Автор: Анна Воробьева, старший бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, зима 2019 г.

Рассмотрим, когда нужен счет-фактура и какие ошибки недопустимы при составлении этого документа.

Правила составления счета-фактуры

Являясь плательщиком НДС, бюджетное учреждение при совершении налогооблагаемой операции обязано выставить счет-фактуру в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 168 НК РФ.

Счета-фактуры подлежат выставлению не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров. Выполнения работ, оказания услуг.

Счета-фактуры могут оформляться как в бумажном, так и в электронном виде.

Электронные счета-фактуры выставляют в порядке, установленном Приказом Минфина РФ от 10.11.2015 №174н в случае, если стороны согласны на обмен электронными счетами-фактурами и у них есть для этого совместимые технические средства. Подписываются такие счета-фактуры усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя учреждения или уполномоченного им лица. Подпись главного бухгалтера на них не требуется.

 Несмотря на то, что счет-фактура содержит все реквизиты первичного документа, фактически таким документом он не является, поскольку требования к содержанию счета-фактуры установлены налоговым кодексом, а не Федеральным законом от 06.12.2011 №402.ФЗ «О бухгалтерском учете».

Ошибки при заполнении счетов-фактур

При заполнении реквизитов налогоплательщики иногда допускают ошибки, которые для целей налогообложения делятся на существенные и несущественные. Такие ошибки влекут за собой негативные последствия прежде всего для покупателей, а не для продавца. Существенные ошибки могут стать причиной отказа покупателю в вычете НДС, поскольку счет-фактура в силу п. 2 ст. 169 НК РФ является основанием для принятия предъявленных покупателю Продавцом сумм налога к вычету.

Приведем примеры существенных и несущественных ошибок, допускаемых плательщиками НДС при составлении счетов-фактур.

К существенным ошибкам относятся:

  • ошибки в адресе продавца. Не влекут негативных последствий: указание неполного по сравнению с ЕГРЮЛ адреса (Письмо Минфина РФ от 30.08.2018 № 03-07-14/61854); допущение в адресе технических ошибок (Письмо Минфина РФ от 02.04.2019 № 03-07-09/22679);

  • ошибки в наименовании продавца или покупателя и их ИНН (Письмо ФНС РФ от 09.01.2017 № СД-3-4/2);

  • неверно указанное наименование отгруженных товаров, работ, услуг, имущественных прав (Письмо Минфина РФ от 14.08.2015 № 03-03-06/1/47252;

  • ошибки в стоимостных показателях, если они не позволяют определить стоимость товаров, услуг, работ и сумму предъявленного налога (Письмо Минфина РФ от 19.04.2017 №03-07-09/23491.

Ошибка в адресе продавца не признается существенной при правильном указании наименования и ИНН продавца и покупателя. Это указано в Письме Минфина РФ от 02.04.2015 № 03-07-09/18318.

Указание наименования покупателя с ошибкой в организационно-правовой форме, по мнению Минфина, не является существенной ошибкой (Письмо от 15.05.2019 № 07-01-09/34738).

К несущественным ошибкам относят:

  • ошибка в нумерации счетов-фактур (Письмо Минфина РФ от 12.01.2017 № 03-07-09/411;

  • неверное указание КПП (или его отсутствие), поскольку КПП не является обязательным реквизитом;

  • отсутствие в счете-фактуре номера платежного поручения;

  • неверное указание кода или названия страны происхождения товара либо номера таможенной декларации (Письмо Минфина РФ от 04.09.2012 № ЕД-4-3/14705).

Несущественными являются те ошибки, которые не препятствуют идентификации продавца и покупателя, наименования и стоимости товаров, работ, услуг, имущественных прав, ставки и суммы налога.

Отражение счета-фактуры в налоговых регистрах

Выставленные в адрес покупателей счета-фактуры бюджетное учреждение должно зарегистрировать в книге продаж. Формы и правила ее ведения установлены в приложении 5 к Постановлению Правительства РФ № 1137. Данную книгу учреждение может вести как в бумажном, так и в электронном виде по правилам, установленным указанным постановлением. Регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникло налоговое обязательство. Единой регистрации подлежат счета-фактуры (так же корректировочные счета-фактуры), составленные как на бумажном носителе, так и в электронном виде.

Бюджетные учреждения платят НДС

Порядок исчисления и уплаты НДС в бюджет установлен гл. 21 НК РФ. Плательщиками НДС в силу ст.143 НК РФ признаются все Российские организации, а бюджетные учреждения являются таковыми, поэтому и они признаются плательщиками указанного налога наравне с прочими организациями. Однако обязанность по уплате НДС возникает только при совершении учреждением операций, которые признаются объектами налогообложения.

Налогооблагаемые и не облагаемые НДС операции

Облагаемые:

Основным объектом обложения НДС выступают операции по реализации товаров, работ и услуг, имущественных прав на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров, а также передача имущественных прав на возмездной или безвозмездной основе (п. 1 ст. 146 НК РФ).

Помимо них объектом налогообложения признаются следующие операции:

  • передача на территории РФ товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организации;

  • выполнение СМР для собственного потребления;

  • ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Не облагаемые НДС:

Бюджетному учреждению нужно помнить, что не все операции по реализации товаров, работ и услуг на территории Российской Федерации признаются налогооблагаемыми операциями.

Не признаются объектом обложения НДС операции, перечисленные в п. 3 ст. 39 НК РФ и п. 2 ст. 146 НК РФ. Среди них значится операция, напрямую касающаяся бюджетных учреждений, согласно пп. 4.1 не является объектом налогообложения НДС выполнение работ, оказание услуг бюджетными учреждениями в рамках государственного(муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Другими словами, услуги, оказываемые бюджетным учреждением в рамках государственного задания и финансируемые за счет субсидий, не образуют объекта обложения по НДС.