утилизации такого товара не могут считаться расходами, направленными на получение дохода.

Но с другой стороны, просроченные товары не могут находиться в свободном обороте (см. справку «Какие товары необходимо утилизировать»). Поэтому организация передает их в переработку не по собственной воле, а по требованию законодательства. На этом основании специалисты ФНС России пришли к выводу, что расходы по утилизации товаров могут считаться экономически оправданными расходами, если коммерческая деятельность компании связана с реализацией товаров с ограниченным сроком годности.

КАКИЕ ТОВАРЫ НЕОБХОДИМО УТИЛИЗИРОВАТЬ

Запрет на продажу просроченных товаров распространяется на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и т. п. (п. 4 ст. 5 Закона № 2300-1). Конкретный перечень продовольственных и непродовольственных товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования, установлен постановлением Правительства РФ от 16.06.97 № 720.

Требование об утилизации продовольственных товаров с истекшим сроком годности содержится в пункте 25 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Оно также распространяется на парфюмерно-косметические товары, средства и изделия для гигиены полости рта, табачные изделия (п. 18 Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использования или уничтожения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.09.97 № 1263; далее - Положение). Просроченные медикаменты утилизируются на основании пункта 2 статьи 31 Федерального закона от 22.06.98 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» и Инструкции о порядке уничтожения просроченных лекарственных средств (утв. приказом Минздрава России от 15.12.02 № 382; далее - Инструкция № 382).


ФНС РЕКОМЕНДУЕТ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ УСТАНОВЛЕННЫХ ПРАВИЛ

Чтобы без проблем отнести на расходы стоимость утилизации товаров, нужно, по мнению налоговиков, выполнить одно условие. Передача на переработку или уничтожение должна быть проведена по всем установленным правилам. Иначе расходы не могут быть отражены в налоговом учете, так как не соответствуют требованиям статьи 252 НК РФ.

Например, правила утилизации просроченных продовольственных товаров, как мы уже сказали, установлены Положением. Они состоят в следующем:

1) сначала товар необходимо направить на экспертизу в соответствующий орган госнадзора и контроля;

2) по результатам экспертизы компания должна получить заключение о несоответствии продукции требованиям нормативных документов и о возможности ее утилизации (уничтожения);

3) утилизация продукции осуществляется с соблюдением обязательных требований по охране окружающей среды. Проводится в присутствии комиссии, которая состоит из владельцев продукции и организации, ответственной за ее уничтожение. В случаях, когда уничтожается продукция, опасная для здоровья людей и (или) для окружающей среды, в состав комиссии обязательно включаются представители органов государственного надзора и контроля;

4) факт утилизации продукции оформляется актом установленной формы*. Один экземпляр в трехдневный срок направляется органу государственного надзора и контроля, принявшему решение об уничтожении.

* Форма такого акта не утверждена, поэтому утилизацию товаров можно оформить актом по форме ТОРГ-16 «Акт о списании товаров» (утв. постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132). При этом необходимо учесть, что правила утилизации лекарственных средств предусматривают свои обязательные реквизиты для такого документа (п. 9 Инструкции № 382).

Мы рекомендуем придерживаться принятых правил по утилизации просроченных товаров. Дело в том, что арбитражная практика по этому вопросу неоднозначна. Некоторые суды не видят ничего страшного в том, что у компании отсутствовал акт о списании просроченных товаров по форме ТОРГ-16 или же не было заключения госоргана о возможности утилизации продукции (постановления ФАС Северо-Западного от 02.12.05 № А56-1114/2005, Московского от 01.02.08 № А40-3291/07-115-46 округов).

Однако есть решения, в которых арбитры для учета подобных расходов требуют, чтобы организации строго придерживались нормативно закрепленных правил. Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 06.07.09 № А05-9935/2008 особо отметил: только соблюдение организацией действующего порядка позволит признать, что затраты по изъятию товаров из оборота являются расходами, которые связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.

ИЗМЕНЧИВОСТЬ ПОЗИЦИИ МИНФИНА ДОБАВИТ ХЛОПОТ

В комментируемом письме налоговая служба сообщила, что свою позицию она согласовала с Минфином России. Но все не так просто. ФНС России ссылается на письмо Минфина России от 06.03.08 № 03-03-05/20. Однако уже после этого финансовое ведомство выпустило ряд разъяснений, в которых высказана противоположная точка зрения (письма Минфина России от 09.06.09 № 03-03-06/1/374, от 27.06.08 № 03-03-06/1/373). В случае утилизации товаров с истекшим сроком годности затраты на их дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности. Следовательно, такие расходы не учитываются для целей налогообложения прибыли.

На наш взгляд, организации имеют полное право списать расходы на утилизацию просроченных товаров. И даже если налоговики переменят позицию не в пользу плательщиков, отстоять возможность учета подобных затрат удастся в суде. Арбитры указывают, что раз государство определило строгий порядок переработки и уничтожения продукции с истекшим сроком годности, то это означает, что такие расходы связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Поэтому они должны отражаться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), либо в качестве внереализационных расходов (подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ) (постановления ФАС Северо-Западного от 06.07.09 № А05-9935/2008, от 02.12.05 № А56-1114/2005, Московского от 01.02.08 № А40-3291/07-115-46, от 11.10.07 № А40-5833/07-127-43, от 22.06.05 № КА-А41/5477-05 округов).