Марина Озерова
главный редактор Интернет-портала

Информационным поводом для написания данной статьи послужило письмо ФНС России от 30.08.2007 № ШС-6-03/688@, в котором налоговая служба довела до сведения письмо Минфина России от 26.07.2007 №03-07-15/112 о порядке применения НДС в отношении премий (вознаграждений), выплачиваемых продавцом покупателю товаров за определённый период, без изменения цены товаров, а также при предоставлении продавцом покупателю скидок с цены реализованных товаров. Рассмотрим выводы чиновников подробнее …


Итак, Минфин России в своем письме от 26.07.2007 № 03-07-15/112 рассмотрел вопросы НДС применительно к нескольким видам скидок:

1. Предоставление премий или скидок, связанных с продвижением товаров на рынке.

2. Предоставление премий и вознаграждений, не связанных с оказанием услуг по рекламе и продвижению товаров.

3. Предоставление продавцом товаров скидок (бонусов и премий) покупателю путем изменения цены ранее поставленных товаров.

Прокомментируем каждый из рассмотренных финансовым ведомством вариант предоставления скидок.

1. Предоставление премий или скидок, связанных с продвижением товаров на рынке.

Например, продавец товаров и их покупатель (магазин) договариваются о том, что покупатель за вознаграждение осуществляет действия обеспечивающих создание конкретных обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца. В частности, размещает товары на полках магазинов в оговоренных местах; выделяет для товаров постоянное и (или) дополнительное место в магазине.

Данное соглашение может быть заключено как в виде отдельного договора на выполнение магазином или торговой сетью указанных услуг, так и являться составной частью сложного договора, включающего в себя элементы других видов договоров (в том числе договора поставки).

Как пояснил Минфин России, если у продавца товаров (организации-заказчика) есть основания полагать, что целенаправленные оговоренные в договоре действия исполнителя (покупателя товаров – организации розничной торговли) способствуют привлечению внимания к товарам определенного наименования, продаваемым этим продавцом, либо подобные услуги в явном виде указаны в договоре между продавцом и покупателем, то такие действия рассматриваются в качестве услуг (например, услуг по рекламе, продвижению товаров, прочих аналогичных услуг). В таких случаях, указывают чиновники, данные услуги подлежат налогообложению НДС у покупателя товаров, а суммы этого налога должны приниматься к вычету у продавца товаров в общеустановленном порядке.

Это означает, что покупатель товаров должен:

- облагать указанные услуги НДС. При этом налоговой базой будет являться сумма полученной скидки, вознаграждения;

- выписать продавцу товаров соответствующий счет-фактуру.

В свою очередь продавец товаров вправе принять такой НДС к вычету.

2. Предоставление премий и вознаграждений, не связанных с оказанием услуг по рекламе и продвижению товаров.

Продавец товаров может выплачивать покупателю премии и вознаграждения, не связанные с оказанием услуг по рекламе и продвижению товаров. Например, за факт заключения с продавцом договора поставки; за поставку товаров во вновь открывшиеся магазины торговой сети; за включение товарных позиций в ассортимент магазинов и т. п.

В таком случае, считает Минфин России, указанные суммы не следует признавать выплатами, связанными с расчетами за поставляемые товары. Такой вывод чиновники обосновывают следующим:

- плата продавцов товаров их покупателям за данные действия не связана с возникновением у покупателей обязанностей передать продавцам товаров имущество (имущественные права), выполнить работы или оказать услуги в рамках договора поставки;

- перечисленные выше операции, за которые выплачиваются премии и вознаграждения, осуществляются в рамках деятельности покупателя товаров (магазина) в области розничной торговли и не связаны с деятельностью продавца товаров.

Исходя из этого, следует вывод, что на суммы премий и вознаграждений, полученные покупателем товаров от продавца и не связанные с оплатой товаров, не распространяются требования пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. То есть, подытоживает финансовое ведомство, указанные суммы не облагаются покупателем НДС как суммы, связанные с оплатой товаров.

3. Предоставление продавцом товаров скидок (бонусов и премий) покупателю путем изменения цены ранее поставленных товаров.

В данном случае речь идет о так называемых ретроскидках.

Применительно к данной ситуации рекомендации Минфина России сводятся к следующему:

Продавцу товаров следует:

- внести в выставленный при отгрузке товаров счет-фактуру соответствующие исправления в порядке, установленном п. 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж, утв. постановлением Правительства РФ от 2.12.2000 № 914 (далее – Правила).

Как пояснили «столичные» налоговые органы, в таком случае продавец товаров должен исправить как свой счет-фактуру, так и счет-фактуру покупателя. Все поправки должен заверить своей подписью руководитель. Кроме того, правки заверяются печатью организации-продавца с указанием даты внесения исправлений (письмо УФНС по г. Москве от 21.11.2006 № 19-11/101863);

- внести изменения в книгу продаж в порядке, установленном п. 16 указанных Правил;

- представить в налоговый орган по месту постановки на учет корректирующую налоговую декларацию за тот налоговый период, в отношении которого им были внесены изменения в книгу продаж.

Покупателю товаров следует зарегистрировать исправленный счет-фактуру в книге покупок и предъявить НДС к вычету в том налоговом периоде, в котором исправленный счет-фактура получен, при одновременном соблюдении иных условий, предусмотренных гл. 21 НК РФ;

Если же покупатель товаров до внесения продавцом исправлений в счет-фактуру, зарегистрировал его в книге покупок и принял сумму НДС к вычету, то ему необходимо:

1) внести соответствующие изменения в книгу покупок в порядке, установленном п. 7 Правил. Напомним, что согласно указанному пункту при необходимости внесения изменений в книгу покупок запись об аннулировании счета-фактуры производится в дополнительном листе книги покупок за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений;

2) представить в налоговый орган по месту постановки на учет корректирующую налоговую декларацию за тот налоговый период, в отношении которого им были внесены изменения в книгу покупок.

При этом в данном случае покупателю придется уплатить соответствующие пени. Об этом прямо сказано в письме УФНС по г. Москве от 21.11.2006 № 19-11/101863, в котором рассматривалась ситуация, когда покупатель уже принял НДС к вычету по первоначальному счету-фактуре.

В ИАС «Консалтинг. Стандарт» более подробная информация о налогообложении у продавца и покупателя при предоставлении/получении скидок изложена в закладке "Налоги" раздела "Предоставление скидок".